ИЗУЧЕНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ В ОКРЕСТНОСТЯХ
ГОРОДА ГУБКИНА
Основная задача средних учебных заведений – воспитать человека любознательной и творческой личностью.
Свою задачу я вижу в том, чтобы посодействовать учащимся понять связи в явлениях природы, дабы ключевым в процессе изучения есть становление любознательного, наблюдательного человека. Я стараюсь продемонстрировать связь минувшего и истинного в духовной жизни нашего народа. Довольно принципиально то, чтобы ребятам было дорого всё сделанное старшими поколениями, всё добытое и завоёванное в тяжкой борьбе за свободу Отечества. В то же время стараюсь не допускать беспечного удовольствия жизненными благами. Изучение учеником окружающего мира должно проходить в процессе его честного труда.
Одним из направлений при воспитании личности учащегося считается краеведение, которое поможет претворению в жизнь совместного образования, нравственному, эстетическому и физиологическому воспитанию учащихся. Краеведение содействует воспитанию чувства любви к малой Родине, уважительного отношения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут вблизи [3,115].
Приверженность к Родине связана с любовью к родным пространствам – городу, селу, где человек появился, возрос, живёт. Неотъемлемой частью нашей государства считается наша Белгородская область. Её история плотно связана с историей нашей Родины и собственными корнями уходит в глубь.
Ключевая задача краеведения – составление личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей эталоны гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу собственного государства.
Любому надобно верить в себя, в мудрость русского народа, в его могущество. Это тем более принципиально в сегодняшнее время.
Краеведческий подход в преподавании географии содержит большой смысл, он учит учащихся видеть, чувствовать, следить, создавать; так как ближайшее в окружающей среде, в людской жизни, в хозяйстве понятнее, легче, яснее, чем постороннее и далёкое. Примеры из окружающей природы, хозяйства более понятны и доступны. Они могут помочь отойти от книжки к реальной жизни.
География – это тот предмет, который с первого урока содействует наблюдению, изучению учениками природы и хозяйственной деятельности человека.
Ведущей задачей географического образования считается разрыв меж теоретическими познаниями и их практическим воплощением. Подростки исследуют гигантскую массу терминов понятий, но на практике сталкиваются только с 20-30 % изучаемого материала. Ученики, исследуя учебный материал, знакомятся с географическими моделями - речных пойм, оврагов, родников, болот, озер, но в высшей степени изредка сталкиваются в жизни с данными природными объектами. Вследствие этого школьное географическое краеведение призвано сгладить данный разрыв, перекинув «мостик» меж доктриной и практикой.
Исследовательской работой можно заниматься и на уроках и во внеклассной работе. Результатом изучения курса «Белгородоведение» заслуживает внимание исследовательская работа - «Современные ландшафты в окрестностях города Губкина». Приведу тезисы исследовательской деятельности во время экологического лагеря в геоморфологической мастерской.
Выбору данной теме способствовал тот факт, что в городских поселениях формируется особая среда жизни человека – городская (урбанизация) среда, которая развивается в определенном природном ландшафте. Среди природных компонентов этого ландшафта выделяют климат, поверхностные и подземные воды, почвы, растительной, животный мир, геологические строение, рельеф. Горные породы являются самыми древними и устойчивыми компонентами в каждой городской системе. Но если они были нарушены, то следуют резкие и быстрые изменениями всех других компонентов и всего ландшафта в целом. Поэтому мы поставили перед собой цель: изучить особенности геологического строения, рельеф на территории на которой расположен наш город. Горные породы являются самыми древними и устойчивыми компонентами в каждой городской системе. Но если они были нарушены, то следуют резкие и быстрые изменения всех других компонентов и всего ландшафта в целом.
Задачи:
1.Оценить степень благоприятности литогенной основы для развития города.
2.Проследить, как изменился рельеф территории города за время его существования.
Объект исследования – территория города Губкина и его окрестностей.
Предмет исследования – геологическое строение и рельеф нашей местности. Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и поставленной целью. Включает в себя введение, две главы, приложения. Теоретический материал получен в ходе изучения экспозиции Губкинского краеведческого музея, специальной литературы, в процессе беседе с научным сотрудником по истории Курской Магнитной Аномалии (КМА). Практический материал получен во время работы в летнем экологическом лагере [4, 69]. При анализе полученных данных мы сделали несколько выводов:
1. Геологическое строение территории г. Губкина благоприятно для развития города как центра горнорудной промышленности. Ведь именно горные породы, слагающие территорию города, определяют инженерно – геологические условия его развития. На поверхности залегает толща осадочных пород примерно 90-100 метров в глубину, образованных в кайнозойскую и мезозойскую эры. Именно такая небольшая толщина способствовала строительству Лебединского карьера по добыче руды открытым способом. Все слои хорошо видны на модели разреза Лебединского месторождения. Во время работы в мастерской по геоморфологическим исследованиям мы, в процессе собственных исследований, установили наличие таких горных пород - глина, мел, мергель, суглинок и др.
Следующим, после осадочных пород, слоем являются богатые руды, которые залегают на глубине 90 метров. Содержание железа в них до 60%. Но толщина этого слоя небольшая, всего 20 метров, и в настоящее время в пределах карьера, они отработаны. Более мощным из глубинных слоёв является слой железистых кварцитов с содержанием железа 35%. Они прослеживаются буровыми скважинами до 1200 метров и увидеть их можно только в карьере. Содержание железа в руде доказывается простым опытом с использованием магнита, чем сильнее притягивается магнит, тем больше в руде железа [1,196].
