Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Научные работы +1
doc
воспитательная работа +1
05.04.2023
Изучение темы  Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности
Материал о особенностях изучения темы ВОВ на уроках истории
Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности.doc

Изучение темы  Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности.

Великая Отечественная война как тема школьного курса истории

занимает особое место в контексте актуализации патриотического

воспитания современных школьников.

Формирование исторической памяти, уважения к героическому прошлому своей страны, осознание  значимости  и особой роли  СССР в борьбе с нацизмом,  формирование чувства сопричастность  своей семьи к событиям Великой Отечественной войны  является не только основой формирования   развития гражданственности и патриотизма, но и так же важной государственной задачей воспитания  подрастающего поколения.

Современное российское общество переживает состояние глобального  информационного вызова.  Попытки переписать историю Второй мировой войны, пересмотреть её итоги,  фальсификация событий и  дискредитация героев, героизация нацистских преступников,  стремление  принизить значимость и роль Советского Союза в борьбе с нацизмом в мире – то, с чем сталкиваемся  мы сегодня на просторах глобального информационного пространства и чему  вынуждены противостоять на государственном уровне.

Поэтому  соответствии с положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, одним из основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации является реализация мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации истории, в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

В текст Конституции Российской Федерации внесена поправка о защите исторической правды: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», — гласит ч. 3 статьи 67 .

Происходят значительные изменения в  системе образования, особое внимание уделяется  воспитанию подрастающего поколения, формированию и развитие системы гуманистических  ценностей,  гражданственности и патриотизма. Изучение событий   Великой Отечественной войны в данном контексте становится особенно актуальным и значимым.

 

В условия открытости и доступности информационного пространства  молодежь имеет возможность ежедневно знакомиться с самыми различными материалами о войне, а значит, и с разными точками зрения на события Великой Отечественной войны,  получать информацию  из разные  источников: Интернет, телевидения, литературы, периодической печати. Но при этом навыки критического осмысления разнообразной информации, навыки смыслового чтения у обучающихся часто не сформированы,  отсутствуют полноценные, а иногда и вообще какие-либо знания о Великой Отечественной войне, а также о той непомерной цене, которая была заплачена за Победу.

Вот почему сегодня современному школьнику, который живет в цифровом обществе и имеет практически неограниченный доступ к самой разной исторической информации, просто необходимо не только получить глубокие, системные, а не поверхностные знания, но и осмыслить исторический материал, почувствовать свою сопричастность к событиям Великой Отечественной войны как одной из самых страшных трагедий XX века.

Тема Великой Отечественной войны изучается на уроках литературы, истории,  ОДНКР, музыки, занятиях  внеурочной деятельности и является частью воспитательной системы любого общеобразовательного учреждения.

Материал по  теме  ВОВ поистине неисчерпаем, он позволяет формировать как  предметные, так и  личностные  результаты, развивать  историческое мышление, способствовать личностному осмыслению истории.

      Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет в опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Современных образовательных технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения.

    Но на первый план в педагогической деятельности сейчас вышли исследовательские и творческие методы обучения. Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Работая в проекте, ученик погружается в  ситуацию,  добывает знания и ищет ответ на действительно интересующий его вопрос. Проекты могут быть исследовательскими или  творческими, но  результаты   обязательно требуют презентации и защиты. Проектная технология  уже давно используется мной и моими коллегами при изучении героического прошлого нашего народа.

 

Изучая войну, мы в первую очередь должны знать свою историю,  историю своей семьи, своих предков.  Темы предлагаемых проектов должны быть близки  и  ученикам, вызывать личный интерес: «Моя семья в годы войны»,  «Как воевал мой прадед», «Детство, опаленное войной», «Герои Ульяновцы», Дети - Герои Великой Отечественной войны», «Ульянцовы - труженики тыла» и т.д. Выполняя работу над проектом  ученики становятся исследователями,  фактически заново открывают для себя уже известные факты и события прошлого и закономерности окружающей жизни, используют  материалы  архивов и музеев, изучают семейные фотографии и письма, наградные материалы, находят информацию на сайтах  о своих родственниках и даже дополняют её. Работа с разными источниками информации:  с личным архивом, с воспоминаниями, материалами сайтов «Память народа», «Победители», сайт «Победа 1941-1945»  предаёт   работе новизну и особую значимость: таким образом они погружаются в учебный материал, учатся  критическому отношению к различным источникам: письменным, устным, научным, мемуарным,  прикасаются  к живой истории. Благодаря такой работе школьники понимают, что история страны – это история людей, история каждой отдельно взятой семьи. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. У них формируется личностное, ценностное отношение к той информации, которая найдена, переработана и представлена. Такие исследования  оказывают огромное воспитательное воздействие на учащихся, формируются так же коммуникативные навыки и умения.

 

Современные методы   обучения направлены     не только на  усвоение большого объема исторической  информации  на репродуктивном уровне, но и на формирование  навыков интерпретации, оценки исторических явлений, событий, развитие коммуникативной, информационной грамотности учащихся.

 

 Развитию метапредметных и предметных учебных действий способствуют используемые современные педагогические технологии, позволяющие включить ученика творческую, исследовательскую, проблемно- поисковую деятельность.


Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности

Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности

Материал по теме ВОВ поистине неисчерпаем, он позволяет формировать как предметные, так и личностные результаты, развивать историческое мышление, способствовать личностному осмыслению истории

Материал по теме ВОВ поистине неисчерпаем, он позволяет формировать как предметные, так и личностные результаты, развивать историческое мышление, способствовать личностному осмыслению истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2023