Изменение глаголов по родам в единственном числе прошедшего времени

  • docx
  • 09.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала род гл.docx

Конструкт урока  русского языка по преддипломной практике

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Шибановой Дарьи Андреевны

Дата: 20.03.2021

Класс: 3

 УМК: Школа России  

 Тема: Изменение  глаголов  в  прошедшем времени по родам в единственном числе.

Планируемые результаты:

 Личностные:

обучающиеся демонстрируют освоение социальной роли ученика (соблюдение школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); стремление отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе; умение прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.

Метапредметные УУД:

обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; удержание инструкции; умение составлять план действий; умение оценить результат действий; умение выслушивать не перебивая; умение  сопоставлять результат с образцом; умении найти ошибки у себя); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и сверстников; умение слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; умение аргументировать свое мнение); познавательные УУД (умение принимать полученные знания, умение строить логическое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение формулировать правило определения рода у глагола, умение пользоваться правилом при определении рода у глагола в единственном числе).

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол; демонстрируют умение определять род   у глаголов прошедшего времени в единственном числе.

Цель: Развитие коммуникативных УУД посредством решения учебной ситуации в процессе изучения глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе

Задачи:

Воспитательная: способствовать освоению социальной роли ученика обучающимися (соблюдение школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); формированию стремления отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе; умения прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся регулятивных УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; удержание инструкции; умение составлять план действий; умение оценить результат действий; умение выслушивать не перебивая; умение  сопоставлять результат с образцом; умении найти ошибки у себя); коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и сверстников; умение слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; умение аргументировать свое мнение); познавательных УУД (умение принимать полученные знания, умение строить логическое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение формулировать правило определения рода у глагола, умение пользоваться правилом при определении рода у глагола в единственном числе).

Образовательная: актуализировать знания обучающихся о том, что такое глагол ; познакомить обучающихся с родам у глаголов прошедшего времени в единственном числе.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип целостности;

принцип минимакса;

принцип деятельности;

принцип психологической комфортности.

Методы воспитания

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Использование игровых форм.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, рассказ, работа с книгой, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы самостоятельной работы.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Дидактические средства:

демонстрационные: тема, цель, доска.

индивидуальные: тетрадь, учебник, дневник, пенал.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Структура урока:

1) Мотивационный  этап.

2) Актуализация знаний.

3)  Открытие новых знаний.

4) Первичное закрепление.

5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Использованная литература:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

2.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)

3.      Учебник Русский язык 3 класс 2 часть.

4.      Рабочая программа «Русский язык 1-4 классы» Школа России [Текст]/Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др.

 

Макет доски:

 

 

20 марта.

Классная работа

Тема:

Цель:

 

Домашняя работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока, задачи работы 

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формирования УУД

1.                  Мотивация к учебной деятельности

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа

 

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое, интересное.

-А для того чтобы на уроке нам быть более внимательными и активными давайте поиграем в игру «Нос-потолок-пол».

-Молодцы ребята, вы были очень внимательными, и я думаю, сегодня на уроке у вас все получится.

- Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах лежат: пенал, учебник по русскому языку, тетрадь и дневник. Сегодня на уроке мы будем узнавать много нового и интересного. Кто готов начинать урок, работать активно – хлопните один раз в ладоши.

-Отлично!

Личностные:

обучающиеся демонстрируют освоение социальной роли ученика (соблюдение школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); стремление отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе; умение прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.

Метапредметные УУД:

обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; умение выслушивать не перебивая); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и сверстников

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся.

По источнику получения знаний:

Словесные:

беседа,

Наглядные:

демонстрация

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение.

2. Этап проблематизации

Задача: решить проблемное задание, которое побуждает проявить смекалку, логику.

Ребята, мы с вами закончили изучать большую тему.

Кто назовёт какую?

И сегодня я вас предупреждала у вас проверочная работа.

Длиться она будет 15 минут.

