Изучающее чтение текста
Оценка 4.9

Изучающее чтение текста

Оценка 4.9
docx
03.06.2022
Изучающее чтение текста
китоб телек.docx

 

 

 

 

Проспект практического занятия

Неделя 1-я

 

Тема занятия: Изучающее чтение текста

«Стили русского литературного языка».

 

Слово стиль означает качество речи. Изучением стилей занимается стилистика.

Различают: 1) стилистику языка; 2) стилистику речи; 3) стилистику художественной литературы.

Стилистика языка изучает закономерность[1], целесообразность[2], уместность[3], употребления слов, фразеологических оборотов[4], грамматических форм и конструкций.

Стилистика речи изучает функциональные стили: разговорную и книжную речь. В книжной речи выделяются научный, публицистический, официально - деловой и художественный стили речи.

Стилистика художественной литературы изучает особенности речи художественных произведений, индивидуальную[5] манеру письма, стили литературно-художественных школ и направлений.

Стили речи различаются между собой речевой ситуацией[6] общения[7] (где? с кем? зачем? говорим) и стилевыми чертами. Каждому стилю речи присущи свои речевые жанры и языковые средства.

Разговорный стиль. Для разговорного стиля речи характерны эмоциональность[8], образность[9], конкретность[10], простота речи, разговорная и просторечная лексика. Он, как правило, используется в неофициальной[11], непринужденной[12] обстановке. Это может быть дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма, где мы делимся с кем-то своими мыслями, чувствами, обмениваемся разного рода информацией.

Публицистический стиль. Публицистический стиль используется в газетах, журналах (статья, очерк, репортаж[13], фельетон, интервью[14]), в выступлениях в официальной обстановке[15], на митингах и собраниях. Это язык радио и телевидения.

Для публицистического стиля речи характерны использование общественно-политической[16] лексики, логичность[17] речи, эмоциональность, оценочность, призывность.

Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль речи используется в официальной обстановке для передачи сообщения[18]. информирования[19]. Этот стиль речи применяется в сфере законодательства, в делопроизводстве и административно - правовой деятельности (язык приказов, постановлений, резолюций[20], протоколов, актов, справок, инструкций[21], объявлений, заявлений, рапортов, докладных). Для официально-делового стиля речи характерны устойчивые[22], стандартизированные[23] обороты речи, точность, не допускающая иного толкования, официальная и деловая лексика.

Научный стиль. Научный стиль речи используется, прежде всего, научной литературе, а также в официальной обстановке —  на семинарах, конференциях, на встречах, в научных учреждениях. Для научного стиля речи характерны терминологическая[24] профессиональная лексика, строгая логичность, смысловая точность, объективность информации, отвлеченность и обобщенность.

Научный стиль речи применяется для сообщения научных сведений, научного объяснения фактов при написании статей[25], докладов, диссертаций, учебников, рефератов, отзывов, рецензий [26] и пр.

Стиль художественной литературы. Стиль художественной литературы (или язык художественной литературы) выделяется особо, поскольку для него характерно, в первую очередь, использование богатств лексики, образность, эмоциональность языка. Особенность его состоит в одновременном использовании возможностей разных стилей. Так, в диалогах [27], для характеристики [28] действующих лиц нередко[29] используется разговорная лексика [30] и другие элементы разговорного стиля. Могут также использоваться языковые средства [31] стиля публицистического, официально-делового или научного. Функция художественного стиля — воздействие [32] на читателя через художественное изображение [33] автором событий, явлений.

Художественный стиль речи используется в написании романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворных произведений разного жанра.

Задание 1. Рассмотрите таблицу и расскажите о системе стилей русского литературного языка.

Ответьте на вопросы:

1. Что лежит в основе стилистического расслоения языка?

2. На основании, каких признаков противопоставляются разговорная и книжная речь?

3. Что лежит в основе деления книжной речи на четыре стиля?

4. Какие стилевые черты присущи тому или иному стилю речи?

 

Стили речи

Речевая ситуация

где?                     с кем?             зачем?

Стилевые черты

Разговорный

Неофициальная

обстановка

1 -1

Общение (поговорить)

Непринуждённость,

расплывчатость

Книжные:

научный

 

Официальная обстановка

 

1 - много

Сообщение (объяснить)

 

Отвлечённость,

точность,

логичность

официально-

деловой

 

Официальная обстановка

 

1 - много

Сообщение (проинструк-тировать)

Официальность, точность

 

публицисти-

ческий

Официальная обстановка

1 - много

Воздействие (убедить)

Призывность, эмоциональность

художест-

венный

 

 

1 - много

Воздействие воображение чувства (изобразить)

Конкретность,

образность,

эмоциональность

 

 

Стилистика – это выбор средств для эффективной передачи информации. Она рассматривает языковые средства со стороны значения и экспрессивности, то есть предметом стилистики является изучение экспрессивных средств языка.

