Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №30 Коломенский г. о.
Тема « Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Изложение с творческим заданием» с использованием технологии критического мышления»
Выполнила Михайлова Ольга Павловна
г.о.Коломна
2016 год
Содержание: стр.
1. Ведение 3-4
2. Основная часть
а)
Использование технологии развития критического мышления на
уроках русского языка
5-13
б)
Разработка и анализ урока по русскому языку в 7 классе с
использованием технологии критического мышления
14-18
3.Заключение 19
4. Приложение 20-22
5.Список использованной литературы 23
Введение
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы , остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию, то есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостного восприятия мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:
1)Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
2)Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
3)Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, логические несоответствия и т.п.);
4)Творческое мышление (перенос, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
5) Качества мышления (гибкость, диалектичность и т.п.)
Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление.
Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их выборе. В этой связи становятся наиболее актуальными следующие педагогические технологии:
- технология проектного обучения,
- технология развития критического мышления,
- проблемное обучение,
- проектное обучение,
- технологии логико-смыслового моделирования и другие.
Основная часть
Использование технологии
критического мышления на уроках
русского языка
Технология «критическое мышление" получила широкое распространение в Америке и Западной Европе. (Разработчики проекта: Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скот Уолтер, 1997 год, «Обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление».)
Главной задачей обновляющейся школы сегодня становится задача научить учиться и критически мыслить. Говоря о критическом мышлении, авторы проекта подчеркивают:
Ø критическое мышление – это не дополнительный учебный предмет, который должен преподаваться наряду с другими школьными предметами;
Ø не набор навыков, которые можно выработать и применить к решению учебных задач или тестов;
Ø критическим мышлением не является то, что уже кем-то создано, хотя и приводит понимающего к порождению нового для себя смысла;
Ø то, что обычно называют творческим или интуитивным мышлением, также не является критическим (как правило, творчество связывают с внезапным озарением, которому предшествует так называемый «инкубационный» период, когда человек накапливает информацию и размышляет).
Пять существенных признаков «критического мышления» (Дэвид Клустер):
1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное и носит индивидуальный характер. Это означает, что человек пытается самостоятельно, независимо от остальных, сформулировать какую-то идею или дать оценку ситуации.
2.Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4.Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Аргументация начинается с утверждения и подкрепления его основаниями (используемая идея, теория, система понятий). Затем следует цепочка рассуждений, приводящая автора к высказанному утверждению.
5.Критическое мышление всегда существует в ситуации дискуссии, оппонирования.
6.К этим признакам можно добавить еще один – что критическое мышление осуществляется в ситуации, реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями.
То есть, встречаясь с новой информацией, учащиеся должны:
Ø уметь рассматривать ее вдумчиво и критически (чем она мне может быть полезна?)
Ø уметь оценивать идеи самостоятельно и с различных точек зрения, делая выводы (чем эти идеи ценны не только для меня, но и для решения общей проблемы?)
Ø уметь определять общую ценность идей на основании своих потребностей и целей. (Институт «Открытое общество». Популяризация критического мышления. Обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление». Пособие II. Составители: Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер, 1997).
Поэтому в логике критического мышления существует набор условий, создание которых необходимо для осуществления учащимися критического мышления:
Ø предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
Ø давать возможность учащимся размышлять;
Ø предоставлять возможность знакомиться с различными идеями и мнениями;
Ø убедить учащихся, что они могут высказать любые мнения, не рискуя быть высмеянным;
Ø помогать учащимся задавать вопросы;
Ø способствовать активной дискуссии;
Ø стимулировать рефлексию;
Ø выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения;
Ø ценить проявления критического мышления, развивая уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей;
Ø приучать учащихся с уважением выслушивать мнения других.
При этом каждый учащийся должен научиться осуществлять по крайней мере несколько аргументы «за» и «против», применять их для расширения практических ситуаций (Д.А.Иванов).
В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий, этапов) Структура стройна и логична. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Структуру технологии можно представить в виде схемы:
1 стадия ВЫЗОВ
|
2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ |
3 стадия РЕФЛЕКСИЯ |
актуализация имеющих знаний; пробуждение интереса к получению информации; постановка учеником собственных целей обучения. |
получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения. |
размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения. |
1.Стадия вызова:
Роль учителя |
Действия ученика |
подробно, без критики фиксирует все суждения; находит в них противоположные позиции; способствует развитию дискуссии. |
устное обдумывание предложенной (выбранной) темы, проблемы; запись первичного материала: предметных ассоциаций, наброски, задумки, версии и т.д.* объединение в пары и обмен взглядами по поводу предложенной темы; фиксирование разногласий; обсуждение; высказывание суждений.