2. Рельеф территории, на которой расположен наш город, за годы его существования существенно изменился в связи с развитием промышленности. До строительства города на его территории находилось село Коробково, бывшее имение помещика Якова Михайловича Коробкова. В народе такие формы рельефа называли буераками, что по Ожегову означает небольшой овраг. Действительно рельеф нашей территории можно определить как овражно-балочный.
В настоящее время вершины многих холмов при строительстве были срезаны, склоны стали более пологими, большинство оврагов было засыпано. Полноводные в прошлом речки существенно обмели. После того, как были сданы в эксплуатацию Стойленский рудник и Лебединский ГОК, некоторые территории были засыпаны отвалами, а на месте сел Александровка и Верхняя Атаманская сейчас находятся «хвосты» Лебединского ГОКа. Отвалы в окрестностях города создают впечатление своеобразного горного пейзажа [5,102].
Овражный рельеф является результатом экзогенных процессов в окрестностях города, с одной стороны усложняющий градостроительные процессы, с другой придающий выразительность и пластичность города. Мы изучили несколько оврагов к западу от города. Действительно в наших местах существуют наиболее благоприятные условия для образования оврагов, а именно: наличие рыхлых легкоразмываемых осадочных пород, наличие более или менее крутых склонов, климат, обеспечивающий периодические разливы воды, бурное таяние снега, ливневый характер летних осадков.
Работая на ключевых участках, мы обнаружили и выделили 4 стадии развития оврага, что говорит о том, что процессы формирования рельефа продолжаются и обусловлены они не только влиянием человека, но и естественными процессами. В ходе проделанной работы мы выяснили, что деятельность человека оказывает существенное влияние на рельеф территории, причем большое значение в этой деятельности имеет геологическое строение. Именно геологическое строение района КМА способствовало хозяйственному преобразованию территории нашего города, формированию промышленного ландшафта.
Работая на ключевых точках № 1,2,3,4, мы обнаружили и выделили 4 стадии развития оврага:
1. Стадия промоины, в которой концентрируются потоки талых и дождевых вод. Глубина их 0,5 м.
2. Вторая стадия начинается с момента роста оврага за счет обвалов стенок в вершине.
3. Третья стадия начинается с момента, когда овраг, углубляясь, достигает своим устьем уровня долины или другого понижения, в которое он впадает. Овраг расширяется, в нижней части образуются осыпи, обычно неустойчивые, подмываемые снизу.
4. Четвертую стадию можно назвать стадией затухания. Уменьшается глубинная эрозия, сглаживается вершины оврага, прекращается рост оврага в длину. Склоны оврагов приобретают угол устойчивого естественного откоса и зарастают растительностью. Широкие, зарастающие овраги с пологими склонами и затухающей эрозией превращаются в балки.
В результате проделанной работы мы выяснили, что деятельность человека оказывает существенное влияние на рельеф территории, причем большое значение в этой деятельности имеет геологическое строение. Именно геологическое строение района КМА способствовало хозяйственному преобразованию территории нашего города, формированию промышленного ландшафта.
В ходе нашего исследования мы установили, что даже интенсивная эрозия почв является следствием деятельности человека, в наших местах это: именно: 1) чрезмерной распашки земель, особенно распашки крутых склонов, проведение борозд по уклону; 2)сплошного истребления лесов и кустарников в прошлом, особенно на склонах в долинах рек; 3) образование незакрепленных поверхностей новых форм рельефа (отвалов, ям, несанкционированных карьеров)
Большой вред хозяйству наносят овраги, так как своим ростом они уменьшают площади пахотных земель, верховьями подступают к дорогам, постройкам, создавая большую угрозу транспорту и строениям. Сильно увеличивая испаряющуюся поверхность почв, овраги, подобно гигантским насосам, выкачивают из верхних слоев земли, содержащиеся в ней запасы драгоценной почвенной влаги, обуславливают резкое понижение грунтовых вод.
В результате мы выработали ряд мер для эффективной борьбы с неблагоприятными явлениями природы: эрозии почв, ростом оврагов, что имеет прямое отношение к решению проблем рационального землепользования. Это такие меры как: 1. выравнивание поверхности путем засыпки оврагов; 2. полезащитное лесонасаждение; 3. облесение оврагов, закладка на склонах ивовых плантаций; 4. распашку полей, расположенных близко к оврагам, производить поперек.
Работа над темой исследования позволила лучше узнать свой город, понять необходимость учета геологического строения и рельефа территории в любой хозяйственной деятельности. Все это имеет важное экологическое значение. Осознание данного факта любым человеком поможет бережнее относиться к богатствам, дарованным нам природой.
В процессе работы получен большой материал для проведения уроков географии и краеведения в школе, собраны образцы осадочных горных пород, даны рекомендации по ограничению процесса роста оврагов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксакалова Г.П. «Факультативные занятия по географии», М,:Просвещение, 1985. С.195 - 197.
2. Албекова В.Е. «Геологическое и геоморфологическое строение долины реки Оскол», Б.: Издательство, 1992. С. 78 - 86.
3. Алексеев Ю.М. «Всё остаётся людям: история г. Губкина», Б.:Просвещение, 2006. С. 98-184.
4. Боголюбов А.С. «Геоморфологические исследования», М.:Издательство, 1996. С.65 - 71.
5. Галимская Н.К. «География Белгородской области», В.: Просвещение. 1986.С.100 - 103.
6. Горощенко В.Л. « Природа и люди», М.: Недра, 1990. С. 100- 132.
7. Карпов Г.В. «Словарь по физической географии», М.: Просвещение, 1994. С. 92 – 95.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.