Изучение детской литерату с детьми с ОВЗ
Оценка 4.6

Изучение детской литерату с детьми с ОВЗ

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
24.08.2022
Изучение детской литерату с детьми с ОВЗ
Предназначен педагогам и родителям
Изучение детской литературы с детьми с ТМНР.doc

Изучение детской литературы с детьми с ТМНР

Ким Марина Анатольевна

учитель-дефектолог

МАДОУ-Детский сад компенсирующей

направленности № 11 «Улыбка

Забайкальский край, г. Краснокаменск

 

Приобщение дошкольников к литературе- одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше дошкольное учреждение – не исключение. Я работаю с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость и тяжелые множественные нарушения развития (ГУО и ТМНР). Исходя из собственного опыта, я постараюсь выделить основные, наиболее значительные трудности, связанные с обучением наших деток:

·низкая познавательная активность, отсутствие мотивации к обучению;

·94% детей не владеют вербальной речью;

·несформированность эмоционально-волевой сферы – частая смена настроения, вспышки агрессии и самоагрессии, полевое поведение;

·нарушения двигательной сферы (нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики);

·трудности восприятия окружающей действительности (несформированность сенсорных эталонов, низкая концентрация внимания)

Все эти трудности обусловлены, естественно, недоразвитием высших психических функций.

Дети  испытывают трудности  в освоении нового материала, их представления о предметах, окружающем мире, чувствах и мотивах поступков своих и окружающих оказываются неточными и неполными, у них снижена познавательная активность, нарушена речь и мышление. Решение этих проблем – составная  часть дальнейшего успешного обучения детей  в школе и их социализации в обществе.

В решении проблемы  воспитания путем ознакомления детей  с художественной литературой, мы сталкиваемся с типичной для нашего общества ситуацией, решить которую в одиночку невозможно.

Среди причин утраты роли книги, можно выделить три блока по количеству участников педагогических отношений.

Согласно проведенному в январе 2022 года опросу родетелей детей в  группе нашего детского сада, доминантными видами деятельности современного дошкольника4 являются:

·просмотр мультфильмов (69%);

·прогулки (48%);

·компьютерные игры (13%);

·чтение вслух (24%).

В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по  воспитанию детей  дошкольного возраста с ТМНР  средствами художественной литературы.

Формы взаимодействия участников педагогических отношений по  воспитанию детей  дошкольного возраста с ТМНР средствами художественной литературы.

Важную роль в приобщении детей к художественной литературе играет тесное взаимодействие между всеми участниками педагогических отношений: для воспитания грамотного читателя необходимо организовать работу не только с детьми, но и с педагогами и родителями.

Работа с детьми включает в себя:

·Систематическое ежедневное увлекательное чтение!

·обустройство уютного книжного уголка в группе;

·передача и дарение книг младшим дошкольникам ДОУ;

·мастерская по починке книг;

·участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

·выставки рисунков, иллюстраций и поделок;

·совместные праздники, конкурсы  и литературные викторины дошкольников и родителей (можно других членов семей);

·участие в театрализованной деятельности;

Работа с педагогами может помимо прочего включать в себя:

·тематический педагогический консилиум;

·семинары, мастер- классы, разработка методических рекомендаций;

·круглые столы педагогов  (консультации);

·проведение диагностики по выявлению литературных предпочтений и приверженности к чтению в семье;

·взаимодействие с библиотеками города;

·создание и пополнение библиотеки в ДОУ;

·педагогические и психологические наблюдения.

Работа с родителями может включать в себя:

·тематические родительские собрания с педагогами;

·анкетирование, тестирование родителей;

·привлечение родителей к созданию книжного уголка;

·круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», практикумы для родителей;

·консультации с педагогами ДОУ;

·разработку памяток, оформление информации в уголке;

·привлечение родителей к участию в литературных конкурсах и викторинах, проводимых в ДОУ;

·проектную работу в области «Художественно-эстетическое развитие»;

·визуальные средства общения.

Методы и приёмы ознакомления и с художественной литературой

Словесный метод:

- чтение произведений,

- вопросы по содержанию произведений,

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание аудиозаписей.

Практический метод:

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

- игровая деятельность.

Наглядный метод:

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- схемы,

- просмотр видеофильмов,

-                   оформление выставок.


Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову

·-Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция

·-В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.

·-Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.

·-Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринужденного чтения.

Развитию у  дошкольников с ГУО и ТМНР пониманию текстов литературных произведений способствует прежде всего правильный подбор литературных текстов с учетом содержательно-художественной значимости и коррекционной ценности, а также усиление доступности литературного текста для восприятия  дошкольниками  за счет использования специальных приемов.