|
*Важно записать все, что придет на ум, и как можно больше
2. Стадия осмысления
Первая фаза: учащиеся приступают к чтению текста. Например, текста сочинения –ответа своего сверстника (задания С из сборника Контрольных Измерительных Материалов ЕГЭ по русскому языку) (см ниже*). Текст обязательно читается с карандашом (ручкой), чтобы делать особые пометки на полях. Пометки должны быть следующие:
«V» – поставьте «галку» на полях, если то, что вы читаете, соответствует норме, если вы согласны с мнением, позицией сверстника;
«-» - поставьте «минус», если то, что вы читаете, не соответствует норме, если вы не согласны с мнением, позицией сверстника;
«+» - поставьте «плюс», если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» - поставьте знак вопроса, если то, что вы читаете, непонятно ли вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
*Текст сочинения сверстника
В чем заключается сущность духовной жизни?Что значит обладать высочайшей силой духа? О проблеме содержания духовности людей рассуждает автор текста С.Соловейчик (Т, ПТ).
Вопрос о том, можно ли назвать современную жизнь каждого из нас духовной, является важным (КП), на мой взгляд, потому что у каждого из нас свои, подчас искаженные ориентиры нравственности. Важно определить истинные духовно-нравственные ценности и следовать им всю жизнь. С этой позиции проблему, которую исследует С. Соловейчик, можно назвать философско-нравственной(КП), потому что в поисках нелегкого ответа она требует от каждого напряжения мысли, совести, души.
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что(ПА) «духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому». С. Соловейчик акцентирует внимание читателя (ПА): для поддержания собственного духа необходимо искусство мыслить, выражающееся в чтении книг и посещении театров. Он делает вывод, что(ПА) истинное искусство способствует «укреплению собственной веры в добро, правду и красоту».
Я не могу не согласиться с мнением автора, рассуждающего(СМ)о сущности духовной жизни. Если человек богат духовно, то это помогает ему совершать честные и благородные поступки, делиться с окружающими своей добротой, идти по жизни уверенно, достойно, подавая другим пример.
В русской литературе к вопросу о том, что значит обладать силой духа, обращались многие поэты и писатели: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и многие другие (Д1,Д2). Так, например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев Андрей Болконский проходит свой путь нравственных исканий и проявляет на этом пути великую силу духа (А1). Будучи смертельно раненным, находясь перед лицом смерти, он приходит к выводу, что необходимо научиться жить, прощая и любя окружающих. Именно всепрощение и является проявлением высокой «силы и духовности личности» (Ил.1).
Кроме того, и в романе «Преступление и наказание» проблема содержания духовной жизни обозначена Ф.М.Достоевским не менее явственно (А2). Родион Раскольников, которому сострадает Соня Мармеладова, понимает, что жизнь должна строиться не на принципах теории «сверхчеловека», которому все дозволено. В основе человеческих отношений, по мысли Ф.М.Достоевского, должна лежать любовь к ближнему(Ил.2).
Итак, прочитав текст С. Соловейчика, я пришла к выводу (ПТ): духовность является важной составляющей в жизни каждого человека. Поэтому необходимо читать книги, которые бы давали «образцы жизни честной, духовной, нравственной», чтобы научиться вслед за Андреем Болконским жить, преодолевая себя, вырабатывая силу духа, другими словами, по законам добра, чести и справедливости.
(Источник – материалы тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Вторая фаза – фаза, на которой учащийся вступает в контакт с новой информацией или идеями (чтение текста - источника, комментария учителя, памяток к выполнению задания; слушание выступления сверстника и т.д.). Например, изучает следующий комментарий учителя (памятку):
*ПТ – проблема текста;
**КП – комментарий проблемы;
***ПА – позиция автора;
****СМ – собственное мнение;
*****Д – доказательство;
******А – аргумент
********Ил. – иллюстрация доказательства;
На этой стадии учащийся самостоятельно, индивидуально работает с текстом, инструкциями, таблицей критериев проверки сочинения, определяя свой смысл прочитанного или увиденного. Пометки помогают организовать его понимание нового содержания, помогают включить его в диалог с автором текста (сверстником). По истечении определенного времени (нормы времени) следует команда СТОП. Ученик прерывает работу: он должен ответить на несколько вопросов, активизирующих, направляющих его мышление, в случае необходимости использовать алгоритм выполнения задания, предложенный учителем.
Фаза третья - после того как все выполнили задание и сделали пометки, дается некоторое время на то, чтобы каждый смог как-то обобщить результат работы, сформулировать его в нескольких суждениях, заполнить таблицу№1.
