В этой работе описана исследовательская работа создания самодельного прибора для демонстрации понятия "теплопроводность" и вычисление коэффициента теплопроводности металла.Данную работу можно проделать в школьных или домашних условиях без особых материальных затрат.Любому учителю физики этот прибор поможет при объяснении и демонстрации понятия "теплопроводность"
Создание самодельного прибора и вычисление коэффициента теплопроводности.doc
Исследовательская работа
по физике
на тему «Изучение теплопроводности металла»
Учитель: МАОУ Школа №38
г.Уфы
Абулхаерова Г.Н. Физиканаука экспериментальная. Использование эксперимента в учебном процессе
позволяет: показать явления, которые изучаются на уроке; проиллюстрировать
установленные в науке законы и закономерности в доступном для учеников виде и
сделать и содержание понятным; увеличить наглядность преподавания; усилить
интерес учеников к изучению физики.
Таким образом, учебный эксперимент является одновременно методом обучения,
источником знаний и средством обучения. Учебный эксперимент это воссоздание
физического явления в лабораторных условиях с последующим анализом и обобщением
полученных с помощью установки экспериментальных данных, познание окружающего
мира путем исследования его объектов, явлений и процессов.
Экспериментальные исследования в школе преследуют несколько важных целей:
глубокое понимание учащимися физических явлений, умение применять научные
методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и
решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты.
При изучении темы «Теплопроводность», я совместно с учащимися изготовила
экспериментальную установку. Теплопроводность представляет собой процесс
распространения тепловой энергии при непосредственном соприкосновении отдельных
частиц тела, имеющих различные температуры. Теплопроводность обусловлена
обменом энергией между микрочастицами вещества. В общем случае процесс передачи
тепла в твердом теле сопровождается изменением температуры, как в пространстве,
так и во времени. Таким образом, исследование теплопроводности сводится к
изучению пространственновременного изменения температуры.
Рис. 1 Внешний вид установки.
1 Пружинные контакты. 2 Светодиодные лампы.
3 Основание установки из текстолитового листа.
4 Зажимыконтакты.
При проведении эксперимента использовали прутки из меди и алюминия
разного диаметра.
2
5 – Металлический пруток.
6 – Горелка.
7 – Источник питания.
Рис.
Перед началом эксперимента, для изоляции пружинных контактов от
стержня, поверхность стержня либо поверхность пружин покрываем слоем
парафина. По мере нагревания поверхности стержня, парафин будет плавиться и
тем самым исчезнет изолирующий слой между пружиной, что впоследствии
замкнет электрическую цепь и загорится светодиод, соответствующий данной
пружине. Электрическая схема установки приведена на рисунке 3.Расстояние
между контактами 2 см. При помощи секундомера замеряем время загорания
светодиодов. Рис.3 Электрическая схема установки.
В настоящей работе рассматривается теплопроводность металлов. Если
взять металлический стержень и нагревать один конец его, то начнется перенос
энергии, и температура различных его участков будет повышаться. Цель работы
определить коэффициент теплопроводности металлических прутков.
Q c m T
Q k
S t
T
l
k
Q l
S t
T
c m l
S t
V S l
m
;
V k
c
l
l
t
2
c l
t
Где:
с – удельная теплоемкость материала стержня (справочная);
плотность металла;
S – поперечное сечение стержня, м2;
Q – количество теплоты, Дж;
l длина, м;
T – температура, 0С;
t – время нагрева, с;
k – коэффициент теплопроводности, Вт/м∙К.
Суть проведения эксперимента заключается в замере времени загорания
светодиодов. Зная материал металлического прутка и его физические параметры,
такие как удельная теплоемкость, плотность и поперечное сечение стержня,
длину и время распространения тепловой энергии можно экспериментально
рассчитать коэффициент теплопроводности металла. Результаты измерений
оформляем в таблице.
Номер опыта
Время, с
Длина, м
Удельная
теплоемкость
(табличная)
Поперечное
сечение стержня,
м2
1
2
3 Достоинством установки считаю, наглядность демонстрации процесса
передачи тепла в различных металлах, при изучении тепловых явлений,
возможность рассчитать коэффициент теплопроводности для разных металлов.
Недостатком является наличие погрешности при измерении изза отвода тепла от
стержня и наличие слоя парафина между пружинами и металлическим прутком.
Измерение коэффициента теплопроводности металла
Измерение коэффициента теплопроводности металла
Измерение коэффициента теплопроводности металла
Измерение коэффициента теплопроводности металла
Измерение коэффициента теплопроводности металла
Измерение коэффициента теплопроводности металла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.