Стилистика делится на функциональную стилистику, стилистику языковых единиц, стилистику текста и стилистику художественной речи:

1. Функциональная стилистика. Это изучение и описание системы стилей.

2. Стилистика языковых единиц. Изучает языковые единицы всех уровней, поэтому с одной стороны она связана с функциональной стилистикой, а с другой стороны со стилистикой текста.

3. Стилистика текста. Изучает общие и частные закономерности организации текста.

4. Стилистика художественной речи. Изучает вопросы построения различных типов повествования, изучает зык художественной литературы. Для этой стилистики очень важно изучение стиля конкретного писателя.

Проблемами стилистики занимались Г.О. Винокур, В.И.Щерба, Виноградов. Виноградов выделял три круга стилистических исследований:

1.     стилистика языка как система систем; она изучает функциональные стили;

2.     стилистика речи – это анализ различных семантических и стилистических особенностей разных жанров устной и письменной речи;

3.     стилистика художественной литературы; она рассматривает все элементы стилей литературных произведений и писателей.

В языкознании к центральной проблеме стилистики относится стилистика языковых стилей, синонимы и выразительные средства языка.

В пределах стилистики различаются понятия теоретической и практической стилистики.

1. Теоретическая стилистика. В центре теоретической стилистики стоят проблемы языка и речи и употребление языковых единиц в тексте. Речевые составляющие: автор, текст, человек, воспринимающий текст. В теоретической стилистике выделяются: стиль от автора, стиль внутреннего строения текста, стиль адресата.

2. Практическая стилистика. В центре практической стилистики стоит устный или письменный текст, который является результатом выбора фонетических, грамматических, лексических и синтаксических форм. Практическая стилистика содержит в себе: общие сведения о языковых стилях, оценка эмоционально-экспрессивных средств языка, проблемы синонимии.

 

Тестовые задания:

1.     Сколько стилей речи имеется в русском литературном языке?

а) 3        б) 7        в) 5         г) 4          д) 6

2. Цель научного стиля речи -

а) сообщение;       б) диалог;            в) информация;      г) общение;    

д) вычитание;

3. Какой стиль речи употребляется в обыденной речи, в беседах?

а) разговорный;                  б) научный ;                    в) публицистический; 

г) официально - деловой;                     д) художественный;

4. Слово стиль означает качество :

а) товара;        б) речи;         в) изделия;        г) произношения;         д) работа;

5. Научный стиль речи изучает .....

а) стилистика речи;                б) стилистика языка;                   в) морфология;

г) фонетика;                            д) стилистика художественной речи;

6. Публицистический стиль используется ......

а) в газетах, журналах;                б) в законодательстве;

в) в морфологии;                 г) в делопроизводстве ;             д) в научном стиле;

7. Чем отличается дружеское письмо от писем делового характера?

а) краткостью;                       б) строгостью;               в) нейтральностью;

г) серьёзностью;                     д) неподготовленностью речи;

8. Фразеологические обороты изучает.........

а) стилистика языка;             б) стилистика речи;          в) синтаксис;

г) второстепенные члены предложения;                   д) публицистический стиль;

9. Публицистический стиль реализуется в форме.......

а) очерка;                      б) научного доклада;                     в) делового характера;

г) монолога;                 д) диалога;

10. Для официально - делового стиля характерны .......

а) разговорная речь;                 б) устойчивые обороты речи;

в) логичность;                           г) разные жанры ;                д) стилистика речи.

Проспект практического занятия

Неделя 2 - я

 

Занятие 1.

Тема: Изучающее чтение текста

«Характерные особенности научного стиля речи».

«Особенности научного стиля речи».

ТЕМА: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.

К научному стилю речи относится такой вид литературы, как научные статьи, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература, научные доклады, лекции, выступления.

Главное назначение научного текста - изложение [34] теорий и гипотез [35], систематизация [36] и популяризация[37]  научных знаний.

В научном стиле речи выделяют несколько подстилей, или его разновидностей:

а) собственно научный — наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, энциклопедии;

б) научно - популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах; научно-популярные книги; сюда относятся публичные[38] выступления по радио, телевидению на научные, выступления учёных, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно - учебный (учебная литература по разным предметам разных типов учебных заведений).

Основными чертами научной речи являются:

Логичность [39] изложения. Все части текста в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно, выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

Последовательность[40] . На последовательность мысли указывают наречия: сначала, прежде всего, далее; вводные слова: во-первых,  во-вторых, наконец, итак, следовательно; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому.

• Точность [41]. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.

Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.

         Отвлечённость [42] и обобщённость [43]. В научном тексте широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Поэтому в таких текстах часто встречаются слова с отвлечённым значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; существительные с суффиксами -ость, -ение, -ство, -ация, например: деятельность, познание, творчество, декларация; заимствованные слова и слова с интернациональными корнями, например: синтаксис, монолог, иммиграция, аукцион. Используются формулы, символы [44], условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

• Объективность.

