Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение
Оценка 4.9

Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение

Оценка 4.9
doc
12.02.2024
Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение
русский язык 8 класс.doc

 

 

Тема урока: «Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение»

 

Цель урока: Знакомство с понятием СПРЯЖЕНИЕ глаголов, формирование навыков дифференцировать глаголы по спряжению.

 

Задачи:

 

1. Коррекционно-образовательные:

Формировать умения определять спряжение глаголов по личным окончаниям

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; практическое использование языковых категорий.

Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение  и обогащение словаря учащихся.

Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.

3. Коррекционно-воспитательные:

Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

2.Разминка, повторение знаний учащихся о глаголе.

Задание «Найди лишнее слово»

ГРАМОТА

УЧЕНЬЕ

НАУКА

ЗНАТЬ

ШКОЛА

Лишнее слово – ЗНАТЬ. Почему?

-Что мы знаем о глаголе?

- А теперь, скажите, какое общее слово можно подобрать к этим словам в задании?

(Процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков – ОБРАЗОВАНИЕ)

3. Словарная работа.

 

        З   Ш

        Н  К

ОБРАЗОВАНИЕ              (ЧТО?) – СУЩ.           

        Т  Л

        Ь  А

 

Родственные слова: ОБРАЗОВАННЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЬ (ИСТ. – ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ), САМООБРАЗОВАНИЕ.

 

Издавна люди стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет. Подмеченные факты складывались в пословицы и поговорки. Например: УЧЕНЬЕ ЛУЧШЕ БОГАТСТВА. Другие пословицы об учении, образовании и т.д. мы рассмотрим, выполняя следующее задание.

 

4. Упражнение-переход к теме урока.

Нам даны пословицы, прочитаем их. Все ли пословицы на тему «Образование и наука»? Лишняя - Как потрудимся, так и поедим.

- На какую тему эта пословица? (Тема - ТРУД). Но без труда мы тоже не осилим все науки Есть пословица «БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ»

- А  теперь найдите и подчеркнитеь все имеющиеся в них глаголы:

С книгой жить – век не тужить.

Не пером пишут, а умом.

Если грамота дается, то на ней далеко уедешь.

Как потрудимся, так и поедим.

Одна книга тысячи людей учит.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

- Среди найденных глаголов найдите глаголы, стоящие в неопределенной форме.

ЖИТЬ, ТУЖИТЬ, ЗНАТЬ, СПАТЬ.

- Возьмем два из перечисленных глаголов и изменим их по лицам и числам:

 

ЖИТЬ                                                                           СПАТЬ

я живу, мы живём                                                       я сплю, мы спим

ты живёшь, вы живёте                                               ты спишь, вы спите

он (она, оно) живёт, они живут                                он (она, оно) спит, они спят

 

Выделим   личные окончания глаголов.

-Что мы с вами делали? Изменяли глаголы по лицам и числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

 

Два глагола ЗНАТЬ И ТУЖИТЬ –  представлены учителем.

 

ЗНАТЬ                                                                       ТУЖИТЬ

Я знаю, мы знаем                                                     я тужу, мы тужим

Ты знаешь, вы знаете                                              ты тужишь, вы тужите

Он(она, оно) знает, они знают                                он (она, оно)тужит, они тужат 

 

- Посмотрим, у всех ли глаголов при спряжении одинаковые окончания?

Не все глаголы спрягаются одинаково. В зависимости от окончаний глаголов различаются два спряжения – ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.

 

К 1 спряжению относятся глаголы с окнчаниями: -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ут(-ют).

Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят).

Эти окончания сохраняются в глаголах перед –ся (-сь).

 

(мнемотехнический прием, помогающий запомнить спряжения – в Е одна вертикальная полоса, как в цифре 1, в И – две вертикальные полосы, как в цифре 2)

 

5.  Физкультпауза.

Дети стоят, учитель на карточках показывает личные окончания глаголов. Если окончание, относится к 1 спр., то дети поднимают одну руку, если ко 2-ому, то – две руки.

 

6. Упражнение по теме урока.

Нам даны словосочетания с глаголами, нужно записать их в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к 1-ому или ко 2-ому спряжению. Окончания выделяем.

 

Сдаешь работу,  стучишь молотком,  живём дружно,  следим за порядком, идёт е в школу,  стоите у доски,  жгут  листья,  дают слово,  молчат леса, летят птицы,  гордишься наградой,  расстаёшься с товарищем,  соберёмся быстро,  стремимся к цели,  смеётесь от души,  решитесь на поездку, плетутся в хвосте,  вьются вокруг.

 

Проверяем написанное друг у друга. Зачитываем глаголы.

- Давайте повторим, что такое СПРЯЖЕНИЕ? 

- Сколько в русском языке различают спряжений?

 

7. Домашнее задание. Стр. 172, упр. 237.

Текс про библиотеку. Нужно найти в тексте глаголы, выделить в них окончания и указать спряжение.

 

8. Итоги урока. Что нового мы узнали на уроке? Чему научились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока: «Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение»

Тема урока: «Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение»

ЛУЧШЕ БОГАТСТВА. Другие пословицы об учении, образовании и т

ЛУЧШЕ БОГАТСТВА. Другие пословицы об учении, образовании и т

Физкультпауза. Дети стоят, учитель на карточках показывает личные окончания глаголов

Физкультпауза. Дети стоят, учитель на карточках показывает личные окончания глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение

Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024