Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности.
Великая Отечественная война как тема школьного курса истории
занимает особое место в контексте актуализации патриотического
воспитания современных школьников.
Формирование исторической памяти, уважения к героическому прошлому своей страны, осознание значимости и особой роли СССР в борьбе с нацизмом, формирование чувства сопричастность своей семьи к событиям Великой Отечественной войны является не только основой формирования развития гражданственности и патриотизма, но и так же важной государственной задачей воспитания подрастающего поколения.
Современное российское общество переживает состояние глобального информационного вызова. Попытки переписать историю Второй мировой войны, пересмотреть её итоги, фальсификация событий и дискредитация героев, героизация нацистских преступников, стремление принизить значимость и роль Советского Союза в борьбе с нацизмом в мире – то, с чем сталкиваемся мы сегодня на просторах глобального информационного пространства и чему вынуждены противостоять на государственном уровне.
Поэтому соответствии с положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, одним из основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации является реализация мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации истории, в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В текст Конституции Российской Федерации внесена поправка о защите исторической правды: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», — гласит ч. 3 статьи 67 .
Происходят значительные изменения в системе образования, особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию и развитие системы гуманистических ценностей, гражданственности и патриотизма. Изучение событий Великой Отечественной войны в данном контексте становится особенно актуальным и значимым.
В условия открытости и доступности информационного пространства молодежь имеет возможность ежедневно знакомиться с самыми различными материалами о войне, а значит, и с разными точками зрения на события Великой Отечественной войны, получать информацию из разные источников: Интернет, телевидения, литературы, периодической печати. Но при этом навыки критического осмысления разнообразной информации, навыки смыслового чтения у обучающихся часто не сформированы, отсутствуют полноценные, а иногда и вообще какие-либо знания о Великой Отечественной войне, а также о той непомерной цене, которая была заплачена за Победу.
Вот почему сегодня современному школьнику, который живет в цифровом обществе и имеет практически неограниченный доступ к самой разной исторической информации, просто необходимо не только получить глубокие, системные, а не поверхностные знания, но и осмыслить исторический материал, почувствовать свою сопричастность к событиям Великой Отечественной войны как одной из самых страшных трагедий XX века.
Тема Великой Отечественной войны изучается на уроках литературы, истории, ОДНКР, музыки, занятиях внеурочной деятельности и является частью воспитательной системы любого общеобразовательного учреждения.
Материал по теме ВОВ поистине неисчерпаем, он позволяет формировать как предметные, так и личностные результаты, развивать историческое мышление, способствовать личностному осмыслению истории.
Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет в опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Современных образовательных технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения.
Но на первый план в педагогической деятельности сейчас вышли исследовательские и творческие методы обучения. Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Работая в проекте, ученик погружается в ситуацию, добывает знания и ищет ответ на действительно интересующий его вопрос. Проекты могут быть исследовательскими или творческими, но результаты обязательно требуют презентации и защиты. Проектная технология уже давно используется мной и моими коллегами при изучении героического прошлого нашего народа.
Изучая войну, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Темы предлагаемых проектов должны быть близки и ученикам, вызывать личный интерес: «Моя семья в годы войны», «Как воевал мой прадед», «Детство, опаленное войной», «Герои Ульяновцы», Дети - Герои Великой Отечественной войны», «Ульянцовы - труженики тыла» и т.д. Выполняя работу над проектом ученики становятся исследователями, фактически заново открывают для себя уже известные факты и события прошлого и закономерности окружающей жизни, используют материалы архивов и музеев, изучают семейные фотографии и письма, наградные материалы, находят информацию на сайтах о своих родственниках и даже дополняют её. Работа с разными источниками информации: с личным архивом, с воспоминаниями, материалами сайтов «Память народа», «Победители», сайт «Победа 1941-1945» предаёт работе новизну и особую значимость: таким образом они погружаются в учебный материал, учатся критическому отношению к различным источникам: письменным, устным, научным, мемуарным, прикасаются к живой истории. Благодаря такой работе школьники понимают, что история страны – это история людей, история каждой отдельно взятой семьи. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. У них формируется личностное, ценностное отношение к той информации, которая найдена, переработана и представлена. Такие исследования оказывают огромное воспитательное воздействие на учащихся, формируются так же коммуникативные навыки и умения.
Современные методы обучения направлены не только на усвоение большого объема исторической информации на репродуктивном уровне, но и на формирование навыков интерпретации, оценки исторических явлений, событий, развитие коммуникативной, информационной грамотности учащихся.
Развитию метапредметных и предметных учебных действий способствуют используемые современные педагогические технологии, позволяющие включить ученика творческую, исследовательскую, проблемно- поисковую деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.