В научной речи преобладают:

- прямой порядок слов;

- неопределенно-личные и безличные предложения;

- причастные и деепричастные обороты;

- вводные слова.

Задание 1. Прочитайте определения понятия берёзы данные в различных текстах. Определите, какие стили в них представлены? Вставьте пропущенные буквы.

1. Берёза — листвен...ое дерево с белой (реже тёмной) корой и сердц…. видными лист….ями. (Толковый словарь русского языка).

2. Берёза - род дерев…ев и кустарников с….мейства б…рёзовых. Около 120 ее видов имеется в умеренных и холодных поясах Северного Полушария и в горах субтропиков. Лесо…бразующ…я и д…к…ративная п…рода. (Большой энциклопедический словарь).

З. Когда великий русский композитор Михаил Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзе, как символу своей Родины.

Известно, что ни в одной европейской стране нет столько берёз, как в России. С давних времён берёза мила сердцу русского человека. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках русского народа.

4. Люблю берёзу рус...кую.

То светлую, то грус… ную,

В белёном сарафанчике [45],

С платочками в карманчиках,

С красивыми застё... ками,

С з…лёными серёжками.

Люблю её, заречную [46],

С нарядными оплечьями [47],

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую...                                                            (А. Прокофьев)

Задание 2. В нижеприведённых определениях укажите приметы научного стиля речи. Выпишите языковедческие термины.

Слова и словосочетания [48], используемые в определенной отрасли [49] науки, техники, искусства составляют терминологическую и профессиональную лексику. Термины [50] — это названия понятий [51] в определённой области науки, техники, искусства. Специфика термина в том, что он обладает строго определённым значением в своей отрасли знания. Например: лингвистика [52], фонетика, орфоэпия; графика орфография, грамматика, ударение, интонация.

К особенностям термина относятся:

а) системность;

б) наличие специального определения;

в) тенденция к однозначности;

г) отсутствие экспрессии[53];

д) стилистическая нейтральность.

                                            (И.А. Лекант, Современный русский язык)

Задание 3. Дайте характеристику текста с точки зрения подстиля научного стиля речи. Спишите текст, вставляя пропущенные и подчеркивая термины.

Физика основа естественных [54] наук. Проникновение [55] физики в химию, астр…номию, би…логию, ге…ологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке [56] этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют [57] о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований [58].

                                                                                 (Б. Б. Буховцев и др. Физика.)

Задание 4. Прочитайте словарную статью В. В. Виноградова (1891 - 1969, академик АН СССР, языковед, литературовед) о культуре речи. Определите стиль текста. Обоснуйте ответ. Подготовьте небольшое сообщение по теме «Культура речи [59] - что это такое?»

Культура речи - это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии [60] с целями и условиями общения.

Правильной признается речь, которая согласуется [61] с нормами [62] литературного языка — произносительными [63], грамматическими, лексическими...

Однако правильность лишь первая ступень подлинной[64] речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно[65], бесцветно[66], вяло[67]. Такой речи недостаёт выразительности. А она достигается умелым[68] и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций [69].

Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения - второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Культура речи — часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

                                             (Энциклопедический словарь юного филолога).

 

Задание 5. Прочитайте текст и определите, к какому стилю речи он относится.

Особенности научного стиля речи.

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль - это наука. Поэтому речевыми жанрами, воплощающими этот стиль языка, являются научные монографии, научные статьи, диссертационные работы, различные жанры учебной и научно - технической литературы, выступления в научных диспутах, научные доклады, лекции, научно - популярные сообщения и жанры научно-популярной литературы.

В большинстве случаев научный стиль речи реализуется в письменной форме речи, хотя с развитием средств массовой коммуникации, с увеличением роли науки в обществе и ростом различного рода научных контактов (съезды, конференции, симпозиумы) увеличивается роль и устной формы научной речи.

Научному стилю характерны:

1) отвлеченность, обобщенность, абстрактность;

2) подчеркнутая логичность;

3)смысловая точность;

4)скрытая эмоциональность.

Свое конкретное воплощение эти стилевые черты получают в системе языковых средств научного стиля. Так, выражению отвлеченно-обобщенности, абстрактности научного стиля служат: преобладание в нем абстрактной лексики над конкретной, использование слов с конкретной семантикой в обобщенном значении. Например, в предложении «Компьютеры - это электронные системы, которые могут быть запрограммированы на множество разнообразных задач» конкретное существительное «компьютеры» употребляется в значении «компьютеры вообще».

В таких текстах активно функционируют формы 3 - его лица глаголов (называются, являются, включает, приводит и т.д.), формы 1 - его лица в обобщенном значении (видим, получим, проследим), используются глаголы широкой абстрактной семантики (проследить, обнаруживать, являться, изменяться и т.д.).