Таблица№1 (см.Приложение 1)
При возникших затруднения большинство учащихся целесообразно объединить учащихся в пары:сильный-слабый, использовать помощь консультанта (более сильного ученика); тройки и попросить учащихся выработать общее мнение, при этом учесть возможные разногласия. При этом учащиеся должны сравнить те обобщения, которые получились на основе выполненного задания, с теми суждениями и обобщениями, которые они сделали самостоятельно. Должны отметить, что добавилось нового к тому, что они предполагали лишь на основе своего опыта, и составить целостное предположение в отношении обсуждаемой темы или проблемы.
3.Стадия рефлексии.
Роль учителя |
Деятельность ученика |
1.Организатор рефлексии учащихся: предлагает учащимся ответить устно или письменно на три вопроса: Что вы узнали нового? Что вы поняли? Чему вы научились?
2.Организатор ситуации рефлексии учащимися самого метода, который он использует для работы с учащимися, или, другими словами, рефлексии своей собственной деятельности, своих целей и задач.развивает способность учащихся к рефлексии: учит отличать содержание – цели и результаты – от метода их реализации; учит анализировать свою деятельность и отличать деятельность от активности; учит критически относиться не только к идеям автора, но и к своим собственным.
|
1.Задает себе несколько вопросов: Что я теперь (после всех обсуждений) думаю о данной проблеме? Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей? Как полученная информация увязывается с тем, что я знал раньше? Что я могу делать иначе после того, как получил новую информацию? Что я могу делать иначе после того, как стал понимать эту проблему по-новому? Учитель может продолжить задавать рефлексивные вопросы: Что вы в результате выяснили? (дайте как можно более развернутые ответы.) Учится различать усвоение информации и понимание (порождение нового смысла), а также отличать то и другое от обучения конкретным умениям (компетентностям). 2.Приучается работать самостоятельно, задавать себе и другим вопросы, порождать свои смыслы и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии, выслушивать мнение другого, критически относиться к мнению автора или оппонента, не принимать все на веру, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей; учится анализировать, классифицировать, работать с понятиями, а не определениями; начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса и роли учителя. |
Разработка урока по русскому языку
7класс
«Случай с кошельком»
(по П.Шеманаеву)
Цель:
Образовательная: |
Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка. Овладение навыками применения деепричастных и причастных оборотов. |
Развивающая: |
Развитие образного, логического критического мышления, речи, памяти. |
Воспитательная: |
Воспитание эстетического отношения к слову. Формирование школьника как личности. Развитие эмоций, творческих способностей. |
Этапы урока |
Цели этапа |
Методы и приемы |
Цели методов и приемов |
Вызов |
Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связанной речи. Развитие логического мышления. |
Анализ заголовка по особым вопросам. Вопросы-воспроизведения. Составления списка слов-определений. Рассказ-предположение по ключевым словам. |
Вызов личностно значимых знаний. Развитие словарного запаса учащихся. Развитие логического мышления, связанной речи. |
Осмысление |
Организация активного восприятия текста.
Направление усилий на степень понимания текста. |
Чтение с остановками. Заполнение трехчастного дневника («Кто, ключевые слова, толкование»). Возвращение к списку слов-определений. Открытый финал. Прогнозирование. Составление чернового варианта.
|
Активизация чтения.
Развитие умения выделять главное, систематизировать. Формировать умения составления связанного текста, умения слушать. |
Рефлексия |
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений. |
Написание изложения с творческим заданием. |
Развитие памяти.
Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом. |
Ход урока
1 стадия – Вызов
- В названии текста содержится слово случай. Какие у вас возникают, сформулируйте их и запишите в своих тетрадях.
Когда произошел случай?
С кем произошел?
Что случилось?
Кто герои? И др.
- Наш текст называется «Случай с кошельком». На какие вопросы вы
теперь можете попытаться ответить? Что еще остается неясным?
- Что отражено в названии текста? (Тема)
- Мы с вами пришли к выводу, что в рассказе будет описываться какое-то
происшествие и соответственно поступки героев. От того, как они себя
будут вести, мы можем сделать вывод об их характерах. Запишите
определения, с помощью которых можно охарактеризовать героя.
Достойное, вызывающее, безобразное, бессовестный, злой, тактичный,
доброжелательный и др.
- На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним
сюжетную канву.
Ходить в магазин – пять рублей семьдесят пять копеек мелочью – не теряли – вытряхнул – в награду за честность – посмеиваясь – суетливая – пять рублей – покачала головой
(Ребята работают каждый индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)
2 стадия – осмысление текста
- Послушайте первую часть текста. Подтвердились ли ваши версии.
Давайте заполним таблицу:
У Коли была домашняя обязанность – ходить в магазин.
Однажды, получив задание, Коля с пятью рублями в кармане отправился в путь. Неподалеку от продуктового магазина он почувствовал, что нога его наступила на какой-то предмет. Остановился и чуть не вскрикнул: на тротуаре валялся кошелек с белой пуговкой. Коля поднял его, отошел в сторону и исследовал содержимое. В нем было пять рублей бумажкой и семьдесят пять копеек мелочью.
