Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Реальная математика»
9 класс
основное общее образование
Г
Пояснительная записка
Блок «Нормативные документы»
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 9 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
2. Федерального базисного учебного плана, раздел внеурочная деятельность, для образовательных учреждений РФ, Ростовской области основное общее образование;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2 на 2016-2017 учебный год;
4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
5. Базисного учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Константиновска на 2016-2017 учебный год.
6. Авторской программы внеурочной деятельности курса «Реальная математика»
Блок «Общая характеристика учебного курса, предмета»
Курс внеурочной деятельности «Реальная математика» является предметно – ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая ее целостности. Программа курса содержит задания, в которых ученики совершенствуют навык использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Формулировка этих заданий содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту. Такие задания носят название «прикладные задачи».
Решения прикладных задач – это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких – то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто, труднодостижимая для учащихся задача.
Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение: он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету, данной теме и, что особенно важно, формированию умения решать практические задачи в различных сферах деятельности человека. Решение таких задач способствует приобретению опыта работы с заданием, формированию более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности, математической культуры учащихся. Прикладные задачи приучают учащихся пользоваться справочным материалом, заставляют глубже изучать теоретический материал, превращают знания в необходимый элемент практической деятельности, а это важный компонент мотивации учения. Выполняя такие задания, учащиеся оказываются в одной из жизненных ситуаций и учатся отвечать на возникающие вопросы с помощью знаний, полученных на уроках математики.
Программа данного курса внеурочной деятельности ориентирована на приобретение определенного опыта решения прикладных задач. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра и геометрия. Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.
Данная программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к процессу школьного математического образования:
· содержательность;
· увлекательность;
· доступность;
· развитие интеллекта;
· связь с общечеловеческой культурой.
Отличительной особенностью данной программы является то, что перечисленные задачи определяют необходимость добиваться получения обучающимися знаний, систематизировать уже имеющиеся знания, необходимые для достижения обязательного уровня образования и их дальнейшего развития. Кроме того, предусматривается, что в процессе обучения учащиеся постоянно приобретают и накапливают умения рассуждать, обобщать, доказывать, систематизировать.
Особую роль данная программа уделяет привитию навыков самостоятельности в рассуждениях, в поисках способов решения задач, развитию способностей к самообразованию, к созданию и разрешению проблемных ситуаций, рефлексии, самоанализу собственной деятельности,.
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому человеку приходится решать те или иные проблемы, которые мы зачастую называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения, оборона страны и т. п.), задачи определенных коллективов и групп (сооружение объектов, выпуск литературы, установление связей и зависимостей и др.), а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями. Проблема решения и чисто математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, в сущности, имеет одну природу, и, следовательно, требуют исследования и обязательного разрешения. Поэтому именно умение решать учебные задачи в дальнейшем приводит к умению решать любые жизненные задачи, то есть к развитию таких личностных качеств как не знал – знаю, не умел – умею и т.п. Также важно отметить, что умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического, а значит и общего развития школьников, глубины усвоения ими учебного материала.
Задачи, предлагаемые в данной программе внеурочной деятельности, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание программы позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель данного курса внеурочной деятельности :
Ø формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни, повышение уровня их математической культуры,
Ø подготовка учащихся к итоговой аттестации по окончанию 9 класса, продолжению образования в старших классах,
Ø развить устойчивый интерес учащихся к изучению математики,
Ø ликвидировать представление о математике как об абстрактной науке, показать её применение в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях.
Ø развить культуру математических вычислений и добиться стабильности в преобразовании алгебраических выражений.
Задачи:
Ø научить решать практические задачи на оптимизацию и применять функциональную линию при решении практических задач;
Ø развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление;
Ø показать широту применения известного учащимся математического аппарата – процентные вычисления, связь математики с различными направлениями реальной жизни;
Ø показать учащимся методы решения задач на сплавы, смеси и растворы;
Ø научить решать одну задачу разными способами;
Ø воспитать целеустремлённость и настойчивость при решении задач;
Ø предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности;
Ø сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
Ø сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
Ø оказать помощь в подготовке к успешному прохождению ОГЭ;
Ø развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
Ø способствовать профориентации.
