В этой работе описана исследовательская работа создания самодельного прибора для демонстрации понятия "теплопроводность" и вычисление коэффициента теплопроводности металла.Данную работу можно проделать в школьных или домашних условиях без особых материальных затрат.Любому учителю физики этот прибор поможет при объяснении и демонстрации понятия "теплопроводность"
Исследовательская работа
по физике
на тему «Изучение теплопроводности металла»
Учитель: МАОУ Школа №38
г.Уфы
Абулхаерова Г.Н.Физиканаука экспериментальная. Использование эксперимента в учебном процессе
позволяет: показать явления, которые изучаются на уроке; проиллюстрировать
установленные в науке законы и закономерности в доступном для учеников виде и
сделать и содержание понятным; увеличить наглядность преподавания; усилить
интерес учеников к изучению физики.
Таким образом, учебный эксперимент является одновременно методом обучения,
источником знаний и средством обучения. Учебный эксперимент это воссоздание
физического явления в лабораторных условиях с последующим анализом и обобщением
полученных с помощью установки экспериментальных данных, познание окружающего
мира путем исследования его объектов, явлений и процессов.
Экспериментальные исследования в школе преследуют несколько важных целей:
глубокое понимание учащимися физических явлений, умение применять научные
методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и
решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты.
При изучении темы «Теплопроводность», я совместно с учащимися изготовила
экспериментальную установку. Теплопроводность представляет собой процесс
распространения тепловой энергии при непосредственном соприкосновении отдельных
частиц тела, имеющих различные температуры. Теплопроводность обусловлена
обменом энергией между микрочастицами вещества. В общем случае процесс передачи
тепла в твердом теле сопровождается изменением температуры, как в пространстве,
так и во времени. Таким образом, исследование теплопроводности сводится к
изучению пространственновременного изменения температуры.
Рис. 1 Внешний вид установки.
1 Пружинные контакты.2 Светодиодные лампы.
3 Основание установки из текстолитового листа.
4 Зажимыконтакты.
При проведении эксперимента использовали прутки из меди и алюминия
разного диаметра.
2
5 – Металлический пруток.
6 – Горелка.
7 – Источник питания.
Рис.
Перед началом эксперимента, для изоляции пружинных контактов от
стержня, поверхность стержня либо поверхность пружин покрываем слоем
парафина. По мере нагревания поверхности стержня, парафин будет плавиться и
тем самым исчезнет изолирующий слой между пружиной, что впоследствии
замкнет электрическую цепь и загорится светодиод, соответствующий данной
пружине. Электрическая схема установки приведена на рисунке 3.Расстояние
между контактами 2 см. При помощи секундомера замеряем время загорания
светодиодов.Рис.3 Электрическая схема установки.
В настоящей работе рассматривается теплопроводность металлов. Если
взять металлический стержень и нагревать один конец его, то начнется перенос
энергии, и температура различных его участков будет повышаться. Цель работы
определить коэффициент теплопроводности металлических прутков.
Q c m T
Q k
S t
T
l
k
Q l
S t
T
c m l
S t
V S l
m
;
V k
c
l
l
t
2
c l
t
Где:
с – удельная теплоемкость материала стержня (справочная);
плотность металла;
S – поперечное сечение стержня, м2;
Q – количество теплоты, Дж;
l длина, м;
T – температура, 0С;
t – время нагрева, с;
k – коэффициент теплопроводности, Вт/м∙К.
Суть проведения эксперимента заключается в замере времени загорания
светодиодов. Зная материал металлического прутка и его физические параметры,
такие как удельная теплоемкость, плотность и поперечное сечение стержня,
длину и время распространения тепловой энергии можно экспериментально
рассчитать коэффициент теплопроводности металла. Результаты измерений
оформляем в таблице.
Номер опыта
Время, с
Длина, м
Удельная
теплоемкость
(табличная)
Поперечное
сечение стержня,
м2
1
2
3Достоинством установки считаю, наглядность демонстрации процесса
передачи тепла в различных металлах, при изучении тепловых явлений,
возможность рассчитать коэффициент теплопроводности для разных металлов.
Недостатком является наличие погрешности при измерении изза отвода тепла от
стержня и наличие слоя парафина между пружинами и металлическим прутком.