Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.
Оценка 4.7

Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
14.10.2019
Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.
Данная работа будет полезна учителю изобразительного искусства. В работе подробно описывается что такое ассоциация, что такое ассоциативное мышление и значение ассоциативного мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. Так же описаны приемы работы над развитием ассоциативного мышления, и специфика работы.
Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления.docx
Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления. Ассоциативное   мышление   характеризуется   способностью   человека устанавливать   взаимосвязи   между   предметами   и   образами,   находить   сходства. Ассоциация – связь между отдельными фактами, явлениями, объектами, которые отражаются в сознании человека и «отпечатываются» в его памяти: актуализация одного   элемента   вызывает   образ   другого,   соотносящегося   с   ним.   Переоценить значение   ассоциативного   мышления   сложно:   оно   помогает   создавать   идеи   – неординарные,   прежде   не   имеющие   места;   регулирует   процесс   образования смысловых   связей;   развивает   воображение;   связывает   определенную   задачу   с подобными   признаками   других   объектов:   символами,   образами,   запахами; стимулирует   процесс   запоминания   и   вспоминания   информации   (через   создание ассоциативной цепочки). Существует много приемов для развития ассоциативного мышления:   1) ассоциативные цепочки по заданной теме. Например, для темы «Зимние каникулы»: «новый год – снег – елка – подарки – коньки». Таким образом, каждый ребенок высказывает свое предположение. Можно усложнить задачу – построить ряд ассоциаций, используя только прилагательные, глаголы или существительные. Также можно дать задание дополнить пробелы: даются только первое и последнее слова в цепочке, дети же должны восстановить остальные. Ассоциативные цепочки могут   быть   использованы   там,   где   необходимо   запомнить   последовательность событий, даты, определения;  2)   символизация:   при   помощи   цвета,   рисунков   выразить   характер произведения,   персонажей,   впечатление   от   прослушанного   музыкального произведения;   3)   ассоциативное   запоминание   (для   запоминания   орфограммы   она представляется в виде яркого значка); 4) ассоциативная пантомимика. Например, изучая словарное слово «мороз», дети показывают пальцем букву О, что ассоциируется с запоминаемой гласной. Или, например, то же слово «мороз» запомнится легче, если изобразить мимикой холод. Специфика   «занятий   изобразительной   деятельностью   требует   постоянной работы   мысли,   разного   вида   воображения,   мышления,   творческой   активности, самостоятельности   и   инициативы»   [прыскина].   Ассоциации   присутствуют   в мыслительной деятельности юного художника постоянно – на всех этапах создания произведения, работы над созданием художественного образа.  Например,   учитель   предлагает   детям   рассмотреть   цветовые   пятна   или   кляксы (кляксография),   изображенные   на   листе   бумаги,   и   просит   рассказать,   какие ассоциации они вызывают (обращается с вопросом «Что или кого вы видите на листе?»).   Дети   пытаются   в   форме   пятна   увидеть   какой­   либо   образ,   скрытое настроение, и потом поясняют свой выбор. Дети могут назвать какой­то конкретный предмет,   либо   воспользоваться   методом   ассоциативных   цепочек.   Результатом является   конкретная   ассоциация,   вызванная   в   воображении   данным   цветовым пятном.  Кляксография большой популярностью пользуется в дошкольном образовании. В начальной   школе   техника   усложняется   от   раздувания   краски   из   трубочки (соломинки) (под углом, из стороны в сторону – чтобы краска растекалась по листу) до   применения   на   уроках   импровизации   в   технике   монотипии   (способ   создания цветных или черно­белых оттисков) [беляева].  Монотипия   позволяет   создавать   неповторимые   образы,   спонтанные   заливки, достигать эффектов, которые сложно сделать кистью. После получения нескольких отпечатков, дети выбирают тот, с которым потом будут работать – дорабатывать художественный образ с помощью кисти, туши и т.д. Можно предложить детям нарисовать свое полное имя с помощью цветовых пятен: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. (обращаться с вопросом: «Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету; какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе».) И они с удовольствием начинают рисовать, погружаясь в светлые воспоминания о самых дорогих, тёплых моментах общения с близкими и родными. Чем необычнее, нестандартнее тема, тем интереснее ребятам работать с ней.   Композиционное   решение   предполагает   активное   использование   превращения одной формы в другую за счет языка метафор, в основе которых – ассоциации.

Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.

Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.

Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.

Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.

Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.

Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2019