Данная работа будет полезна учителю изобразительного искусства. В работе подробно описывается что такое ассоциация, что такое ассоциативное мышление и значение ассоциативного мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. Так же описаны приемы работы над развитием ассоциативного мышления, и специфика работы.
Изобразительное искусство как средство развития ассоциативного мышления.
Ассоциативное мышление характеризуется способностью человека
устанавливать взаимосвязи между предметами и образами, находить сходства.
Ассоциация – связь между отдельными фактами, явлениями, объектами, которые
отражаются в сознании человека и «отпечатываются» в его памяти: актуализация
одного элемента вызывает образ другого, соотносящегося с ним. Переоценить
значение ассоциативного мышления сложно: оно помогает создавать идеи –
неординарные, прежде не имеющие места; регулирует процесс образования
смысловых связей; развивает воображение; связывает определенную задачу с
подобными признаками других объектов: символами, образами, запахами;
стимулирует процесс запоминания и вспоминания информации (через создание
ассоциативной цепочки).
Существует много приемов для развития ассоциативного мышления:
1) ассоциативные цепочки по заданной теме. Например, для темы «Зимние
каникулы»: «новый год – снег – елка – подарки – коньки». Таким образом, каждый
ребенок высказывает свое предположение. Можно усложнить задачу – построить
ряд ассоциаций, используя только прилагательные, глаголы или существительные.
Также можно дать задание дополнить пробелы: даются только первое и последнее
слова в цепочке, дети же должны восстановить остальные. Ассоциативные цепочки
могут быть использованы там, где необходимо запомнить последовательность
событий, даты, определения;
2) символизация: при помощи цвета, рисунков выразить характер
произведения, персонажей, впечатление от прослушанного музыкального
произведения;
3) ассоциативное запоминание (для запоминания орфограммы она
представляется в виде яркого значка);4) ассоциативная пантомимика. Например, изучая словарное слово «мороз»,
дети показывают пальцем букву О, что ассоциируется с запоминаемой гласной. Или,
например, то же слово «мороз» запомнится легче, если изобразить мимикой холод.
Специфика «занятий изобразительной деятельностью требует постоянной
работы мысли, разного вида воображения, мышления, творческой активности,
самостоятельности и инициативы» [прыскина]. Ассоциации присутствуют в
мыслительной деятельности юного художника постоянно – на всех этапах создания
произведения, работы над созданием художественного образа.
Например, учитель предлагает детям рассмотреть цветовые пятна или кляксы
(кляксография), изображенные на листе бумаги, и просит рассказать, какие
ассоциации они вызывают (обращается с вопросом «Что или кого вы видите на
листе?»). Дети пытаются в форме пятна увидеть какой либо образ, скрытое
настроение, и потом поясняют свой выбор. Дети могут назвать какойто конкретный
предмет, либо воспользоваться методом ассоциативных цепочек. Результатом
является конкретная ассоциация, вызванная в воображении данным цветовым
пятном.
Кляксография большой популярностью пользуется в дошкольном образовании. В
начальной школе техника усложняется от раздувания краски из трубочки
(соломинки) (под углом, из стороны в сторону – чтобы краска растекалась по листу)
до применения на уроках импровизации в технике монотипии (способ создания
цветных или чернобелых оттисков) [беляева].
Монотипия позволяет создавать неповторимые образы, спонтанные заливки,
достигать эффектов, которые сложно сделать кистью. После получения нескольких
отпечатков, дети выбирают тот, с которым потом будут работать – дорабатывать
художественный образ с помощью кисти, туши и т.д.
Можно предложить детям нарисовать свое полное имя с помощью цветовых пятен:
Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. (обращаться с вопросом: «Подумайте, какое оно,
ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету;какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом
изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка,
Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе».)
И они с удовольствием начинают рисовать, погружаясь в светлые воспоминания о
самых дорогих, тёплых моментах общения с близкими и родными. Чем необычнее,
нестандартнее тема, тем интереснее ребятам работать с ней.
Композиционное решение предполагает активное использование превращения
одной формы в другую за счет языка метафор, в основе которых – ассоциации.