Подчеркнутая логичность научного стиля передается с помощью вводных слов (итак, таким образом, следовательно, во - первых, во - вторых и т.д.); наречий которые используются в связующей функции (поэтому, потому); специальных оборотов и конструкций (теперь перейдем к вопросу о …, следует подчеркнуть, приведем еще пример и т.д.), активное употребление в научных текстах специальной терминологии.

 

Занятие 2.

ТЕМА: Грамматические конструкции и

их виды в предложениях.

Для освоения особенностей научного стиля речи необходимым условием являются выработка умений и навыков грамотно оформлять свои мысли в синтаксические конструкции: что характерно для чего, что есть что, что называется чем, что представляет собой что, что является чем, что состоит в чем, что заключается, в чем и т. д., а также умение изменить одну конструкцию другой, близкой по значению. Грамматические конструкции — это структурно семантические модели типа, представленного выше.

Доведенные до автоматизма навыки безошибочного употребления различных структурно - семантических моделей, грамматических конструкций позволяет свободно излагать свои мысли.

Задание 1. Из данных слов и СС составьте предложения, используя конструкции.

ЧТО - ЧТО и ЧТО - ЭТО ЧТО.

Образец: Сложение, арифметическое действие.

Сложение — арифметическое действие.

1 .Вычитание, арифметическое действие.

2.Физика, наука о природе.

3. Арифметика, раздел математики.

4 .Дождь, явление природы.

ГК: ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЧТО, ДЕЛИТЬ, ЧТО НА ЧТО, ДЕЛИТЬСЯ НА ЧТО, ДЕЛЕНИЕ ЧЕГО НА ЧТО.

 

Тестовые задания:

1. Научный стиль реализуется........

а) в устной форме речи;                      б) в системе языковых средств;     

в) в коммуникации;                             г) в природе;

2. Главное достоинство научного языка -

а) ясность;                        б) повторяемость;                  в) информативность;

г) резолюция ;                  д) недосказанность;

3. Предложение «Платина служит материалом для изготовления химической посуды» имеет ГК типа

а) что если что?                                              б) что - это что ?          

в) что представляет собой что?                     г) что служит чем?

4. Для характеристики сущности явления используется ГК типа:

а) состоять в чем?             б) в какой момент ?      

в) во время чего?               г) при чем ?                   д) сменить кого - что?

5. Какой жанр характерен для научного стиля речи?

а) монография;           б) диссертация;             в) художественная литература;

г) фельетон;               д) драма;

6. ГК - это структурно - семантические модели типа :

а) что состоит в чем ?                б) смысловая точность;

в) явление природы;                  г) абстрактность;            д) научные контакты.

7. В каком стиле речи чаще всего используется термины?

а) научном;                                  б) разговорном;               в)  художественном;

г) публицистическом;                д) литературном языке;

8. Предложение «Солнце является источником жизни на Земле» имеет ГК типа :

а) что является чем ?                б) что представляет собой что?

в) что служит чем?                  г) заключаться в чем?             д) состоять в чем?

9. Что представляет собой ромб?

а) плоская геометрическая фигура;                б) круглое геометрическое тело;

в) электромагнитное колебание;                     г) квадрат;

д) химический элемент;

10. В деловой речи не употребляется :

а) разговорная  лексика;                        б) эмоционально - окрашенная лексика;

в) терминологическая система;              г) мимика;                 д) взгляды;

 

Что же такое план?

В словаре Д. Н. Ушакова говорится, что план – это расположение, взаимная связь отдельных частей чего-то излагаемого или изложенного, тот или иной порядок, в котором что-либо излагается, композиция". Последнее слово в этом определении - композиция - очень существенно и ко многому обязывает, имеется в виду, что план должен всегда отражать структуру текста, вскрывать его структурные отношения. Психологи считают, что это выделение существенного в тексте, которое даёт возможность разделить его на соответствующие части. План помогает понять текст. Хотя, казалось бы, наоборот: составить план можно только тогда, когда текст понят. Составление плана помогает, и запомнить материал.

Особенно велика роль плана, когда воспроизведение текста во времени отодвинуто от чтения. Тогда даже беглый взгляд на план дает возможность на его пункты, восстановить в виде рассказа содержание давно проработанного текста. Восстанавливая содержание текста по плану, мы проверяем, насколько хорошо  и правильно запомнился текст. Таким образом, план является еще  средством для самоконтроля и самооценки. Чтобы понять текст, нужно уметь выделить в нем существенное, разделить на части. Основной прием обучения - это показ на примере, как каким должен быть план. При обучении составлению плана, соблюдается определенная последовательность действия, которую студенты могут записать в виде следующей инструкции:

1.     проведи диалог с текстом;

2.     выдели существенные мысли;

3.     выдели главную мысль;

4.     раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;

5.     озаглавь каждую часть.