Ребята, я вам выдала ПР, пожалуйста, подпиши ее в правом верхнем углу фамилия и имя.
После того как подпишите внимательно слушаем инструкцию,
С 1-по 5 задание вам необходимо выбрать
один правильный ответ и вам нужно отметить его галочкой как указано в примере, 6-8 задание вы выполняете письменно, ответ записывает в строчках, которые даны после инструкции к заданию,
В 6 задании вам нужно поставить глагол в необходимую форму и выписать предложения, всего вы запишите 4 предложения.
В 7 задании-в помощь вам будут слова справок, над каждым глаголом, который вы подставите, надписать время глагола.
В 8 задании - необходимо указать времена глаголов. Подписываем прямо в тексте.
В конце вам необходимо оценить свою деятельность по заданиям. Поставьте + в той строке, которая соответствуют смайлику, если вы уверены в первом задании, то ставите плюс напротив счастливого смайла. После того как вы оценили себя по каждому заданию вам необходимо поставить галочку ниже в строке где написано отлично, хорошо, было трудно
Какой показалась работа для вас.
А теперь ещё раз в течении 10 секунд пробегитесь глазками по заданиям и задайте мне 3 вопроса!

Приступаем к выполнению проверочной работы.

-Прочитайте написанные слова на доске. Отметьте в них общее. (Это глаголы)

-Что такое глагол? (глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)

-Разделите данные глаголы на три разные группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

1 группа - глаголы настоящего времени: увядает, желтеешь, опадают. Они отвечают на вопросы что делает? Что делаешь? Что делают? И обозначают действия, происходящие в природе осенью.

2группа - глаголы будущего времени: запорошит, заметете, заискрятся. Они отвечают на вопросы что сделает? Что сделаете? Что сделают? И обозначают действия, которые будут происходить зимой.

3 группа -  глаголы: таял, распустился, зазеленела. Они отвечают на вопросы что делали? Что сделали? И обозначают действия, которые произошли весной.

-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Для примеров используйте написанные на доске глаголы. (по родам и числам)

-Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по числам. Например, увядает, желтеешь, запорошит – это глаголы в единственном числе. А глаголы опадают, заметете, заискрятся во мн. числе.

-Также глаголы изменяются по лицам: Например, желтеешь, заметете – глаголы 2 лица, а увядает, опадают, запорошит, заискрятся -3-го.

-А в каком числе представлены глаголы в 3 группе? (ед.ч)

-А можем ли мы определить род этих глаголов?

-Знаем ли мы, как изменяются глаголы прошедшего времени? (таял, распустился, зазеленела) по родам и числам

Определение необходимости нового знания

-Кто может сказать, какая тема сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе)».

-Сегодня мы с вами продолжаем определять род глаголов в прошедшем времени. Ребята, кто мне скажет, какую цель мы поставим перед собой на урок? (научиться определять род глагола в прошедшем времени)

-Какой план  мы можем поставить на урок?

-Давайте восстановим  предложения, чтобы сформулировать плана сегодняшний урок, нам нужно вставить пропущенное слово:

-Кто хочет попробовать восстановить первое предложение и прочитать первый пункт плана? (1. пронаблюдать за окончанием глаголов в прошедшем времени по родам).

-Теперь давайте восстановим второй пункт.

(2.тренироваться  правильно писать родовые окончания глагола).

 -Нам осталось восстановить третий пункт плана. Кто хочет его прочитать? (3. учиться составлять предложения с глаголами в прошедшем времени).

 Личностные:

обучающиеся демонстрируют освоение социальной роли ученика (соблюдение школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); стремление отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе; умение прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.

Метапредметные УУД:

обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; удержание инструкции; умение составлять план действий; умение оценить результат действий; умение выслушивать не перебивая; умение  сопоставлять результат с образцом; умении найти ошибки у себя); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и сверстников; умение слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; умение аргументировать свое мнение); познавательные УУД (умение принимать полученные знания, умение строить логическое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение формулировать правило определения рода у глагола, умение пользоваться правилом при определении рода у глагола в единственном числе).

