Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 11
ИЗМЕНЕНИЕ СТРОЕНИЯ АТОМОВ
В ПЕРИОДАХ И ГЛАВНЫХ ПОДГРУППАХ
Т р е б о в а н и е : уметь объяснять закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
О б о р у д о в а н и е : Периодическая система Д. И. Менделеева,
таблицы по теме «Электронное строение атома».
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Устный опрос у доски – электронное строение атома, разбор упр. 1,
2, 3, 4.
Проверочная работа на 5–7 минут по вариантам:
1. Определить состав ядра.
2. Изобразить схему строения атома.
3. Составить электронную (* и электроннографическую) формулу
элемента.
I – № 19; II – № 14; III – № 20; IV – № 17.
II. Объяснение нового материала.
Мы с вами вплотную приблизились к выяснению причины, почему
одни элементы – металлы, другие – неметаллы.
Рассмотрим схемы строения атомов 3 периода.
Мы видим, что в периоде металлические свойства сменяются
неметаллическими. А что изменяется в строении атомов?
О т в е т : увеличивается число ē на внешнем уровне, возрастает зарядядра.
Верно, увеличение противоположных зарядов приводит к более
сильному их притяжению, уменьшению размера атома. Чем меньше
радиус атома, тем сильнее удерживается электрон ядром. В этом
заключается причина изменения свойств.
Металлы более склонны терять свои электроны, неметаллы –
присоединять чужие электроны.
Вывод:
в периоде металлические свойства убывают,
а
неметаллические возрастают, так как увеличивается заряд ядра и число
ē на внешнем уровне, уменьшается радиус, электроны удерживаются
ядром сильнее.
Теперь рассмотрим строение атомов одной подгруппы, например I
группы.
Число ē на внешнем уровне остается постоянным, радиус
атома значительно увеличивается, так как возрастает число
энергетических уровней, следовательно, притяжение внешних
ē к ядру ослабевает, металлические свойства усиливаются,
неметаллические – уменьшаются.
Упражнение: Сравните неметаллические свойства:
– азота и фосфора;
– фосфора и серы.
Сравните металлические свойства:
– натрия и калия;
– натрия и магния.
Объясните причину изменения свойств в каждом случае.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 9 (до с. 55 включительно), упр. 1.