Кроме того, целесообразно продиктовать студентам требования, предъявляемые к плану психологами и методистами. Они сводятся к следующему:

1. В пунктах плана должны быть выделены, главные части, чтобы было понятно, о ком (или о чём?) и что говорится в каждой части.

2. Пункты плана должны быть кратким:

3.Они должны быть связаны между собой по смыслу.

Сравнение с эталоном не  только помогает составить план, но и способствует формированию самоконтролю.

Планы бывают:

а) назывными предложениями;

б) повествовательными предложениями,

в) вопросительными предложениями;

Различают простой и сложный план:

Простой план - это выделение и наименование главных, основных частей текста.

В сложном плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных.

Окончательный план должен:

1. Соответствовать теме текста, глубоко и  полно отражать её.

2. Быть целенаправленным.

3. Быть стройным и логически последовательным.

4. Иметь единое основание деления.

5. Быть соразмерным в основных своих частях.

 

Образцы  планов.

Вопросный план:

1. Что является отличительной чертой современной науки?

2. Почему современную науку считают дорогостоящим занятием?

3. Почему школа В. В. Докучаева предопределила путь развития почвоведения на десятилетия вперед?

4. Что определяет научную школу?

5. Что влияет на образование научной школы?

6. Какими качествами должен обладать ученый, чтобы стать  родоначальником целого направления в науке?

7. Почему Эйнштейн не оставил после себя научной школы?

8. Какими качествами должен обладать молодой ученый?

9. Почему исследователь не может обойтись без стройной системы миропонимания?

Назывной план

1.Отличительная черта современной науки - коллективность.

2. Современная наука - самое дорогостоящее.

3. Научная школа В. В. Докучаева.

4. Принципы научной школы.

5. Могучий ум  и обаятельный человек.

6. Уважение к достигнутому в науке.

7. Мировоззренческая позиция ученых.

 

Сложный план.

Обратите внимание на то, как он составлен. Каждый пункт плана выражает главную информацию абзаца. Каждый подпункт плана выражает информацию, детализирующую главную.

I. Солнце - основной источник энергии для всех живых организмов; два вида ассимиляции.

1.Получение животными энергии, запасенной в готовых органических соединениях.

2.Синтез органических соединений в клетках зеленых растений.

II. Характеристика процесса фотосинтеза.

1.Определение фотосинтеза.

2.Синтез АТФ и некоторых других молекул - носителей энергии.

3.Значение энергии, запасенной в АТФ  и некоторых других молекулах для фотосинтеза(биосинтез).

4. Поглощение энергии при реакциях биосинтеза.

III. Роль хлоропластов в процессе фотосинтеза.

1.Захват световой энергии и её превращение при участии хлорофиллов и других пигментов.

2.Роль фотосинтетических активных и добавочных пигментов.

IY. Две фазы в процессе фотосинтеза.

1. Определение световой фазы.

2. Использование световой энергии в световой фазе.

3. Определение темновой фазы.

4. Переход солнечной энергии в химическую энергию органических соединений в процессе фотосинтеза.

Y. Изучение процесса фотосинтеза. Вклад К.А.Тимирязева в науку о фотосинтеза.

1. Открытые способности хлорофиллов сильнее поглощать красные лучи солнечного спектра.

2. Установление соотношения количества поглощённой солнечной энергии и количества синтезированного органического вещества.

3.Определение фотосинтеза, данное К.А. Тимирязевым.

 

Основные жанры научного стиля.

1.                 Реферат. Реферирование – индивидуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, конкретно оценивать материал в первоисточнике. Композиция реферата: вступление, перечисление основных вопросов и проблем, анализ самых главных вопросов, выражения своего мнения, общий вывод. В реферате используются речевые клише, характерные для научного стиля (автор останавливается на вопросе; при этом он отмечает; задача заключается в том, чтобы).

2.                 Аннотация. Это сжатая характеристика книги, статьи или сборника, ей содержание и назначение. В аннотации перечисляются главные вопросы первичного текста, иногда характеризуется композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет 2 обязательные части: содержательная характеристика первоисточника, цель автора и адресат аннотируемого текста. Смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише (в статье рассматривается, в книге изложены, статья посвящена, книга заинтересует). 

3.                 Конспект. Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свёртывание первичного текста. Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию. С точки зрения объёма конспект может быть кратким, подробным или смешанным.

4.                 Тезисы. Тезирование – один из видов извлечения основной информации текстоисточника с её последним переводом в определенную языковую форму. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Тезисы имеют строгую композицию: преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис. Взаимосвязь между отдельными тезисами может быть выражена использованием вводных слов (во-первых, во-вторых); с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы – внутренние причины); использование классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения). В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты. Существуют тезисы глагольного и номинативного строя. В первых, используется глагольное сказуемое, а во втором оно отсутствует. Тезисы начинаются следующими речевыми формами (клише): известно, что…; следует отметить, что…; предполагается, что…; специалисты ставят своей задачей. Основная информация в тезисах объединяется с помощью лексических средств: считает…, сравнивает…, приводит пример…, перечисляет… и так далее.