Приемы, направленные на облегчение понимания детьми текстов художественных произведений:

· адаптирование текстов;

· выразительное чтение и рассказывание текста педагогом;

· повторность чтения или рассказывания педагогом, также выборочное чтение и рассказывание;

· рассматривание картин, серии сюжетных картин и иллюстраций;

· "натурализация" отдельных предметов и действий;

· беседа по содержанию;

· театрализация сюжета ("обыгрывание", драматизация").

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы «Центр книги» привлекает интерес и внимание детей. В соответствии с ФГОС «Центр книги»  имеет следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтениия и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи,рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы);   наличие иллюстративного и фотоматериала ( иллюстрации, альбомы по лексическим темам, портреты писателей и поэтов); выделена  "Полочка умных книг".Подобрана литература в книжном варианте, в аудиозаписях, создана подборка литературных текстов по тематическому принципу ( так как имеющиеся хрестоматии не охватывают лексические темы, не учитывают психофизических особенностей детей с  особыми образовательными потребностями). Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, игрушки образные.

Методика работы по формированию у дошкольников с ТМНР умения слушать и понимать простые литературные тексты

На 1-ом году обучения выделяю задачу  воспитания у детей эмоционального отношения к речи, к рассказываемому тексту {лучше - на фольклорном материале - коротких потешках). Дети нашей группы находятся на низкой стадии умственного и речевого развития. Им понятно небольшое количество слов. Однако нет опасности в том, что им преподносится речевой материал, который не может ими быть до конца логически осмыслен. Важно то, что фольклорный материал ритмичен, эмоционально ярко окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию и характеризуется многочисленными повторами, что немаловажно именно для  детей. Это дает возможность вызвать положительное эмоционально окрашенное отношение детей к тексту, желание и умение слушать его, чувствовать интонацию.


Одновременно идет работа над простым текстом. Учу детей сосредоточивать внимание на рассказываемом, соблюдать тишину, не мешать друг другу, дослушивать до конца. Первые тексты, с которыми знакомят  малышей, должны быть очень небольшими по объему, с несложным сюжетом и малым количеством героев.

Последовательность работы над простым текстом:

1. Рассказывание текста детям.

2. Обыгрывание текста (театрализация сюжета с использованием настольного театра);

3. Повторное рассказывание текста педагогом с использованием иллюстративного материала.

4. Беседа по содержанию;

5. Обобщающая беседа по тексту с подведением нравственного итога.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются. К концу первого года обучения детям предлагаются сказки, короткие истории и рассказы.

 При работе над текстом  раскрываем перед детьми смысл совершаемых персонажами действий и поступков, стараемся вызвать правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. При этом  показываем детям как надо поступать правильно, постепенно воспитывая у них тем самым  положительные нравственные представления и черты характера. Для работы на этом этапе  мы используем такие тексты, как «Игрушки» А.Барто; «Мой мишка» З.Александровой; «Маша обедает» С.Капутикян; «Цыпленок» К.Чуковского; «Кто сказал «Мяу»? В.Сутеева и др. русские народные сказки «Три медведя». «Колобок». Эти произведения расширяют опыт ребенка, обогащают его словарь ( и активный, и пассивный), а пересказ приводит к овладению новыми формами речи.

Художественный образ, который дается в произведении, сопереживание с героем, эмоции, которые этим сопереживанием вызываются, влияют на ребенка так, как не влияют на него приказы и уговоры. Все это дает возможность использовать слово как средство морального воспитания ребенка.

Одним из направлений работы с  дошкольниками с ТМНР является составление и рассказывание коротких историй, связанных с яркими, запоминающимися событиями, происходящими в ближайшем окружении детей, в жизни семьи и группы. Составление и обсуждение таких историй способствуют пониманию детьми причинно-следственных связей в жизненных ситуациях, насыщают содержание текста реальными событиями, сплачивают детский коллектив.

В работе над текстами широко используются приемы драматизации и игры-драматизации. Именно эти приемы играют огромную роль в усвоении детьми текста. Особое влияние оказывает та игра-драматизация, в которой участвуют сами дети. В такой игре ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности.

Драматизация текста играет огромную роль в его усвоении детьми. Она помогает детям переводить художественные образы в наглядно- действенный план, насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память. [ 3, с.195].

Особое место занимает при этом игра-драматизация, являющаяся действием самих детей. В игре-драматизации ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, словесными формами – вопросом, ответом, диалогом, Беседой, повествованием. В этих играх ребенок ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически  усваивается нужная форма речи, и при этом формируются нравственные представления.