Учебный процесс внеурочной деятельности предусматривает следующие методы и формы работы:
Блок «Место учебного предмета, курса в учебном плане»
Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ, выделяет в качестве самостоятельного предмета внеурочной деятельности курса «Реальная математика», согласно заявлениям и возможностям МБОУ СОШ №2 и отводит 34 часа для обязательного изучения на этапе основного общего образования в 9 классе, из расчета 1 часа в неделю. С учетом годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №2 в 9 «А» классе на прохождение программного материала отводится 34 учебные недели, 34 часа соответственно (1 час в неделю).
«Содержание внеурочной деятельности»
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Основное содержание |
Виды деятельности обучающихся |
1. |
Анализ информации, представленной в таблице |
Анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах. |
Анализируют данные представленные в таблицах |
2. |
Решение задач на выбор оптимального варианта |
Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца. |
Решают задачи на оптимальный выбор, рассматривают особенности решения задач на оптимальный выбор и выборку целочисленных решений |
3. |
Анализ диаграмм |
Анализ реальных данных, представленных на диаграммах |
Анализируют данные, представленные на диаграммах |
4. |
Анализ графиков |
Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. |
Анализируют графики, читают графики графики, применяют их для решения текстовых задач |
5. |
Решение задач на соответствие по графикам и диаграммам |
|
Соотносят графики с функциями, рассматривая различные свойства функций |
6. |
Решение задач на соответствие между величинами и их возможными значениями |
|
|
7. |
Задачи на движение, движение по воде, совместное движение |
Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. |
Повторяют типы задач на движения, развивают навыки выполнения тестовых заданий. Характеризуют задачи на движение, рассматривают виды задач. Решают простейших задач. Вспоминают основные понятия, применяемые при решении задач: скорость, время, расстояние. Формулы: S = V*t,V= S:t, t = S : V , равномерное движение. |
8. |
Решение задач на деление с остатком |
Задачи на деление с остатком, правила округления |
Рассматривают и решают задачи на деление с остатком, вспоминают правила округления |
9. |
Решение задач на совместную работу |
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу, составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели. |
Рассматривают содержание задач на совместную работу. Выводят основные понятия, применяемые при решении таких задач. Обобщают и систематизируют знания учащихся по темам: работа, производительность. |
10. |
Решение задач на проценты |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы и т.д.) |
Повторяют типы задач на проценты |
11. |
Решение задач на сплавы и смеси |
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля»), и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели. Задачи на изменение концентрации растворов. Выявление общей закономерности изменения той или иной величины в результате многократно повторяющейся операции. Задачи на разбавление. |
Выясняют какие знания нужны при решении таких задач. Вспоминают формулы зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»), концентрация вещества. процентное содержание вещества, количество вещества |
12. |
Решение задач на отношения и пропорции |
Несложные практические расчетные задачи; задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; |
Вспоминают правила составления пропорций, обратную и прямо пропорциональную зависимость величин, решают задачи |
13. |
Выражение величин из формул |
Различные формулы |
Вспоминают правила выражения одной величины через другую, выражают величины |
14. |
Решение задач с помощью уравнений |
Анализ задач, составление уравнений |
Вводят неизвестную переменную, составляют уравнения, находят неизвестные |
15. |
Решение задач с помощью систем уравнений |
Анализ задач, составление систем уравнений |
Вводят неизвестные переменные, составляют систему уравнений, решают задачи |
16. |
Практические задачи на теорему Пифагора |
Описание реальных ситуации на языке геометрии, исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем, практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин. |
Решают задачи, используя теорему Пифагора |
17. |
Практические задачи с подобными треугольниками |
Решают практические задачи на подобие треугольников, используя коэффициент подобия |
|
18. |
Вычисление длин, площадей, объемов |
Использование основных единиц длины, площади, объема; выражение более крупных единиц через более мелкие и наоборот. |