5.                 Дискуссия. Это устное коммуникативное взаимодействие группы лиц. Дискуссия – это скорее не борьба двух мнений, форма сотрудничества. Дискуссия имеет следующие составляющие: 1) вступительное слово, в котором объясняется тема дискуссии, формируется её цель, определяются ключевые понятия; 2) реплики, организующие дискуссию: а) стимулирующие участников дискуссии к высказыванию, б) корректирующие направление дискуссии, в) подчёркивающие общее в высказываниях, г) снимающие напряжение; 3) заключительное слово, где отмечается результат проведения дискуссии.

6.                 Рецензия. Это отзыв, разбор и оценка художественного, научного или научно-популярного произведения. Рецензия отличается от собственно «отзыва» тем, что рецензия понятие более широкое: это не только отклик на произведение, мнение о нём, оценка произведения, но и разбор произведения, чего нет в отзыве.

7.                 Сообщение. Это тематически связанное выступление в форме монолога. Оно может быть построено как сообщение-рассуждение. В таком случае выделяется тезис (основная мысль), аргументы (доказательства) и вывод. В доказательной части выделяется пример и его объяснение. Объяснение примера – это его анализ, который приводится для того, чтобы объяснить выдвинутое положение.

8.                 Беседа. Это сообщение, на какую либо тему с участием слушателей в обмене мнениями. Беседа отличается от доклада тем, что слушатели занимают активную позицию. В то же время беседа отличается от дискуссии, потому что в беседе есть основное сообщение, а в дискуссии только ставится проблема.

9.                 Доклад. Это публичное сообщение на определённую тему. Доклад состоит из: 1) вступительной части, в которой в целом освещается проблема и привлекается внимание слушателей, 2) основной части, в которой даётся аналитически-синтетическое освещение проблемы, 3) заключения, в котором обобщается всё вышесказанное и делается вывод. В докладе используется клише научного стиля речи, а также вводные слова и устойчивые сочетания, привлекающие внимание аудитории (видите ли, можно предположить, задумайтесь, обратите внимание и так далее).

10.             Статья. Это научное сочинение небольшого размера. В статье раскрывается определённая научная проблема. Статья имеет три основные части: 1) вступление, в котором автор вводит в проблему; 2) основная часть, в которой идёт решение данной проблемы; 3) заключение, где автор обобщает всё вышесказанное и делает вывод. В статье используется клише научного стиля речи. Слова в прямом значении, а не в переносном. Много вводных слов.      

 

Домашнее задание:

1.     Чтение текста.

2.     Усвоить новую лексику.

3.     Выпишите из текста только физические термины.

 

Тестовые задания:

1.     Механическое движение - это изменение положения тела относительно других...

а) тел;                      б) кораблей;                    в) деревьев;                   г) машин;

2. Механическое движение - самый ... вид движения.

а) сложный;                 б) тяжелый;                в) простой;              

г) современный;

3. Что называется движением?

а) любое изменение материи;                   б) характеристика тела или явления;

в) произведение;                                         г) линия;

4. Механика - это часть физики, которая изучает ... .

а) свободное падение;                  б) изменение материи;

в) скорость света;                          г) механическое движение;

5. Любое изменение материи - это

а) скорость машины;              б) движение;                   в) твердое вещество;

г) вещество;

6. Изменение положения тела относительно других тел:

а) механическое движение;                      б) мгновенная скорость;

б) причины движения;                               г) постоянное движение;

7. Какой раздел физики мы используем, если надо изучать механическое движение?

а) молекула;                     б) механика;              в) электричество;       

г) законы Ньютона;

8. Подберите определения к слову «движение» -

9. Слово «механика »  произошло от ... языка.

а) латинского;                     б) греческого;                           в) французского;     

г) русского;                         д) римского

10. Найдите предложение, которое выражает квалификацию лица, предмета, явления.

 

Проспект практического занятия.

Неделя 3- я.

 

Тема занятия: Изучающее чтение текста

«Что такое телекоммуникация?»

Занятие 1.

1.Слова и словосочетания:

Звук, сигнал, текст, знак, прием, передача звука, сигнала.

Система, электромагнитная система, кабельная, оптическая, радиосистема.

Технические средства, система технических средств.

Информация, обмен информацией, средство, моющее средство, средство обмена информацией, компьютер, связь компьютеров, настроить связь компьютеров, компьютерные телекоммуникации, вычислительная сеть, локальная сеть (ЛВС), глобальная сеть, периферийные устройства, сервер, диск, устройства дисковой памяти.

Задание 1. Прочитайте и запишите данные выше слова и словосочетания, объясните по словарю их значение, переведите некоторые из них на родной язык, составьте с некоторыми из них предложения.

Ответьте на следующие вопросы:

-- Что такое стиль речи?

-- Чем создается стиль языка?