Пересказ ребенком текста художественного произведения имеет большое воспитательное значение. Пересказывая текст, ребенок вновь и вновь переживает события, в нем происходящие, оценивает поступки героев,

воспроизводит последовательность событий.

Ребенка  с ГУО, ТМНР нужно учить всему: и драматизации, и игре-драматизации, и пересказу текста художественного произведения, постепенно переводя ребенка к восприятию словесного текста без драматизации. Работа эта ведется последовательно, на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Беседа по тексту, выяснение нравственной позиции героя, должна всегда завершать работу над художественным  произведением.

Под воспитательным воздействием педагога художественные образы детской литературы оказывают свое влияние на поведение детей, на их взаимоотношения с товарищами и взрослыми, способствует формированию положительных черт характера.

Так, при чтении книжки А.Барто «Игрушки», педагог не только закрепляет у детей знания об отдельных игрушках, но и объясняет детям, что игрушки нужно беречь, аккуратно играть с ними, убирать на месте. При чтении книжки С.Капутикян «Маша обедает» нужно не только вспомнить о тех, кто обедал с Машей, но и подчеркнуть, что Маша – добрая девочка, не забыла покормить своих друзей.

При оценке результативности данной работы  речь не идет об идеальной картине. Наряду с явным прогрессом стоит отметить и трудности в воспитании и развитии нужных качеств у детей с ТМНР. Такие дети часто показывают более низкие результаты, им требуется больше времени, однако и у них заметно формирование правильных нравственных идеалов и стремление к их воплощению.


Родители.

По результатам проведения работы можно говорить о положительных изменениях доминантных видов деятельности ребенка в семье. Конечно, это не заставило родителей отказаться от активного использования гаджетов и видеосредств, однако, их активное участие в проводимых мероприятиях, внимание к миру детской литературы вызвало у детей ответную реакцию, что обусловлено  особенностями детей данной группы.

 Увиденные положительные изменения в развитии ребенка побуждали родителей активнее интересоваться вопросами приобщения детей к художественной литературе, развития навыков самостоятельного и совместного чтения, новинками в книжном мире. Все это способствовало установлению между педагогами и родителями доверительных отношений в вопросах развития и воспитания детей, что положительно сказалось на последних.

Литература:

1.Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ- Детский сад компенсирующего вида № 11 «Улыбка».2020.

2. Баряева Л.Д.,Гаврилушкина О.П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» М.,2007.

3.Екжанова  Е.А.,Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» М.,2005

4. З. А. Гриценко. «Пришли мне чтения доброго…» М., 2004.

5. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».2005

6.О. С. Ушакова.  «Знакомим детей с литературой» М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Изучение детской литературы с детьми с

Изучение детской литературы с детьми с

Дети испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах, окружающем мире, чувствах и мотивах поступков своих и окружающих оказываются неточными и неполными, у…

Дети испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах, окружающем мире, чувствах и мотивах поступков своих и окружающих оказываются неточными и неполными, у…

Систематическое ежедневное увлекательное чтение! · обустройство уютного книжного уголка в группе; · передача и дарение книг младшим дошкольникам

Систематическое ежедневное увлекательное чтение! · обустройство уютного книжного уголка в группе; · передача и дарение книг младшим дошкольникам

Методы и приёмы ознакомления и с художественной литературой

Методы и приёмы ознакомления и с художественной литературой

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову · -Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция · -В…

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову · -Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция · -В…

Развити ю у дошкольников с

Развити ю у дошкольников с

Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, игрушки образные

Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, игрушки образные

Одновременно идет работа над простым текстом

Одновременно идет работа над простым текстом

Художественный образ, который дается в произведении, сопереживание с героем, эмоции, которые этим сопереживанием вызываются, влияют на ребенка так, как не влияют на него приказы и…

Художественный образ, который дается в произведении, сопереживание с героем, эмоции, которые этим сопереживанием вызываются, влияют на ребенка так, как не влияют на него приказы и…

Беседой, повествованием. В этих играх ребенок ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица

Беседой, повествованием. В этих играх ребенок ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица

Родители. По результатам проведения работы можно говорить о положительных изменениях доминантных видов деятельности ребенка в семье

Родители. По результатам проведения работы можно говорить о положительных изменениях доминантных видов деятельности ребенка в семье

Баряева Л.Д.,Гаврилушкина О.П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»

Баряева Л.Д.,Гаврилушкина О.П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»

Изучение детской литерату с детьми с ОВЗ

Изучение детской литерату с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022