Конспект урока для учащихся 3 класса по теме: «Разбор слов с двойными по составу»
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Тема урока: «Разбор слов с двойными согласными по составу»
Цель: изучить способ разбора по составу слов с двойными согласными.
Задачи:
· образовательная: повторить написание словарных слов на буквы И и К, актуализировать знания по фразеологизмам, изучить разбора по составу слов с двойными согласными, узнать в состав каких частей слова могут входить удвоенные согласные;
· развивающая: учить учащихся анализировать, сравнивать и обобщать, способствовать развитию речи, познавательного интереса, внимания;
· воспитательная: воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
УУД:
· личностные: интерес к русскому языку, понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
· регулятивные: принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности;
· коммуникативные: активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
· познавательные: осуществления поиска текстового материала, осуществлять запись указанной учителем информации, анализ и выделение существенных и несущественных признаков.
Планируемые результаты:
· предметные: находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу, оценивать правильность разбора слов по составу (морфемика), подбирать примеры с определенной орфограммой (орфография);
· личностные: развитие интереса к познанию русского языка;
· метапредметные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать полученную информацию, активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач.
Основные понятия: удвоенные согласные, корень, суффикс, приставка, окончание, основа, части речи.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ход урока
Этап урока/время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Организационный момент (1 минута) |
Проверка готовности учащихся к уроку. |
Готовятся к уроку. |
2. Чистописание (5 минут) |
1. Повторение фразеологизмов, которые были на прошлом уроке: посыпать главу пеплом, почивать на лаврах, потёмкинские деревни.
2. Запись новых фразеологизмов на доске, объяснение их значений (при необходимости), обращение к истории происхождения: приложить руку (подписать документ), принимать за чистую монету (считать правдой, истиной, воспринимать всерьез), пристало как к корове седло (совершенно не подходит). |
Перечисляют фразеологизмы, поясняют их значение. Записывают фразеологизмы в тетрадь, объясняют (по возможности) их значение, указывают части речи. |
3. Словарно-орфографическая работа (7 минут) |
Проверка написания детьми словарных слов на букву И и К. |
Записывают словарные слова, делят на слоги, ставят ударение, выделяют буквы, которые надо запомнить: интересный, искусство, итог, капитан, килограмм, ковш, колея, колонна, копеечка. |
4. Актуализация ранее полученных знаний и изучение нового материала (15 минут) |
- Ребята, давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлом уроке. - Кто может рассказать правило переноса слов с удвоенной согласной?
- Найдите среди этих слов слова с удвоенными согласными. Разберите из по составу. Где находятся удвоенные согласные. Кто может сказать, в каких частях слова оказались удвоенные согласные?
Текст записан на доске. - Для того что узнать, в каких еще частях слова могут находиться удвоенные согласные, давайте выполним следующее упражнение. Вам необходимо переписать текст и вставить в него пропущенные буквы. Мы хотим ра..казать о нашем кла..е. Наш кла.. дружный. У нас не бывает ..ор. В прошлую су..оту мы ходили в школьный парк. Там мы гуляли по тенистым а..ям и собирали листья для осе..ей ко..екции. Нам понравилась эта прогулка. - Давайте посмотрим, что у вас получилось. - А теперь выборочно разберем эти слова по составу: рассказать, классе, осенней. - Итак, кто сделает вывод о том, в каких же частях слова могут находится удвоенные согласные? |
Отвечают.
Рассказываю правило.
Выполняют задание.
Дети читают по предложению и комментируют пропущенные буквы, разбирают слова по составу.
Делают вывод.
|
5. Закрепление нового материала (8 минут) |
Упражнение дается для самостоятельного выполнения, затем проверяется коллективно.
|
Выполняют упражнение самостоятельно, а затем проверяют его коллективно. |
6. Контроль полученных знаний (5 минут) |
- Угадайте слова по их описанию, запишите и подчеркните удвоенную согласную. Солёная вода для засолки овощей. Собрание картин или камней. Художественное произведение небольшого размера. Рисунок, картинка в книге к тексту. Время перед самым восходом солнца. Обучение животных послушанию. |
Два человека работают у доски, остальные в тетради. Рассол. Коллекция. Рассказ.
Иллюстрация. Рассвет. Дрессировка. |
7. Подведение итогов/рефлексия (2 минуты) |
- Ребята, так чем же мы с вами занимались сегодня на уроке? - В состав каких частей слова могут входить удвоенные согласные? - Все ли вам было сегодня понятно? |
Отвечают на вопросы. |
8. Домашнее задание (2 минуты)
|
Упражнение 169. Комментарий: слова необходимо не просто выписать, но и выделить в них все части слова. |
Записывают в дневник домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.