-- Какие стили русского языка вам известны?

Задание 2. Прочитайте текст и определите, к какому стилю речи он относится.

Что такое телекоммуникация?

Телекоммуникацией принято считать прием и передачу звука, сигнала, текста, знака, письменного изображения по кабельной, проводной, магнитной, оптической, радио - и другим электромагнитным системам.

Система технических средств, с помощью которой осуществляется телекоммуникация, называется сетью телекоммуникаций.

Сами же технические средства телекоммуникаций это оборудование и машины, которые используются для обработки, передачи и приема сообщений телекоммуникаций.

Спутник у телекоммуникаций - это техническое средство их, которое находится на орбите Земли для того, что бы оказать услуги телекоммуникаций.

Издавна существует необходимость на расстоянии обмениваться информацией. Для осуществления этого были придуманы множества разных средств. Например, телефон и радио или телеграф и почта. На сегодняшний день нам известно еще одно средство обменом информации под названием компьютерные телекоммуникации.

Для того чтоб настроить связь компьютеров были придуманы вычислительные сети. В сети расположены всего несколько ЭВМ, которые находятся в одном здании, офисе или помещении. В этом случае сеть будет называться локальной (ЛВС). Она может объединяться с другими либо же существовать сама по себе. Существуют такие сети, которые охватывают город или даже целый регион. Ну и, конечно же, глобальные сети, они охватывают весь мир.

Выделенные серверы. На них строится большинство сетей. Это специальные мощные компьютеры, которые предоставляют услуги другим компьютерам. Например, пересылку данных, доступ к информации на своих дисках, использование тех или иных периферийных устройств и т. д. Очень часто в качестве сервера используют мощный персональный компьютер, но в основном это специально разработанная машина, которая  непрерывно работает в течение долгих месяцев с устройствами дисковой памяти.

Задание 3. Какие характерные черты стиля, к которому вы отнесли данный текст, вы можете выделить? Приведите их примеры.

 

Занятие 2.

Тема: Подробнее о телекоммуникации.

Задание 1. Разделите текст «Что такое телекоммуникация?» на смысловые части, озаглавьте их. В каждой из выделенных вами частей текста найдите главную и дополнительную информацию.

Задание 2. Составьте назывной план текста.

Задание 3. Составьте вопросный план текста «Что такое телекоммуникация?»

Задание 4. Найдите в предложениях текста ГК (грамматические конструкции) типа: «чем принято считать что», «что называется чем», «что есть что», «что это что». Определите падеж главных (определяющих) частей (слов) данных ГК .

2. Опрос домашнего задания.

А) Пересказ текста «Особенности научного стиля речи»,

б) Проверка письменных заданий.

 

Тестовые задания:

1. В какой форме не может реализоваться художественный стиль?

а) прозы;              б) поэзии;               в) отзыва;                г) драмы

2. В каком стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка

а) научном;                     б) разговорном ;                        в) публицистическом;

3. Какой стиль речи располагает следующими жанрами: монография, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация.

а) художественный;                б) публицистический;          в) научный.

4. В каком стиле речи не допускается употребление экспрессивных речевых средств

а) научном;                 б) разговорном;              в) публицистическом;

5. В какой сфере общественной жизни функционирует научный стиль речи?

а) в беседах;               б) в науке;                      в) агитационно-массовой работе;

6. В каком стиле речи чаще всего используются термины?

а) разговорном;              б) научном;                  в) художественном;

7. Какой жанр не характерен для научного стиля речи?

а) монография;                 б) диссертация;                  в) разговор;

8. Сколько стилей речи имеется в русском литературном языке?

а) 3;                                   б) 7;                                     в) 5

9. Что такое телекоммуникация?

а) система технических средств;             б) сервер;              в) спутник

10. Что чаще всего используют в качестве сервера?

а) мощный персональный компьютер;    б) диск;       в) периферийное устройство 

Самостоятельная работа.

1.     Подготовка к пересказу текстов.

2. Написать сочинение на тему «Роль и место телекоммуникационных систем в современном мире»

 

 

Языки

Программ 44ст

 

Как устроен  ком 61ст


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] закономерность - rонуният, мувофиrи rонун будан(и), мутобиrат ба rонун

[2] целесообразность - разумность

[3] уместность - бамаврид, бамавrеъ будан

[4] фразеологический оборот - ибораи фразеологb

[5] индивидуальный - личный, присущий только данному индивидууму, отличающий его от других

