Организационная информация |
|
Тема урока |
« Имя существительное. Изменение имён существительных по числам» |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
3-Б класс |
Авторы урока (ФИО, должность) |
Думбрава Людмила Георгиевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МАОУ СОШ №7 |
Город/поселение |
город Когалым, Тюменская область |
Методическая информация |
|
Тип урока |
Урок освоения новых знаний. |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)
|
Образовательные цели: формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных; Развивающие цели: развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь, критическое мышление; вырабатывать внимательность и наблюдательность. Воспитательные цели: воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика. |
Задачи урока
|
Образовательные: - расширить знания об имени существительном, изменении имен существительных по числам; - учить использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений. Развивающие: - развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить различные способы её решения; - развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать; - развивать мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения), коммуникативные качества; - развивать умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой; - формировать коммуникативную компетенцию; - формировать межпредметные связи. Воспитательные: - воспитывать любознательность; - воспитывать мотивации к учению. - воспитывать культуру диалога и умение работать в группе. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
ИКТ- технологии; технология деятельностного обучения; технология здоровьесбережения; активизация внимания; актуализация имеющихся знаний; метод «погружения»; интерактивное тестирование; работа в группах; метод развития критического мышления. |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
40 мин |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) |
Уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему. - Познавательные умения: извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. - Метапредметные умения: самостоятельно формулировать тему урока и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; определять степень успешности своей работы. - Личностные умения: желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества. |
Необходимое оборудование и материалы |
Для учителя: компьютер с мультимедийным проектором, экран; презентация. Для учащихся:; учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь к учебнику «Учимся познавать мир»; индивидуальные карточки с заданиями; картинки грибов; толковый словарь. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) |
Презентация, тест в программе e – Learning Class V6.0, интерактивный кроссворд Список учебной и дополнительной литературы |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент |
Готовит эмоциональный настрой на урок. - К нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. Долгожданный дан звонок Начинается урок. |
Настрой детей на урок.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Упражнение с опорой на несколько анализаторов.
|
Подберите ключ к загадке и разгадайте её. Если правильно воспользуетесь ключом, то прочитаете зашифрованные слова. ЕчЕаЕсЕтЕиЕрЕеЕчЕи - Что у вас получилось? |
- Ответы детей.
- Части речи.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Введение в тему.
|
- На какие две группы можно разделить все части речи? - Назовите самостоятельные части речи. - Назовите служебные части речи. - О какой части речи мы с вами говорили на предыдущем уроке? - Что такое имя существительное? Пишем дату, классная работа. |
- Самостоятельные и служебные.
- Ответы детей.
- Об имени существительном.
- Ответы детей.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Определение понятия «единственное и множественное число».
|
1. Словарная работа. «Какие предметы лишние?» (картинки вагон, машина, костёр, кастрюли, девочка, огурец, пирог) - Отмечаем орфограммы. - Почему лишний предмет «кастрюли»? (их много) - На какие две группы можно разделить эти слова? Почему? |
- Кастрюли
- Ответы детей
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Первичное усвоение новых знаний. - Сколько предметов может
обозначать имя существительное? |
- Ответы детей
- Обозначают один предмет.
- Обозначают много предметов.
- Имя существительное.
- По числам.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Целеполагание. |
Изменение имен существительных
по числам – это первый грамматический признак имени существительного. |
- Изменение имен существительных по числам.
- Ответы детей
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Работа по карточкам.
|
Карточка №1. Отметь галочкой предметы в единственном числе.
Карточка №2. Отметь галочкой предметы во множественном числе.
( Проверка фронтальная) - Назовите те предметы, которые стоят в форме единственного числа. - Почему эти предметы относим к единственному числу? - Назовите предметы, которые стоят в форме множественного числа. - Почему эти предметы относим к множественному числу? |
- Выполняют работу по карточкам.
- Ответы детей. - Проверяют.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Работа с учебником. |
Упр. 29,с.21. |
- Выполняют упражнение. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Включение в систему знаний.
|
- В русском языке много тайн, в том числе и у имени существительного. Наша задача - раскрыть ещё одну тайну русского языка: Изменение имен существительных по числам. - Всегда ли это возможно? - Прочитайте слова. - В каком числе стоят имена существительные? Почему? (Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок) - Запишите слова парами, поставив их в форму множественного числа. Проверка. - Что вы заметили?
- Как изменить эти слова, чтобы они обозначали много предметов? |
- У слов человек и ребёнок нет однокоренных форм множественного числа.
- Люди, дети.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Открытие новых знаний. (Работа в парах) |
- Поставьте имена существительные в форму множественного числа. - Мёд, молоко, лень, молодёжь, железо, соль, золото, ловкость, трусость. - У всех получилось? - Какой вывод можем сделать? - Поставьте имена существительные в форму единственного числа. - Сутки, брюки, грабли, ножницы, каникулы, щипцы, шахматы, сливки, санки. - У всех получилось? - Какой вывод можем сделать? |
- Ответы детей.
- Ответы детей. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление. |
- Выполнить упражнение 34, с. 22. Сам. работа по К.И. Чуковскому. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог урока.
|
- Как изменяются имена существительные? - Сколько предметов обозначает существительное, если оно стоит в единственном числе?
- Какую задачу мы ставили на уроке?
- Что вызвало у вас трудность?
- Что было самым интересным?
- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке? |
По числам.
Вывод: Имена существительные, которые обозначают один предмет относятся к единственному числу.
Имена существительные, которые обозначают два или больше предметов относятся к множественному числу.
- Ответы детей. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Информация о домашнем задании. |
Упр. 36,37, с. 23, правило по теме. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия
|
Вербальная форма (методика незаконченного предложения). |
- Сегодня на уроке я … - Самым полезным, интересным на уроке для меня было… - Я встретился с трудностью при … - У меня хорошо получилось … - Мне это необходимо для … |
- Д., повтори тему урока. - Что тебе больше всего запомнилось, понравилось на уроке? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.