Коле захотелось отдать их тому, кто потерял. Но кто это?
- Скажите, вы ничего не теряли? – Коля обращался с этим вопросом к десяткам проходивших мимо людей. И вдруг один из четырех парней, шедших вразвалочку по тротуару, откликнулся:
- Терял!
- Кошелек?
- Вот именно!
Парень вытряхнул содержимое кошелька в растопыренную немытую ладонь.
- А это тебе в награду за честность. – Он протянул Коле пустой кошелек.
Едва компания, негромко посмеиваясь, оставила Колю с пустым кошельком, появилась суетливая старушка, которая, согнувшись, изучала асфальт.
Коля все понял…
Кто? |
Ключевые слова |
Толкование |
Коля |
|
|
Парни |
|
|
- У каждого из вас уже сложилось собственное мнение о характере мальчика, каждый представил такую ситуацию, кратко напишите. Что произошло дальше.
(Свободное письмо, слушаем версии, обсуждаем)
Послушайте вторую часть текста.
Сперва он хотел убежать, будто совершил кражу. Но удержался и тихо спросил:
- Вы…потеряли? Кошелек?
- Да, милый. А ты что, нашел?
Коля торопливо вытащил из кармана пять рублей, которые дала ему мама, и незаметно сунул их в кошелек.
- Этот?
- Он…Он! Там пять рублей с мелочью. Где ты его нашел-то?
- На тротуаре валялся. Пожалуйста…
Коля бегом устремился прочь. Обернувшись, он увидел издали, как старушка, не обнаружив мелочи, покачала головой. (По П.Шеманаеву.)
- Оправдались ваши предположения?
- Как этот поступок раскрывает характер мальчика?
- Давайте вернемся к списку наших качеств и выберем те, которые подходят к характеру Коли, обоснуйте свой выбор, добавьте, если вы считаете, что этого недостаточно.
Совестливый
Доверчивый
Наивный
Воспитанный
Бескорыстный (Ребята сами объясняют значение этого слова)
Находчивый
Благородный и т. д.
Ребята выделяют те качества, которые на их взгляд точнее характеризуют Колю.
(Это задание дает возможность подготовиться к творческому заданию)
- Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать его основную мысль. (Благородный поступок и др.)
- Прослушайте еще раз текст, напишите изложение близкое к тексту, дайте оценку его поведения, опишите характер мальчика.
Анализ урока
На стадии Вызова использовались такие приемы, как анализ заголовка, прогнозирование по заголовку, мозговой штурм, прогнозирование по цепочкам ключевых слов, индивидуальная и групповая работа.
Такие приемы помогают развивать логическое мышление, учат самостоятельности, развивают навыки групповой работы, способствуют формированию своего собственного мнения.
На стадии Осмысления текста использовалось чтение с остановкой, заполнение трехчастного дневника, который способствует отслеживанию понимания текста, выявления главного. Открытый финал позволяет прочувствовать ситуацию, выявить собственное отношение к тому, что описывается в рассказе.
На стадии Рефлексии возвращались к словам характеристикам, к заголовку.
Заключение
Инновационность представленной модели заключается в том, что выходя за рамки классической технологической стратегии, она представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат.
Учителю данная технология помогает пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.
Приложение 1
№ |
Критерии оценивания ответа на задание С1 |
Баллы |
Ваша оценка в баллах |
Пометки ученика: «V» – верно, соответствует норме; «+» - новое; «?» – требует дополнительного разъяснения; «-« неверно, не согласен |
I.Содержание сочинения |
||||
К1 |
Формулировка проблем исходного текста (ПТ)* |
|||
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы нет.
|
1 |
|
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста |
0 |
|||
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (КП)** |
|||
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста , в комментариях нет |
2 |
|
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но в комментариях допущено не более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста |
1 |
|||
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста
|
0 |
|||
К3 |
Отражение позиции автора исходного текста (ПА)*** |
|||
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет |
1 |
|
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 |
|||
К4 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме(СМ,**** Д*****, А*******, Ил.********) |
|||
|
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). |
3 |
|
|
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привел только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы |
2 |
|||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласивших с позицией автора), аргументировал его (привел один аргумент) опираясь на знания, жизненный опыт |
1 |
|||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе |
0 |
Список использованной литературы:
1. Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. - №29
2. Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
3. Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
4.Столбунова С.В. Технология развития
критического мышления через чтение
и
письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». –
2005. -№18,19
5.Иванов, Д. Компетентности и компетентностный
подход в современном
образовании / Д.Иванов. – М., 2007.
6.Селевко, К.Г. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. [Текст] / К.Г. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.