[6] ситуация - положение

[7] общение - муошират, робита, алоrа

[8] эмоциональность - э[соснокb

[9] образность - хушобуранг (бадеb) будан

[10] конкретность - определённость

[11] неофициальный - uайрирасмb

[12] непринужденный - естественный, простой; осуда, озод, табиb

[13] репортаж - гузориш

[14] интервью - мусо[иба

[15] официальная обстановка - шароити расмb

[16] общественно - политический - xамъиятb - сиёсb

[17] логичность - последовательность, связность; мантиrb будан

[18] сообщение - информация, сведения, передаемые кем - либо

[19] информирование - передача сведений, сообщение, оповещание, извещение

[20] резолюция - 1. rарор, rарордод,

[21] инструкция - дастурамал

[22] устойчивый - устувор

[23] стандартизированный - меъёрикунонишуда

[24] термин - истило[от

[25] статья - маrола

[26] рецензия - таrриз

[27] диалог - муколима

[28] характеристика - описание характерных отличительных качеств, свойств кого - чего нибудь, тавсиф

[29] нередко - часто

[30] разговорная лексика - лексикаи гуфтугуb

[31] языковые средства - восита[ои забонb

[32] воздействие - влияние

[33] изображение - ифода, акс

[34] изложение - передача устной и письменной речью

[35] гипотеза - научное предположение

[36] систематизация - приведение чего - либо в систему

[37] популяризация - изложение в популярной форме; пропаганда

[38] публичный - открытый, гласный; умумb, ошкор, кушода

[39] логичность закономерность, разумность, последовательность

[40] последовательность - этапность, логическая обоснованность; пайдарпаb, мунтазамb

[41] точность - свойство полностью соответсвововать действительности; аниrb, са[е[b, дурустb

[42] отвлечённость, отвлечённый - теоретический, представляемый в обобщении, в отстранении от конкретных связей, содержащий общие признаки

[43] обобщённость, обобщить - сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее положение чему - нибудь

[44] символ - условный знак какого - нибудь понятия

[45] сарафан - род женского платья с большим вырезом, без рукавов

[46] заречный - находящийся за рекой

[47] оплечье (старое) - часть одежды, покрывающая плечи

[48] словосочетание - ибора

[49] отрасль - со[а

[50] термин - истило[от

[51] понятие - логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего - нибудь

[52] лингвистика - наука о языке, языкознание

[53] экспрессия - выразительность

[54] естественный - относящий к природе

[55] проникновение, проникать - попасть, пробраться куда - нибудь

[56] стык - граница

[57] свидетельствовать - 1. Подтверждать; 2. Доказывать.

[58] исследование - изучение; научный труд

[59] культура речи - маданияти сухан

[60] в соответствии с чем - н.- мувофиrи чизе

[61] согласоваться - мувофиrат доштан

[62] норма - правила

[63] произносительный - относящийся к произношению

[64] подлинный - настоящий, истинный, действительный

[65] однообразный - всегда такой же, не меняющийся

[66] бесцветно - невыразительно

[67] вялый - лишенный бодрости, энергии

[68] умелый - искусный, грамотный; мо[ирона, бома[орат

[69] интонация - интонатсия, о[анг; овоз

Проспект практического занятия

Проспект практического занятия

Это язык радио и телевидения.

Это язык радио и телевидения.

Художественный стиль речи используется в написании романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворных произведений разного жанра

Художественный стиль речи используется в написании романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворных произведений разного жанра

Стилистика художественной речи

Стилистика художественной речи

Фразеологические обороты изучает

Фразеологические обороты изучает

Точность [1] . Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики

Точность [1] . Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики

В белёном сарафанчике [1] ,

В белёном сарафанчике [1] ,

Задание 4. Прочитайте словарную статью

Задание 4. Прочитайте словарную статью

Свое конкретное воплощение эти стилевые черты получают в системе языковых средств научного стиля

Свое конкретное воплощение эти стилевые черты получают в системе языковых средств научного стиля

ГК: ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЧТО,

ГК: ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЧТО,

План помогает понять текст. Хотя, казалось бы, наоборот: составить план можно только тогда, когда текст понят

План помогает понять текст. Хотя, казалось бы, наоборот: составить план можно только тогда, когда текст понят

Почему современную науку считают дорогостоящим занятием? 3

Почему современную науку считают дорогостоящим занятием? 3

Y . Изучение процесса фотосинтеза

Y . Изучение процесса фотосинтеза

В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты

В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты

Чтение текста. 2. Усвоить новую лексику

Чтение текста. 2. Усвоить новую лексику

Информация, обмен информацией, средство, моющее средство, средство обмена информацией, компьютер, связь компьютеров, настроить связь компьютеров, компьютерные телекоммуникации, вычислительная сеть, локальная сеть (ЛВС), глобальная сеть, периферийные…

Информация, обмен информацией, средство, моющее средство, средство обмена информацией, компьютер, связь компьютеров, настроить связь компьютеров, компьютерные телекоммуникации, вычислительная сеть, локальная сеть (ЛВС), глобальная сеть, периферийные…

Занятие 2. Тема: Подробнее о телекоммуникации

Занятие 2. Тема: Подробнее о телекоммуникации

Языки Программ 44ст Как устроен ком 61ст

Языки Программ 44ст Как устроен ком 61ст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2022