Вспоминают единицы длины, площади, объема, формулы нахождения периметра, площади и объема геометрических фигур |
19. |
Создание проекта «Комната моей мечты» |
оценка и прикидка результатов при практических расчетах; интерпретация результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов. |
Создают «Комнату своей мечты», используя расчеты длины, площади, объема, определяют длину, ширину, высоту будущей комнаты, используют полученные знания на практике |
20. |
Расчет сметы на ремонт комнаты «Моей мечты» |
Составляют и используют несложные формулы для расчета сметы на ремонт комнаты |
Уроки, выпадающие на 1мая и 8 мая предполагается компенсировать за счет совмещения уроков 10.04 №29 – 30 «Практические задачи с подобными треугольниками», 24.04 №31 - 32 Вычисление длин, площадей, объемов», «Создание проекта «Комната моей мечты»»
График прохождения программного материала
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Сроки прохождения |
|
1 |
Анализ информации, представленной в таблице |
2 |
05.09-12.09 |
|
2 |
Решение задач на выбор оптимального варианта |
2 |
19.09-26.09 |
|
3 |
Анализ диаграмм |
1 |
03.10 |
|
4 |
Анализ графиков |
1 |
10.10 |
|
5 |
Решение задач на соответствие по графикам и диаграммам |
1 |
17.10 |
|
6 |
Решение задач на соответствие между величинами и их возможными значениями |
1 |
24.10
|
|
7 |
Задачи на движение, движение по воде, совместное движение |
2 |
31.10 – 14. 11
|
|
8 |
Решение задач на деление с остатком |
1 |
21.11 |
|
9 |
Решение задач на совместную работу |
2 |
28.11 - 05.12 |
|
10 |
Решение задач на проценты |
2 |
12.12-19.12 |
|
11 |
Решение задач на сплавы и смеси |
2 |
26.12 – 16.01 |
|
12 |
Решение задач на отношения и пропорции |
2 |
23.01-30.01 |
|
13 |
Выражение величин из формул |
2 |
06.02-13.02 |
|
14 |
Решение задач с помощью уравнений |
2 |
20.02-27.02 |
|
15 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
2 |
06.03-13.03 |
|
16 |
Практические задачи на теорему Пифагора |
2 |
27.03- 03.04 |
|
17 |
Практические задачи с подобными треугольниками |
2 |
10.04 |
|
18 |
Вычисление длин, площадей, объемов |
2 |
17.04-24.04 |
|
19 |
Создание проекта «Комната моей мечты» |
2 |
24.04-15.05 |
|
20 |
Расчет сметы на ремонт комнаты «Моей мечты» |
1 |
22.05 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во уроков |
Дата проведения |
Виды контроля, измерители |
|
план |
факт |
||||
1 |
Анализ информации, представленной в таблице |
1 |
05.09 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение |
2 |
Анализ информации, представленной в таблице |
1 |
12.09 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
3 |
Решение задач на выбор оптимального варианта |
1 |
19.09 |
|
Практические занятия с разноуровневыми заданиями |
4 |
Решение задач на выбор оптимального варианта |
1 |
26.09 |
|
Практикум по решению задач |
5 |
Анализ диаграмм |
1 |
03.10 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение |
6 |
Анализ графиков |
1 |
10.10 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, |
7 |
Решение задач на соответствие по графикам и диаграммам |
1 |
17.10 |
|
Практические занятия с разноуровневыми заданиями |
8 |
Решение задач на соответствие между величинами и их возможными значениями |
1 |
24.10 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
9 |
Задачи на движение, движение по воде, совместное движение |
1 |
31.10 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
10 |
Задачи на движение, движение по воде, совместное движение |
1 |
14.11 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение |
11 |
Решение задач на деление с остатком |
1 |
21.11 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
12 |
Решение задач на совместную работу |
1 |
28.11 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
13 |
Решение задач на совместную работу |
1 |
05.12 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
14 |
Решение задач на проценты |
1 |
12.12 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
15 |
Решение задач на проценты |
1 |
19.12 |
|
Практические занятия с разноуровневыми заданиями |
16 |
Решение задач на сплавы и смеси |
1 |
26.12 |
|
Практикум по решению задач |
17 |
Решение задач на сплавы и смеси |
1 |
16.01 |
|
Практические занятия с разноуровневыми заданиями |
18 |
Решение задач на отношения и пропорции |
1 |
23.01 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, |
19 |
Решение задач на отношения и пропорции |
1 |
30.01 |
|
Практические занятия с разноуровневыми заданиями |
20 |
Выражение величин из формул |
1 |
06.02 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
21 |
Выражение величин из формул |
1 |
13.02 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
22 |
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
