Предмет Изобразительное искусство
Класс 6
Дата 27.11. 2020
Урок № 12
Общая тема: Мир наших вещей. Натюрморт
Тема: Изображение предметного мира - натюрморт
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность;
- осознавать свои эмоции;
- вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
- аргументировано оценивать свои работы и работы одноклассников.
Метапредметные:
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации, формировать собственное мнение. - развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
Предметные:
- обучающиеся познакомятся с жанром искусства «натюрморт»;
- научатся располагать предметы для изображения натюрморта, использовать цветовую гамму, пользоваться законами перспективы;
- узнают имена выдающихся художников, работающих в жанре «натюрморт».
Оборудование: бумага, кисть, краски, карандаши, ластик, иллюстрационный материал, образцы рисунков в жанре натюрморт.
Ход урока
1. Организационный момент
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
(Сели правильно, всё внимание на меня)
2. Объяснение нового материала
Если видишь на картине чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,
Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,
А ещё и так бывает: нарисована там дичь,
В завершение положим спелых персиков и слив,
А ещё на той картине нарисован, может, торт,
И поэтому картину назовём мы …? (натюрморт)
Ребята, так что же мы будем с вами сегодня изучать? (ответы детей)
Верно, тема сегодняшнего урока «Изображение предметного мира-натюрморт». Мы познакомимся с вами с натюрмортом, как с первым жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта и проследим, как натюрморт отражается в творчестве некоторых художников. И в заключении вы попробуете составить натюрморт, пользуясь полученными знаниями.
Ребята, а вы где – то слышали слово “натюрморт”? (Ответы учащихся).
Сейчас мы с вами познакомимся более подробно с этим видом живописи.
Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. В переводе с французского nature morte, обозначает – «мертвая природа». Таким образом, натюрморт - это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей (слайд 1).
Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, например – рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т.д.
Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых (слайд 2).
Анализ (описание) художественного произведения.
Давайте рассмотрим с вами 2 картины. (слайд 3).
- Что на них изображено?
- Что между ними общего?
- Чем они отличаются друг от друга?
(ответы детей)
Посмотрите, перед вами натюрморты П.Сезанна (слайд 4, 5).
1. К какому виду изобразительного искусства относятся картины?
2. С помощью, каких цветов художник передает нам праздничное настроение? (ответы детей).
3. Какие еще виды изобразительного искусства мы знаем? (графика, скульптура).
4. Назовите жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
5. Скажите, а какое настроение вызывают у вас натюрморты, находящиеся на доске? (ответы учащихся).
Изучение нового материала (теория)
Если мы обратимся к истории, что и во времена глубокой древности египетские и греческие художники при создании полных движения и жизни сцен любили изображать плоды земли, предметы жертвоприношения, домашнюю утварь, оставив нам ценнейшие свидетельства об образе жизни и костюмах своей эпохи. В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы можем увидеть предметы быта – различные сосуды и чаши, корзины, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели (слайд 6).
Эту традицию продолжили римляне, которые в декоративных целях расписывали фресками стены вилл и усыпальниц, проявляя особый интерес к деталям и добиваясь такой техники передачи изображаемого, что порой их творения кажутся живыми. Даже в мозаичных напольных украшениях римские художники часто изображали корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря, овощами и дичью, яйцами и курами, а также остатками праздничных пиршеств. Эти изображения отличаются удивительной жизненной достоверностью и пластической выразительностью, что говорит о тонкой наблюдательности античных мастеров (слайд 7).
В эпоху средневековья интерес художников был сосредоточен на сюжетах религиозного характера, и поэтому натюрморту уделялось меньше внимания…
В эпоху Возрождения изображение неодушевленных предметов в живописи всегда увязывалось с изображением человека, который продолжал быть для художников главным источником вдохновения. Но позднее натюрморт приобретает самостоятельное значение, благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”, хранящейся в галерее Амброзиана в Милане (слайд 8).
Именно с этой картины начинается развитие натюрморта как самостоятельного жанра живописи.
Особого расцвета натюрморт достигает в XVII веке в Голландии. На Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово - stilleven – «тихая жизнь» (слайд 9).
Больше всего голландцы любили изображать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными и роскошными блюдами. Очень часто их натюрморты называли «завтраками».
Очень любили натюрморт французские художники-импрессионисты (от слова «импрессьон»-впечатление). Они добивались на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета. Они передавали праздничное настроение.
Таким образом, сложились два типа натюрморта. В одном вещи говорят, прежде всего о своем хозяине. Он незримо присутствует на картине, и, глядя на нее, мы можем сказать многое о привычках, характере, профессии. В натюрморте другого типа вещи говорят о самих себе, о своих качествах. Они словно предлагают полюбоваться красотой их облика, формы, цвета.
3. Физкультминутка
4. Практическая часть (музыкальное сопровождение фоном).
На классной доске представлены в качестве примера педагогические рисунки, фотографии, которые могут вдохновить учащихся в ходе самостоятельной работы.
Вопросы:
1. Что мы будем с вами сегодня изображать? (натюрморт).
2. В каком жанре изобразительного искусства? (графика).
3. Какими средствами выразительности графики? (линия, штрих).
Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье художника.
Отметим некоторые, самые общие моменты.
1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п.
2. Затем сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить - натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким.
3. Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой.
4. В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
5. Существенную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль.
6. Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта - относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие - перед ними, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.
5. Закрепление пройденного материала
Давайте вспомним, что же мы сегодня с вами изучили (ответы детей).
Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.
6. Итог. Рефлексия
Выставка и презентация работ.
- Работа окончена. Осталось выбрать победителей!
- Сегодня жюри будете вы сами. Ваши аплодисменты помогут выбрать тройку лучших работ.
Учитель: кто из авторов ваших работ наиболее точно смог передать с помощью графики натюрморт? (взаимооценивание работ обучающимися)
Закончите предложения:
Теперь я знаю …
Теперь я могу…
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Я бы ещё хотел уметь …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.