Романтизм
Романтизм - одно из крупнейших направлений в мировом искусстве конца XVIII -начала XIX веков. Этимологически французское слово "romantism" восходит к испанскому слову "romans". В XVIII веке романтическим называли все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. Впервые слово "романтизм" как термин, как наименование литературного направления стало употребляться и Германии в конце XVIII века. Там же возникла и первая школа "Иенских романтиков", основанная братьями Фридрихом и Августом Шлегелями. Новалисом и Тиком. Ими же было создано первое философское и эстетическое обоснование теории романтизма.
Причины
возникновения и распространения романтизма
были достаточно глубокими, и не случайно он возник именно на грани XVIII и XIX веков. Потрясения
революции и потрясения наполеоновских войн не в одной Франции поставили перед
каждым отдельным человеком и обществом в целом множество острейших и
неразрешимых вопросов, заставили пересмотреть старые понятии и старые ценности.
Идеология романтизма сформировалась под влиянием настроений разочарования в
идеях просветительства, которые вошли в жизнь, приняв форму; буржуазной
действительности и не оправдав надежд на духовное возрождение людей. Великие
ожидания, которыми жила лучшая часть общества, сменились не менее великим
разочарованием, которое постепенно разрослось до "космического
пессимизма", и, принимая общечеловеческий,
универсальный характер, сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния,
"мировой скорби'", которую впоследствии назвали "болезнью
века".
Романтический взгляд на мир есть противопоставление действительности и мечты, того, что есть, и того, что возможно.
Отвергаемой низменной и корыстной действительности романтики противопоставляют другую, высшую, поэтическую действительность. Конечно, такое противопоставление идеала и действительности есть вообще свойство искусства, но в романтизме антитеза "мечта - действительность" становится организует художественный мир романтика.
Разлад между
идеалом и действительностью обретает в романтизме особую остроту и
напряжённость, что составляет сущность романтического
двоемирия. При этом в творчестве одних
романтиков преобладала мысль о
господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости
подчиниться судьбе. В
творчестве других доминирует настроение борьбы и
протеста против царящего и мире зла. Так в русском романтизме
складываются две ветви
романтического движения. Принадлежность поэта к той или иной ветви определяется характером его мироотношения –
созерцательным или
активным, действенным. Представители первой ветви
предпочитают уход от реальности в мир мечты, в
потусторонний мир. Поэты полны призывов к активному действию, их герои – это
борьбы за свободу личностного волеизъявления, свободу духа.
Из романтического отрицания "мира сего" вытекает и стремление поэтов-романтиков ко всему необычайному и экзотическому.
Романтические
поэты и писатели, в большинстве своем, тяготели к истории, охотно использовали в своих
произведениях исторические сведения.
История представляла для них не
"здесь", а таинственное "там". Обращение
к истории было
своеобразной формой отрицания, а в иных случаях - прямого
политического бунта.
Обращаясь к
истории, романтики видели в ней основы национальной
культуры, глубинные ее источники.
Они не только дорожили историческим
прошлым, но и зачастую
основывали на нем свои универсальные социальные
и эстетические концепции. Однако самым
существенным и поистине
подлинным для романтиков был не исторический
факт сам по себе, а его
поэтическое толкование, не историческая
действительность, а историческое
и поэтическое предание. Особый интерес романтики проявили к фольклору как
воплощение народного духа.
Таким образом, именно романтизм поставил проблему народности искусства, в котором романтики хотели воплотить ''душу народа", его внутреннюю психологическую сущность.
Отталкивание от мира реального порождает в произведениях романтиков качественно нового героя, подобного которому не знала прежняя литература. Этот герой находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставленный прозе жизни, "толпе". Это "человек мира", человек внебытовой, беспокойный, чаще всего одинокий и трагический. В романтическом герое реализована поэтическая и романтическая мечта, не желающая мириться с бездуховностью и бесчеловечностью прозы жизни.
Сильная личность в романтизме возвышается над «серой толпой», над массой послушных, не озарённых божественным светом вдохновение людей. Не желая примириться с бездуховной жизнью этой толпы, романтический герой бежит от неё, и этот мотив бегства становится одним из ведущих в литературе романтизма.
Романтики заявили, что именно поэтическое чувство, а не разум является главным средством познания истины. Поэтому поэзия и поэтическое начало в жизни играют исключительную по своей важности и значимости роль. Отсюда – признание высокого, тоже исключительного, жизненного и божественного призвания поэта.
Чувство поэзии в близком родстве с чувством пророческим и религиозным чувством провидения вообще. Поэт упорядочивает, связывает, выбирает, измышляет, и для него самого непостижимо, почему именно так, а не иначе…»
Одной из самых характерных черт романтического сознания становится почти религиозное преклонение перед искусством, поэзией, личностью поэта и художника. Самые вдохновенные свои творения романтики посвящают природе творчества.
Специфические условия русской жизни – крепостное право, патриотический подъем периода Отечественной войны 1812 года, возникшие надежды на крестьянскую реформу и разочарование в надеждах – внесли в русский романтизм особые качества.
Идея страстного служения идеалу оказалась центральной в русском романтизме, и идеальная устремлённость, надежды на осуществление социальных перемен возвращали русских романтиков к просветительским идеям. В результате русский романтизм послевоенного времени выступал в союзе с просветительством. В центре художественной системы – высоконравственный гражданин, самоотверженно служащий Отечеству и народу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.