ИЗУЧЕНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА ГУБКИНА
Оценка 4.8

ИЗУЧЕНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА ГУБКИНА

Оценка 4.8
doc
07.06.2020
ИЗУЧЕНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ  В ОКРЕСТНОСТЯХ  ГОРОДА ГУБКИНА
Булгакова. Л.М .doc

 

ИЗУЧЕНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ  В ОКРЕСТНОСТЯХ

ГОРОДА ГУБКИНА

 

 

Основная задача средних учебных заведений – воспитать человека любознательной и творческой личностью.

Свою задачу я вижу в том, чтобы посодействовать учащимся понять связи в явлениях природы, дабы ключевым в процессе изучения есть становление любознательного, наблюдательного человека. Я стараюсь продемонстрировать связь минувшего и истинного в духовной жизни нашего народа. Довольно принципиально то, чтобы ребятам было дорого всё сделанное старшими поколениями, всё добытое и завоёванное в тяжкой борьбе за свободу Отечества. В то же время стараюсь не допускать беспечного удовольствия  жизненными благами. Изучение учеником окружающего мира должно проходить в процессе его честного труда.

Одним из направлений при воспитании личности учащегося считается краеведение, которое поможет претворению в жизнь совместного образования, нравственному, эстетическому и физиологическому воспитанию учащихся. Краеведение содействует воспитанию чувства любви к малой Родине, уважительного отношения  к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут вблизи [3,115].

Приверженность к Родине связана с любовью к родным пространствамгороду, селу, где человек появился, возрос, живёт. Неотъемлемой частью нашей государства считается наша Белгородская область. Её история плотно связана с историей нашей Родины и собственными корнями уходит в глубь.

Ключевая задача краеведения – составление личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей эталоны гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу собственного государства.

 Любому надобно верить в себя, в мудрость русского народа, в его могущество. Это тем более принципиально в сегодняшнее время.

Краеведческий подход в преподавании географии содержит большой смысл, он учит учащихся видеть, чувствовать, следить, создавать; так как ближайшее в окружающей среде, в людской жизни, в хозяйстве понятнее, легче, яснее, чем постороннее и далёкое. Примеры из окружающей природы, хозяйства более понятны и доступны. Они могут помочь отойти от книжки к реальной жизни.

География – это тот предмет, который с первого урока содействует наблюдению, изучению учениками природы и хозяйственной деятельности человека.

Ведущей задачей географического образования считается разрыв меж теоретическими познаниями и их практическим воплощением. Подростки исследуют гигантскую массу терминов понятий, но на практике сталкиваются только с 20-30 % изучаемого материала. Ученики, исследуя учебный материал, знакомятся с географическими моделями - речных пойм, оврагов, родников, болот, озер, но в высшей степени изредка сталкиваются в жизни с данными природными объектами. Вследствие этого школьное географическое краеведение призвано сгладить данный разрыв, перекинув «мостик» меж доктриной и практикой.

Исследовательской работой можно заниматься и на уроках и во внеклассной работе. Результатом изучения курса «Белгородоведение» заслуживает внимание исследовательская работа - «Современные ландшафты в окрестностях города Губкина». Приведу тезисы исследовательской деятельности во время экологического лагеря в геоморфологической мастерской.

Выбору данной теме способствовал тот факт, что в городских поселениях формируется особая среда жизни человека – городская (урбанизация) среда, которая развивается в определенном природном ландшафте. Среди природных компонентов этого ландшафта выделяют климат, поверхностные и подземные воды, почвы, растительной, животный мир, геологические строение, рельеф. Горные породы являются самыми древними и устойчивыми компонентами в каждой городской системе. Но если они были нарушены, то следуют резкие и быстрые изменениями всех других компонентов и всего ландшафта в целом. Поэтому мы поставили перед собой цель: изучить особенности геологического строения, рельеф на территории на которой расположен наш город. Горные породы являются самыми древними и устойчивыми компонентами в каждой городской системе. Но если они были нарушены, то следуют резкие и быстрые изменения всех других компонентов и всего ландшафта в целом.

Задачи:

1.Оценить степень благоприятности литогенной основы для развития города.