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол.

 

3. Первичное усвоение новых знаний.

Задача: 

закрепить полученные знания на примере заданий.

 

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение.

Методы обучения по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы самостоятельной работы.

Давайте пронаблюдаем за формами рода глаголов в прошедшем времени.

 - Что мы будем делать?

Откройте учебник на странице 121, упражнение 214.

  -Прочитайте стихотворение про себя, Миша, прочитай нам стихотворение вслух, а остальные ребята, следите за прочитанным.

Без имени

 

-Что мы сейчас делаем?

-Сколько в этом стихотворении глаголов? (8. 3 раза повторяется гл. грело)

-Прочитайте первый глагол (грело). Давайте зададим вопрос к этому глаголу. (что делало)

-Какое число у этого глагола? (единственное)

-Давайте определим род этого глагола. Как нам это сделать? (по роду имени существительного)

-С каким существительным глагол грело связан по смыслу? (солнце)

-Какой род у этого слова? (средний)

-Значит, какой род у глагола грело? (средний род)

-Какое окончание у этого глагола? (окончание о)

-Какой мы можем сделать вывод? (что у глаголов в пришедшей форме среднего рода пишется окончание о)

Учитель обращает внимание на окончания глаголов прошедшего времени в форме мужского, женского и среднего рода. Аналогичная работа проходит со всеми глаголами.

-Ребята, давайте сделаем вывод,как мы определяли род глаголов в прошедшем времени? (обращали внимание на существительное связанное по смыслу с глаголом)

-Давайте подумаем, от чего зависит род глагола прошедшего времени, единственного числа?  (от существительного подходящего по смыслу)

-Предлагаю вам сформулировать наше предположение и записать его. А после мы проверим, верно ли мы выдвинули гипотезу. 

-Давайте прочитаем рубрику «Обратите внимание!». (учебник, с. 121)

- Прочитайте про себя. Прочитай, Миша.

 -Чтобы лучше узнать, как изменяются глаголы в единственном числе по родам, выполним упражнение из учебника  (упр. 215, с. 121).

Без имени

-Посмотрите внимательно на упражнение. Что вы видите? (вопросы глаголов, слова с выделенными окончаниями)

-Посмотрите на 2 задание. Можем ли мы его выполнить? Какие знания у нас уже имеются для выполнения этого задания?

-Сейчас нам необходимо пронаблюдать за значением окончаний у глаголов прошедшего времени  и сделать вывод: (окончание указывает на род глаголов).

-Прочитайте первый вопрос. Что делал? (блестел) Какое окончание у этого глагола? (нулевое)

-Какое время? (прошедшее) Число? (ед ч)

- Давайте попробуем определить род. (муж)

-Какая часть слова указывает на изменение глагола по родам? (окончание)

-Давайте запишем этот глагол в тетрадь, Миша, выйди к доске. Необходимо записать слово и назвать род, выделить окончание.

Аналогичная работа проходит со всеми глаголами.

-Какой пункт плана решали? Что нового узнали? (окончание глаголов указывает на их род)

-Давайте прочитаем правило в учебнике на стр 122.

Без имени

Чтение определения и выделение главных мыслей определения. Чтение примеров (учитель обращает внимание на правильное произношение этих глаголов в формах женского рода (ударение на окончании), в формах среднего рода (ударный гласный в корне). Ответы на вопрос: «Какие родовые окончания имеют глаголы в единственном числе в прошедшем времени?»

-Перейдем к решению второй задачи. Миша, прочитай .

 

Личностные:

обучающиеся демонстрируют освоение социальной роли ученика (соблюдение школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); стремление отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе; умение прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.

Метапредметные УУД:

обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу;умение оценить результат действий; умение выслушивать не перебивая; умение  сопоставлять результат с образцом; умении найти ошибки у себя); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и сверстников; умение слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; умение аргументировать свое мнение); познавательные УУД (умение принимать полученные знания, умение строить логическое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение формулировать правило определения рода у глагола, умение пользоваться правилом при определении рода у глагола в единственном числе).