20.02 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение |
23 |
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
27.02 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
24 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
1 |
06.03 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
25 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
1 |
13.03 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
26 |
Практические задачи на теорему Пифагора |
1 |
27.03 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение, индивидуальные карточки |
27 |
Практические задачи на теорему Пифагора
|
1 |
03.04 |
|
Практические занятия с разноуровневыми заданиями |
28 |
Практические задачи с подобными треугольниками |
1 |
10.04 |
|
Практикум по решению задач |
29 |
Практические задачи с подобными треугольниками
|
1 |
10.04 |
|
Работа в парах, коллективное обсуждение |
30 |
Вычисление длин, площадей, объемов |
1 |
17.04 |
|
Практические занятия с разноуровневыми заданиями |
31 |
Вычисление длин, площадей, объемов
|
1 |
24.04 |
|
Практические занятия с разноуровневыми заданиями |
32 |
Создание проекта «Комната моей мечты» |
1 |
24.04 |
|
Работа в группах, коллективное обсуждение |
33 |
Создание проекта «Комната моей мечты» |
1 |
15.05 |
|
Работа в группах, коллективное обсуждение |
34 |
Расчет сметы на ремонт комнаты «Моей мечты» |
1 |
22.05 |
|
Работа в группах, коллективное обсуждение |
Планируемые результаты освоения курса
Изучение курса «Реальная математика» в 9 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
· в личностном направлении:
ü Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
ü Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
ü Формирование качеств мышления;
ü Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
ü Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
ü Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Коммуникативные: планировать общие способы решения; обмениваться знаниями между группами; формировать навыки учебного сотрудничества; формировать коммуникативные действия; слушать других, критично относиться к своему мнению; воспринимать текст с учетом поставленной задачи.
Регулятивные: корректировать свою деятельность; осознавать уровень и качество усвоения материала; формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствия; обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план работы; формировать целевые установки учебной деятельности.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения; уметь строить рассуждения; уметь выделять существенную информацию из текста; ориентироваться на разнообразие способов решения.
в предметном направлении:
ü овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
ü овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
ü овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
ü освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
ü развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
ü формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы.
ü переводить условия задачи на математический язык;
ü использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
ü составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
ü решать текстовые задачи алгебраическим методом;
ü вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам;
ü понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения курса учащиеся научатся:
ü Применять теорию в решении задач.
ü Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
ü Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
ü Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
ü Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
ü Анализировать полученную информацию.
ü Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
ü Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
ü Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
ü Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
ü Решать числовые и геометрические головоломки.
ü Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Формы контроля
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
-сообщения и доклады (мини);
-защита проектов;
-результаты математических викторин, конкурсов;
-творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
-различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Темы для исследовательской и творческой деятельности учащихся
ü Задачи из повседневной жизни
ü Задачи практической направленности
ü Нужны ли проценты в жизни?
ü Старинные задачи
ü Задачи о здоровье
Предлагаемые темы условны.
Учащиеся могут конкретизировать формулировку темы, выбрать свою.
Работа может быть оформлена в виде презентации, кроссворда, сообщения, рисунка или плаката.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.