2.Проследить, как изменился рельеф территории города за время его существования.

Объект исследования – территория города Губкина и его окрестностей.

Предмет исследования – геологическое строение и рельеф нашей местности. Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и поставленной целью. Включает в себя введение, две главы, приложения. Теоретический материал получен в ходе изучения экспозиции Губкинского краеведческого музея, специальной литературы, в процессе беседе с научным сотрудником по истории Курской Магнитной Аномалии (КМА). Практический материал   получен во время работы в летнем экологическом лагере [4, 69]. При анализе полученных данных мы сделали несколько выводов:

1. Геологическое строение территории г. Губкина благоприятно для развития города как центра горнорудной промышленности. Ведь именно горные породы, слагающие территорию города, определяют инженерно – геологические условия его развития. На поверхности залегает толща осадочных пород примерно 90-100 метров в глубину, образованных в кайнозойскую и мезозойскую эры. Именно такая небольшая толщина способствовала строительству Лебединского карьера по добыче руды открытым способом. Все слои хорошо видны на модели разреза Лебединского месторождения. Во время работы в мастерской по геоморфологическим исследованиям мы, в процессе собственных исследований, установили наличие таких горных пород - глина, мел, мергель, суглинок и др.

Следующим, после осадочных пород, слоем являются богатые руды, которые залегают на глубине 90 метров. Содержание железа в них до 60%. Но толщина этого слоя небольшая, всего 20 метров, и в настоящее время в пределах карьера, они отработаны. Более мощным из глубинных слоёв является слой железистых кварцитов с содержанием железа 35%. Они прослеживаются буровыми скважинами до 1200 метров и увидеть их можно только в карьере. Содержание железа в руде доказывается простым опытом с использованием магнита, чем сильнее притягивается магнит, тем больше в руде железа [1,196].

2. Рельеф территории, на которой расположен наш город, за годы его существования существенно изменился в связи с развитием промышленности. До строительства города на его территории находилось село Коробково, бывшее имение помещика Якова Михайловича Коробкова. В народе такие формы рельефа называли буераками, что по Ожегову означает небольшой овраг. Действительно рельеф нашей  территории можно определить как овражно-балочный.

В настоящее время вершины многих холмов при строительстве были срезаны, склоны стали более пологими, большинство оврагов было засыпано. Полноводные в прошлом речки существенно обмели. После того, как были сданы в эксплуатацию Стойленский рудник и Лебединский ГОК, некоторые территории были засыпаны отвалами, а на месте сел Александровка и Верхняя Атаманская сейчас находятся «хвосты» Лебединского ГОКа. Отвалы в окрестностях города  создают впечатление своеобразного горного пейзажа [5,102].

Овражный рельеф является результатом экзогенных процессов в окрестностях города, с одной стороны усложняющий градостроительные процессы, с другой придающий выразительность и пластичность города. Мы изучили несколько оврагов к западу от города. Действительно в наших местах существуют наиболее благоприятные условия для образования оврагов, а именно: наличие рыхлых легкоразмываемых осадочных пород, наличие более или менее крутых склонов, климат, обеспечивающий периодические разливы воды, бурное таяние снега, ливневый характер летних осадков.

Работая на ключевых участках, мы обнаружили и выделили 4 стадии развития оврага, что говорит о том, что процессы формирования рельефа продолжаются и обусловлены они не только влиянием человека, но и естественными процессами. В ходе проделанной работы мы выяснили, что деятельность человека оказывает существенное влияние на рельеф территории, причем большое значение в этой деятельности имеет геологическое строение. Именно геологическое строение района КМА способствовало хозяйственному преобразованию территории нашего города, формированию промышленного ландшафта.

 Работая на ключевых точках № 1,2,3,4, мы обнаружили и выделили 4 стадии развития оврага:

1. Стадия промоины, в которой концентрируются потоки талых и дождевых вод. Глубина их 0,5 м.

2. Вторая стадия начинается с момента роста оврага за счет обвалов стенок в вершине.

3. Третья стадия начинается с момента, когда овраг, углубляясь, достигает своим устьем уровня долины или другого понижения, в которое он впадает. Овраг расширяется, в нижней части образуются осыпи, обычно неустойчивые, подмываемые снизу.

