Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления младших школьников.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 14.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа будет полезна учителю изобразительного искусства. В работе подробно описывается что такое ассоциация, что такое ассоциативное мышление и значение ассоциативного мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. Так же описаны приемы работы над развитием ассоциативного мышления, и специфика работы.
Иконка файла материала Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления.docx
Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления. Ассоциативное   мышление   характеризуется   способностью   человека устанавливать   взаимосвязи   между   предметами   и   образами,   находить   сходства. Ассоциация – связь между отдельными фактами, явлениями, объектами, которые отражаются в сознании человека и «отпечатываются» в его памяти: актуализация одного   элемента   вызывает   образ   другого,   соотносящегося   с   ним.   Переоценить значение   ассоциативного   мышления   сложно:   оно   помогает   создавать   идеи   – неординарные,   прежде   не   имеющие   места;   регулирует   процесс   образования смысловых   связей;   развивает   воображение;   связывает   определенную   задачу   с подобными   признаками   других   объектов:   символами,   образами,   запахами; стимулирует   процесс   запоминания   и   вспоминания   информации   (через   создание ассоциативной цепочки). Существует много приемов для развития ассоциативного мышления:   1) ассоциативные цепочки по заданной теме. Например, для темы «Зимние каникулы»: «новый год – снег – елка – подарки – коньки». Таким образом, каждый ребенок высказывает свое предположение. Можно усложнить задачу – построить ряд ассоциаций, используя только прилагательные, глаголы или существительные. Также можно дать задание дополнить пробелы: даются только первое и последнее слова в цепочке, дети же должны восстановить остальные. Ассоциативные цепочки могут   быть   использованы   там,   где   необходимо   запомнить   последовательность событий, даты, определения;  2)   символизация:   при   помощи   цвета,   рисунков   выразить   характер произведения,   персонажей,   впечатление   от   прослушанного   музыкального произведения;   3)   ассоциативное   запоминание   (для   запоминания   орфограммы   она представляется в виде яркого значка);4) ассоциативная пантомимика. Например, изучая словарное слово «мороз», дети показывают пальцем букву О, что ассоциируется с запоминаемой гласной. Или, например, то же слово «мороз» запомнится легче, если изобразить мимикой холод. Специфика   «занятий   изобразительной   деятельностью   требует   постоянной работы   мысли,   разного   вида   воображения,   мышления,   творческой   активности, самостоятельности   и   инициативы»   [прыскина].   Ассоциации   присутствуют   в мыслительной деятельности юного художника постоянно – на всех этапах создания произведения, работы над созданием художественного образа.  Например,   учитель   предлагает   детям   рассмотреть   цветовые   пятна   или   кляксы (кляксография),   изображенные   на   листе   бумаги,   и   просит   рассказать,   какие ассоциации они вызывают (обращается с вопросом «Что или кого вы видите на листе?»).   Дети   пытаются   в   форме   пятна   увидеть   какой­   либо   образ,   скрытое настроение, и потом поясняют свой выбор. Дети могут назвать какой­то конкретный предмет,   либо   воспользоваться   методом   ассоциативных   цепочек.   Результатом является   конкретная   ассоциация,   вызванная   в   воображении   данным   цветовым пятном.  Кляксография большой популярностью пользуется в дошкольном образовании. В начальной   школе   техника   усложняется   от   раздувания   краски   из   трубочки (соломинки) (под углом, из стороны в сторону – чтобы краска растекалась по листу) до   применения   на   уроках   импровизации   в   технике   монотипии   (способ   создания цветных или черно­белых оттисков) [беляева].  Монотипия   позволяет   создавать   неповторимые   образы,   спонтанные   заливки, достигать эффектов, которые сложно сделать кистью. После получения нескольких отпечатков, дети выбирают тот, с которым потом будут работать – дорабатывать художественный образ с помощью кисти, туши и т.д. Можно предложить детям нарисовать свое полное имя с помощью цветовых пятен: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. (обращаться с вопросом: «Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету;какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе».) И они с удовольствием начинают рисовать, погружаясь в светлые воспоминания о самых дорогих, тёплых моментах общения с близкими и родными. Чем необычнее, нестандартнее тема, тем интереснее ребятам работать с ней.   Композиционное   решение   предполагает   активное   использование   превращения одной формы в другую за счет языка метафор, в основе которых – ассоциации.

Посмотрите также