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол; демонстрируют умение определять род   у глаголов прошедшего времени в единственном числе.

 

4.Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

 

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Использование игровых форм.

-кинизеология.

.

Регулятивные УУД:волевая саморегуляция.

5. Первичное закрепление полученных знаний Задача:

способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка.

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение.

Методы обучения по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, рассказ, объяснение; работа с книгой

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы самостоятельной работы.

 

-Ребята, нам осталось решить последний пункт плана. Что мы будем делать?

-Составьте предложения, образуя от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени. Запишите составленные предложения. Укажите род глаголов.

-Работаем в тетрадях. Миша выйди к доске.

Картофель (свариться).

-Правильно ли записано словосочетание?

-  Говорим ли мы так в устной речи?

-Как нужно записать слово свариться?

–Какой род у существительного связанного по смыслу? (м р)

-Какой вопрос зададим? (что сделал)

-Какой род? (м р)

-Запишем это словосочетание. Запишите род глагола.

Молоко (кипеть). Сирень (расцвести). Восток (заалеть). Мышь ( пробежать). Такси (подъехать). Ночь (пройти). Месяц (светить). Пальто (висеть). Трактор (работать).

- Как вы определяли род глагола, составляя данные словосочетания?

-Решили ли мы3 пункт плана?

 

Личностные:

обучающиеся демонстрируют освоение социальной роли ученика (соблюдение школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); стремление отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе; умение прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.

Метапредметные УУД:

обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; понимание инструкции, предложенной классу; удержание инструкции; умение составлять план действий; умение оценить результат действий; умение выслушивать не перебивая; умение  сопоставлять результат с образцом; умении найти ошибки у себя); коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать учителя и сверстников; умение слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; умение аргументировать свое мнение); познавательные УУД (умение принимать полученные знания, умение строить логическое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение формулировать правило определения рода у глагола, умение пользоваться правилом при определении рода у глагола в единственном числе).

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол; демонстрируют умение определять род   у глаголов прошедшего времени в единственном числе.

 

6.Информация о домашнем задании

Задачи:

Методы формирования социального опыта детей:педагогическое требование

Открываем дневники. Когда у нас будет русский язык?

Записываем на этот день неделю.

Упражнение 217 страница 122.

Письменно в тетради.

Определяем род и число.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать).

7.                  Рефлексия деятельности (итог урока)

Задача: самооценка результатов деятельности.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа.

Этап рефлексии деятельности

Задача:

Обучающимся предполагается сделать вывод исходя из знаний и эмоций полученных в урочной деятельности

-Наш урок подходит к концу. Какая была цель урока? (узнать, как изменяются гл в прошедшем времени)

-В каком числе они изменяются по родам?

-Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени женского рода (мужского рода)? 

-Какие задания сегодня на уроке  вызвали затруднения?

- Давайте вернёмся к началу урока. Какую цитату мы читали?

-Как вы думаете,  вы для себя сегодня узнали что то новое?

-Для того чтобы продолжать «открывать» для себя все новые двери с помощью знаний я предлагаю вам составить себе "Лицензию на приобретение знаний".

-Что такое лицензия?

- Подумайте, пожалуйста, чему вам еще хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. 

- Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

- Соответствует ли оно моим жизненным целям?

- Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?

-Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. - Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться.

-Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.

-И в заключение,  определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию.

-Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению?

-Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

-Ребята, человек будет успешен в учебе,  и перед ним будут открываться возможности, только если он сам для себя определит, чего он хочет.

-Мы с вами разговариваем на одном  из самых богатых и красивых языков мира. Мы с вами носители этого языка, и нам очень важно правильно на нем говорить.

-С  каждым днем мы узнаем что то новое и интересное о русском языке!

-Урок окончен. Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!

 

 

Личностные УУД:самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные УУД:волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме.