Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)
Оценка 4.7

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)

Оценка 4.7
Лекции
docx
изобразительное искусство
2 кл
20.03.2018
Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)
В статье рассматривается роль интегрированного обучения на уроках изобразительного искусства. В статье использованы такие ключевые слова, как интегрированное обучение, интеграция, комплексный подход. В своей деятельности использую интегрированные уроки. Считаю, что такие уроки следует проводить. Каменский говорил, что всё, что находится во взаимосвязи должно преподаваться в такой же связи.
Изобразительное искусство и интегрированное обучение СТАТЬЯ.docx
Изобразительное искусство и интегрированное обучение О.А. Добровольская учитель начальных классов,       МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»               В статье рассматривается роль интегрированного обучения на уроках изобразительного искусства.         Ключевые   слова:   интегрированное   обучение,   интеграция,  комплексный подход. "Все то, что находится во взаимной связи  должно преподаваться в такой же связи" Я.А. Каменский В своей деятельности часто использую интегрированные уроки и считаю, что   такие   уроки   следует   практиковать.   Такие   уроки   требуют   серьезной подготовки, что приводит к большим потерям времени учителя. На подобных уроках   часто   внешняя   занимательность   преобладает   над   серьезным познавательным   трудом,   что,   конечно,   может   снизить   результативность обучения. Альтернативой этим недочетам должны стать педагогическое мастерство учителя и осознание им того, что межпредметные связи при систематическом и целенаправленном осуществлении ­ это объективное требование современного обучения. В моей педагогической практике я убедилась, что межпредметные связи   являются   важнейшим   фактором   повышения   качества   обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителя и учащихся. При подобном подходе к обучению знания приобретают: 1.  Качества системности. 2.  Умения становятся обобщенными, комплексными. 3. Усиливается    мировоззренческая    направленность     познавательных интересов учащихся. При   организации   интегрированного   обучения   появляется   возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует формированию его творческого мышления. Интеграция   –   это   глубокое   взаимопроникновение,   слияние,   насколько   это возможно,   в   одном   учебном   материале   обобщенных   знаний   в   той   или   иной области.   Цель   интегрированного   обучения   состоит   в   том,   чтобы   создать   у школьников целостного представления об окружающем мире.[2 стр.8]          За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря   ей   в   сознании   учеников   формируется   более   объективная   и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.[4 стр.78] Интегрированное направление в преподавании изобразительного искусства в школе предполагает   не столько обучению изображений, сколько развитию ребёнка при помощи цвета, формы, композиции и т.д.                  Уроки изобразительного искусства в школе должны быть нацелены на развитие фантазии и воображения детей, наблюдений ими окружающего мира. При   помощи   изобразительного   искусства   идёт   развитие   учащихся, формирование в них индивидуальности.              Ребёнок ­ центр воспитания, а изобразительное искусство – стимул, с помощью   которого   идёт   это   воспитание.   Очень   важно,   чтобы   учитель выстраивал   структуру   урока   и   его   содержание,   опираясь   на   возрастные особенности и интересы детей. На уроках изобразительного искусства ребята овладевают   изобразительной   грамотой:   они   рисуют,   работают   с   цветом, выполняют   графические   композиции,   но   после   окончания   школы   не   могут применить свои знания и умения в жизни. Поэтому задача педагога – научить этому.                    Для этого необходимо   включать в тематику уроков «композиции интерьеров  комнат», «эскизы  костюма» и т.  д.  Да  и  уроки  изобразительного искусства   должны  содержать  взаимодействие  разных  видов  искусства. Очень важно на уроке живое искусство, вместо просмотров слайдов (хотя они   тоже должны   использоваться).  Хорошо,  когда   дети   видят,  как   создаётся   цвет   или художественная   форма,   наблюдают   за   работой   учителя,   т.   е.   за   реальным творческим действием.    Известно, что окружающая среда формирует субъективное мироощущение, как   художника,   так   и   зрителя,   а   ребёнок,   особенно   в   младшем   возрасте, наиболее   чувствителен   к   её   воздействию.   Учитывая   это,   важно   внедрять   в обучение   детей   изобразительному   искусству   знакомство   с   народным творчеством,   вводить   задания   по   освоению   архитектурного   окружения, современного   дизайна   и   изучение   декоративно­прикладной   художественной деятельности. Но главное в обучение изобразительному искусству –это освоение изобразительной грамоты. Это рисунок, живопись, композиция.                  