4. Четвертую стадию можно назвать стадией затухания. Уменьшается глубинная эрозия, сглаживается  вершины оврага, прекращается рост оврага в длину. Склоны оврагов приобретают угол устойчивого естественного откоса и зарастают растительностью. Широкие, зарастающие овраги с пологими склонами и затухающей эрозией превращаются в балки.

В результате проделанной работы мы выяснили, что деятельность человека оказывает существенное влияние на рельеф территории, причем большое значение в этой деятельности имеет геологическое строение. Именно геологическое строение района КМА способствовало хозяйственному преобразованию территории нашего города, формированию промышленного ландшафта.

В ходе нашего исследования мы установили, что даже интенсивная эрозия почв является следствием деятельности человека, в наших местах это:  именно: 1) чрезмерной распашки земель, особенно  распашки крутых склонов, проведение борозд по уклону; 2)сплошного истребления лесов и кустарников в прошлом, особенно на склонах в долинах рек; 3) образование незакрепленных поверхностей новых форм рельефа (отвалов, ям, несанкционированных карьеров)

Большой вред хозяйству наносят овраги, так как своим ростом они уменьшают площади пахотных земель, верховьями подступают к дорогам, постройкам, создавая большую угрозу транспорту и строениям. Сильно увеличивая испаряющуюся поверхность почв, овраги, подобно гигантским насосам, выкачивают из верхних слоев земли, содержащиеся в ней запасы драгоценной почвенной влаги, обуславливают резкое понижение грунтовых вод.

В результате мы выработали ряд мер для эффективной борьбы с неблагоприятными явлениями природы: эрозии почв, ростом оврагов, что имеет прямое отношение к решению проблем рационального землепользования. Это такие меры как: 1. выравнивание поверхности путем засыпки оврагов; 2. полезащитное лесонасаждение; 3. облесение оврагов, закладка на склонах ивовых плантаций; 4. распашку полей, расположенных близко к оврагам, производить поперек.

Работа над темой исследования позволила лучше узнать свой город, понять необходимость учета геологического строения и рельефа территории в любой хозяйственной деятельности. Все это имеет важное экологическое значение. Осознание данного факта любым человеком поможет бережнее относиться к богатствам, дарованным нам природой.

 В процессе работы получен большой материал для проведения уроков географии и краеведения в школе, собраны образцы осадочных горных пород, даны рекомендации по ограничению процесса роста оврагов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Аксакалова Г.П. «Факультативные занятия по географии»,     М,:Просвещение, 1985. С.195 - 197.

2.     Албекова В.Е. «Геологическое и геоморфологическое строение долины реки Оскол», Б.: Издательство, 1992. С. 78 - 86.                                                    

3.      Алексеев Ю.М. «Всё остаётся людям: история г. Губкина», Б.:Просвещение, 2006. С. 98-184.

4.      Боголюбов А.С. «Геоморфологические исследования», М.:Издательство, 1996. С.65 - 71.

5.      Галимская Н.К. «География Белгородской области», В.: Просвещение. 1986.С.100 - 103.

6.     Горощенко В.Л. « Природа и люди», М.: Недра, 1990. С. 100- 132.

7.      Карпов Г.В. «Словарь по физической географии», М.: Просвещение, 1994. С. 92 – 95.


8.    

ИЗУЧЕНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ

ИЗУЧЕНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ

Ученики , исследуя учебный материал , знакомятся с географическими моделями - речных пойм , оврагов, родников, болот, озер, но в высшей степени изредка сталкиваются в…

Ученики , исследуя учебный материал , знакомятся с географическими моделями - речных пойм , оврагов, родников, болот, озер, но в высшей степени изредка сталкиваются в…

Именно такая небольшая толщина способствовала строительству

Именно такая небольшая толщина способствовала строительству

Именно геологическое строение района

Именно геологическое строение района

Работа над темой исследования позволила лучше узнать свой город, понять необходимость учета геологического строения и рельефа территории в любой хозяйственной деятельности

Работа над темой исследования позволила лучше узнать свой город, понять необходимость учета геологического строения и рельефа территории в любой хозяйственной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2020