Предмет биология Класс 9 Урок № 51 Дата:
Тема Изоляция – фактор эволюции. Виды изоляции.
Цели урока: изучит факторы – поставщики материала для эволюции, роль изоляции для эволюции.
Задачи урока:
Образовательные:знать факторы эволюции, уметь их объяснять с позиции СТЭ, объяснять значение мутационного процесса для эволюции, понимать и объяснять, что такое генный поток, популяционные волны, дрейф генов, роль изоляции для эволюции.
Развивающие:продолжать формировать умения сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и взаимосвязь между явлениям и его значением.
Воспитательная:продолжать формировать познавательный интерес к биологии как науке, испытывать чувство гордости за вклад отечественных учёных в развитие науки(Серебровский А.С., Четвериков С.С., Яблоков А.В.)
Планируемые УУД:
1. личностные
2. регулятивные
3. познавательные
4. коммуникативные
Термины: генный поток, дрейф генов, популяционные волны.
Оборудование: учебник Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.(2014)
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: самостоятельная, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
I Организационный этап.
II Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
---выполнение тестовых заданий (приложение 1)
Учащиеся проводят самопроверку тестовых заданий.
III Новый материал.
Вопрос: как вы думаете, благодаря чему происходят эволюционные процессы?
( предполагаемый ответ: наследственная изменчивость, мутации)
Вопрос: мутации и наследственная изменчивость – что это?
( ответ: факторы эволюции)
Учащиеся формулируют тему и цели урока
1.Мутационный процесс.
Сообщение учащегося с опережающим заданием об отечественном биологе С.С.Четверикове и его вкладе в рассмотрении вопроса о роли мутаций в эволюции.
Объяснение материала с последовательным заполнением таблицы «Факторы эволюции»
Факторы эволюции |
определение |
Значение для эволюции |
Мутационный процесс |
|
|
Генный поток |
|
|
Популяционные волны |
|
|
Дрейф генов |
|
|
Изоляция |
|
|
IV Закрепление полученных знаний, умений, навыков.
Выполнение тестовых заданий № 1-5 стр.23-24 в рабочей тетради.
Взаимопроверка.
V Итоги урока, выставление оценок.
VI Рефлексия.
VII Д/З п.37, отв.на вопросы на стр.91, повторить п. 36.
Приложение 1
Тесты.
Часть 1
1.Основоположником первого эволюционного учения является
а)Г.Мендель б)Ч.Дарвин
в)Ж.Б.Ламарк г)С.С.Четвериков
2.Согласно теории Ч.Дарвина, хобот у слона возник благодаря
а)постоянным упражнениям б)искусственному отбору
в)приспособленности г)искусственному отбору
3.Конкуренция различных особей вида за ресурсы среды и возможность оставить потомство-это
а)искусственный отбор б)естественный отбор
в)приспособленность г)борьба за существование
4.Совокупность особей, имеющих одинаковое происхождение, сходных морфологически, биохимически, физиологически, генетически – это
а)популяция б)семья
в)род г)вид
часть 2
1.какие условия сформировали у кактуса приспособленность к окружающей среде? Выберите три правильных ответа и запиши цифры, под которыми они указаны.
а)избыток влаги г)поедание животными
б)недостаток солнечного света д)хорошее освещение
в)засушливый климат е)холодный климат
2.Установите соответствие между понятием и соответствующим ему таксоном. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите одну или несколько позиций со второго столбца.
а)морфологический критерий 1.популяция
б) элементарная единица микроэволюции 2.вид
в)закрытая генетическая система
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.