Учёные предлагают воспитывать детей, особенно учащихся младших классов, всеми искусствами вместе. Б.П.Юсов   говорит, что искусство, как и другие виды деятельности, не дополнительно по  своей роли в жизни человека, а в целом, комплексно воздействует на него.      Если ребёнка  в школе окружают разные виды искусства: изобразительное, музыка, театр, танцы, литература, и учителя согласованно занимаются развитием творческих способностей школьников, то он учится сопоставлять, сравнивать, обобщать информацию, мыслить  разными категориями. Взаимодействие уроков изобразительного искусства с предметами гуманитарного блока является самым оптимальным.[5 стр.61]      В начальной школе   это делать намного проще, так как многие предметы   помогают   учителю ведёт   один   педагог,   сотрудничество   с   которым   изобразительного искусства в подготовке и проведении своего урока. В   преподавании   изобразительного   искусства   лучше   всего   опираться   на практическую   деятельность   ребёнка   и   развивать   её   до   творческого   уровня, учитывать   изменчивость   и   чуткость   внутреннего   мира   ребёнка,   который реагирует на малейшие социальные и культурные изменения.       При организации интегрированного занятия необходимо придерживаться следующих принципов: 1. Активизация разных форм художественного мышления. 2. Пробуждение у детей интереса к выполняемой работе.  3. Активизация внимания детей на уроке. 4. Соблюдение плана урока. 5. Создание в классе художественно­организованной среды. 6. Подведение итогов.        Учащиеся   умеют   анализировать   свои   работы.   Этому   способствует регулярное обсуждение не только рисунков, которые выполняются на уроке, но и   картин   художников.   Например,   на   уроке   литературы   учащиеся   должны написать сочинение по картине   И. Левитана «Золотая осень». Но прежде, на уроке   изобразительного   искусства   дети   познакомятся   с   ней,   получат информацию   о   жизни   художника,   о   том,   что   хотел   выразить   автор   в   этой картине, проанализируют колорит её, настроение, композицию и т. д.    При прохождении на уроке изобразительного искусства темы «Натюрморт» можно преподнести её необычно, предложив нарисовать натюрморт, описанный в   сказке,   или   созвучный   какому­то   стихотворению.   Знания,   полученные   при изучении   исторических   событий   на   уроках   истории,   можно   подкрепить рисованием   исторических   интерьеров,   костюмов,   и   даже   композиций   с изученными действиями на уроках изобразительного искусства. Неоценима помощь уроков рисования в воспитании экологической этики и эстетики.   Всегда   для   живого   человека   будут   наиболее   предпочтительными живые объекты. Они же значительно более многообразны, чем все иные вместе взятые.   Ощущение   красоты   мира,   его   привлекательности,   ощущения, усиливающие   жажду   жизни,   дают   нам   живописные   образы.   Картины, показывающие животных и растений в их естественных местообитаниях, подчас более увлекательны, чем фильмы с лихо закрученными житейскими сюжетами. Рассматривая   различные   живые   объекты,   их   удивительные   формы, многообразие окраски, визуально постигаешь многие экологические аксиомы. Можно долго говорить о приспособительной окраске организмов, о различных ее типах и их необходимости для сохранения жизни, успешности охоты. Все это будет   трудно   постижимым,   если   останется   только   фигурами   речи.   Не   зря пословица   утверждает   о   том,   что   лучше   один   раз   увидеть,   чем   десять   раз услышать. Уроки   рисования   вполне   можно   обогатить   экологическим   смыслом рисуемого,   еще   раз   убедиться   в   обязательности   проявления   экологических правил, подчинение им формы и окраски живых существ. Таким образом, задачи уроков решаются, знания учащихся углубляются, интерес к предмету усиливается. Цели – достигаются. А цель интегрированного обучения – научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты и явления в разных ситуациях, системах и направлениях, опираясь на динамику и логику рассуждений.  Интегрированные уроки способствуют более осознанному усвоению изучаемого материала на качественном, более высоком уровне. Литература 1. Кравченко, С.И. Интегрированный урок как форма активизации  познавательной деятельности ученика / С.И. Кравченко // Начальная школа  плюс До и После. – 2002. – № 9. – С. 42–48. 2. Сухаревская   Е.Ю.   «Технология   интегрированного   урока».   Издательство «Учитель», 2003 год 3. Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная  школа, 2002, №1, стр. 75. 4. Шаболина «На пути обновления начальной школы нужны ли  интегрированные курсы?» // Начальная школа, 1989, №7, стр. 78. 5. Филиппова С.А. «Интегрированный урок литературного чтения и  изобразительного искусства»// Начальная школа,2010, №4, стр.61.

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)

Изобразительное искусство и интегрированное обучение ( начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018