Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Балтийск
Класс: 3 «А».
УМК: Система Л.В.Занкова
Учебник: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева
Тип урока – открытие новых знаний.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён существительных по падежам и склонениям».
( Программа развивающего обучения Л. В. Занкова.)
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного –
склонение.
Обучающие цели:
- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных .
Развивающие цели:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету
Воспитательные цели:
- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.
Учебные задачи:
Личностные: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; понимание чувств одноклассников, учителей; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме; строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: Учебник Русский язык 3 класс, экран, компьютер, презентация, карточки со словами, карточки с правилом.
ХОД УРОКА
Структура урока с применением АМО:
1. Инициация
2. Вхождение или погружение в тему
3. Формирование ожиданий обучающихся
4. Лекция
5. Проработка содержания
6. Разминка
7. Проработка содержания (продолжение)
8. Подведение итогов
9. Домашнее задание
Формы организации учебной деятельности: в парах, групповая, фронтальная.
Оборудование урока:
Электронная презентация
· индивидуальные карточки с заданием;
· индивидуальные таблицы-памятки;
· учебник «Русский язык. 3 класс». Авторы: Н. В. Нечаева, С. Г. Яковлева.
Ход урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.
Слайд1
-Как вы понимаете эту пословицу?
2.Актуализация знаний.
- Какую тему изучаем? (Имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
Слайд 2
3.Чистописание
- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
- Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.
- Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:
- Прочитайте.
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)
-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково).
4.У: У некоторых детей на столах лежат жёлтые карточки. Внимательно прочитайте их и кто готов отвечайте на вопросы, а остальные ребята, если считают ответ неверным — исправляют.
- Сколько падежей в русском языке?
- На какие вопросы отвечают падежи?
- Какие особенности есть у именительного падежа?
- Какие особенности есть у предложного падежа?
- Какие падежи называются косвенными?
- Какие существительные относятся к первому склонению?
- Какие существительные относятся ко второму склонению?
- Какие существительные относятся к третьему склонению?
- Как определить падеж существительного?
Слайд3
Слайд 4
6. Внимание!
- Выведем тему урока:
- Определение падежей и склонений у имён существительных в единственном числе.
- Мы вспомним и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных и начнём мы с работы парами.
7.Работа в парах
Карточки в которых ученики определяют склонение и падеж имён существительного.
Проверка: Дети проверяют и ставят плюс.
Слайд5
Физкультминутка
8. Работа у доски.
Доска разделена на 3 части. Трое детей у доски, остальные работают в тетрадях.
Распределение имён существительных по типу склонений:
-лиса, дядя, дерево, рожь, кот, бежала, лошадь, свет, парта, ночь, земля, огонь, дом, река, конь, тетрадь, вещь.
Слайд 6
10..Игра «Найди свою пару».
Друзья познаются потех . час
Азбука – к мудрост . в бед .
Своя земля тен . боится
Делу время, ступенька
Трус своей и в горст . мила
Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.
Самостоятельная работа: составить предложение, вставить окончания, склонение, падеж.
Проверка. Слайд 7
Отвечают: 1 – зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки)
✓ Азбука – к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.
✓ Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
✓ Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
✓ Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.
Слайд 8
11. Работа с учебником стр.94. Новое слово, «источник», знакомство, поиск нескольких значений. Склонение синонимов: ключ и родник. Нужно ли склонять все слова? Почему?
Слайд 9
12. Работа с деформированным текстом.
Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием.
● опушились, иней, деревья, блестящим
● лес, в, убор, красив, зимнем
(Письмо с комментированием)
Слайд 10
Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)
13. Домашнее задание:
Слайд 11
с.96, упр.442
14. Рефлексия
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
(Ответы детей)
15.Оценки за урок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.