Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
ppt
математика
Взрослым
13.04.2018
В презентации представлен материал о том, как изменилась деятельность учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС. Рассмотрены изменения в работе учителя при подготовке к уроку по его этапам. Приведены конкретные примеры из опыта работы. Так же приведены примеры организации проектов.
круглый стол.ppt
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Изменение деятельности
учителя предметника в
условиях реализации
требований ФГОС.
Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.
Основная цель в обучении в условиях
реализации ФГОС: научить не знаниям,
а умению их получать, т.е. научить
работе.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Для этого учитель ставит ряд
вопросов:
какой учебный материал отобрать и как
подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность
и деятельность учащихся;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих
компонентов привело к определенной системе
знаний и ценностных ориентаций.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Исследования…
Как показали исследования немецких ученых,
человек запоминает только 10% того, что он читает, 20%
того, что слышит, 30% того, что видит, 5070%
запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80%
при самостоятельном обнаружении и формулировании
проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно
участвует в реальной деятельности, в самостоятельной
постановке проблем, выработке и принятии решения,
формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и
усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным
данные были получены американскими и российскими
исследователями.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Организация работы на уроке.
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой
деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный
поиск;
обсуждение результатов.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Структура урока в условиях
реализации ФГОС.
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;
предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг
друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для
успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу ,заготовленному
заранее в виде слайда или распечатанному каждому
индивидуально.
Настрой детей на работу, проговаривая с ними план урока,
используя слова «спрогнозируем», «предположим» и т.д.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала,
необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной
деятельности каждого учащегося.
• актуализация ЗУН, необходимых для работы
над новым материалом и мыслительных
операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи:
где и почему возникло затруднение;
формулирование темы и цели урока.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Геометрические фигуры.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Повторяем определение….
Можно предложить учащимся прочитать в учебнике определение,
вдумываясь , «Параллелограмм, у которого все углы прямые,
называется прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для
большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать
учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, и
указать что и как должны ученики сделать
Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике
определение прямоугольника и установите, можно ли его
видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть
прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое
задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без
анализа сопоставления обеих формулировок.
В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его
чтении без конкретного задания.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему
возникли затруднения?», «Чего мы ещё не
знаем?»); проговаривание цели урока в
виде вопроса, на который предстоит
ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи:
подводящий к теме от проблемной ситуации
диалог,
подводящий к теме без проблемы диалог.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Задача.
Как маме разделить 5 яблок между
троими детьми?
Дети предлагают свои варианты и
сталкиваются с тем, что не знают как
записать результат деления…
Учебная задача – запись
неправильной дроби в виде
смешанного числа и наоборот.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Ленардо Пизанский (Фибоначчи)
впервые ввел запись обыкновенной
дроби и смешанных чисел.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Тема «Отношения»
Отношения между родственниками
(родственные)
Отношения между сверстниками (дружеские)
Отношения между партнерами по бизнесу
(деловые)
Отношения между странами
политические (дипломаты)
экономические (экономисты)
А мы поговорим об отношениях между
числами
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из
затруднения).
Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• организация самостоятельной исследовательской
деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате
самостоятельного исследования, проводимого под
руководством учителя. Новые правила они пытаются
выразить своими словами.
В завершении подводится итог и даётся общепринятая
формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их
запоминания, там, где это возможно, используется приём
перевода математических правил на язык образов.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Выполнение физического эксперимента и
обработка результатов с помощью
компьютерной программы
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Работа в группах: 1 и 2 выполняют физический эксперимент, 3
использует Интернет для создания презентации (как эл. пособие
поместили в локальную сеть для уч-ся), 4 группа составляет текст по
видеофрагменту. По завершению работы каждая группа
представляет отчет, а остальные записывают в опорную таблицу
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в
виде опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение
знаковыми символами, выполнение
продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в
громкой речи в процессе первичного
закрепления примеры решают с
комментированием: дети проговаривают новые
правила в громкой речи.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Пример. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1),
2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4, 7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7),
10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если
отметить эти точки на координатной плоскости, а затем
соединить их отрезками в последовательности 1—2—3—4
—5—6—7—8—9—10—11—12 —13—14—15—1, то получим
следующий рисунок:
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
VI.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что
он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый
ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить всё
ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо
создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
VII.Включение новых знаний в
систему знаний и повторение.
• Сначала предложить учащимся из набора
заданий выбрать только те, которые содержат
новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполнить упражнения, в которых новые
знания используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала
используются игровые элементы, например,
соревнования. Это создаёт положительный
эмоциональный фон, способствует развитию у
детей интереса к урокам.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Во времена Средневековья в Европе свойства магических квадратов считались
волшебными. Они служили талисманами. Считалось, что они защищают тех, кто их
носил, от разных бед. Сейчас мы составим магические квадраты.
Для красного квадрата магическое число
А что означает магическое число? (Сумма чисел по вертикалям, горизонталям и
диагоналям равна магическому числу).
Какое действие мы выполняем, при заполнении пустых клеток квадрата? Как
заполнили первую клетку? (Нужно магическое число представить в виде
неправильной дроби, и вычесть из него сумму двух известных дробей, стоящих по
вертикали, горизонтали или диагонали).
Пусть эти магические квадраты будут вашими талисманами.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
VIII.Рефлексия деятельности (итог
урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Проектный метод
Проектный метод позволяет, всегда ориентирован на
самостоятельную работу учащихся. С помощью этого
метода ученики не только получают сумму тех или иных
знаний, но и обучаются приобретать эти знания
самостоятельно, пользоваться ими для решения
познавательных и практических задач.
Проект «Новости компьютерного мира».Тип проекта: информационный, общий.
Планируемый результат: создание учеником тетради (альбома) с подборкой сообщений,
иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно,
обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного
выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт
параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».
Учебнопедагогическая задача: используя материалы периодической печати собрать и
оформить тетрадь (альбом). Проанализировать представленный материал и снабдить его
собственными комментариями типа «это 34скоростной CDROM, который я хотел бы купить для
игр» и так далее. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.
Предметносодержательная область: информатика
Длительность: четверть.
Учитель организует постоянную проверку оформления альбомов, собирая их и выставляя оценки.
Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти лучшие проекты будут
представлены классу и займут почётное место в кабинете информатики, для последующего
использования
уроках.
В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации,
получаемой из внешних источников (Интернет, периодическая печать). У них формируется
потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность
каждого.
Дистанционое обучение.
на
их
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.
Типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного
действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного
метода
«Школа 2000…»
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно
распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.