ИЗУЧЕНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 – 7 КЛАССАХ
Ю.О. Клеймёнова
Лесосибирский педагогический институт – филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет»
Научный руководитель О.Н. Зырянова, доц.
Изучение произведений А.П. Чехова предполагается, согласно государственных программам по литературе, с 5 по 11 класс. На основе анализа программ по литературе под редакцией В. Я. Коровиной [1] и Б. А. Ланина [2], рекомендованных ФГОС, мы рассмотрели подходы к изучению творчества писателя в школьном курсе с 5 – 7 класс, а также проследили, есть ли преемственность в изучении элементов поэтики малой прозы А.П. Чехова в УМК.
Программа под редакцией В.Я. Коровиной [1] предлагает начать изучение творчества А.П. Чехова в 5 классе с рассказа «Хирургия» для формирования умения восприятия юмористического текста, но для начала рекомендуется краткий рассказ о писателе. Учебный материал по творчеству писателя находится в третьем разделе «Из русской литературы XVIII –XIX века».
На рассказ «Хирургия» отводится один час, в теорию литературы вынесено понятие «юмор», также авторы предлагают обратить внимание на следующие аспекты: осмеяние глупости и невежества героев рассказа, юмор ситуации, речь персонажей как средство их характеристики. В перечне литературы для самостоятельного чтения указаны 3 – 4 рассказа на выбор обучающихся.
В 6 классе продолжается знакомство с творчеством «раннего Чехова», а именно с рассказом «Толстый и тонкий». Обучающиеся должны расширить понятие о сюжете рассказа, усвоить понятие «художественная деталь».
В 7 классе авторы программы предлагают для изучения два рассказа А.П. Чехова: «Хамелеон», читая который необходимо рассмотреть картину нравов, проследить осмеяние трусости и угодничества, раскрыть смысл названия и «говорящих фамилий», и рассказ «Злоумышленник» рекомендован для прочтения и последующего обсуждения, для выявления в них многогранности комического в произведениях А.П. Чехова. В теоретическом блоке к понятию «юмор» добавляется понятие «сатира».
Писатель по данной программе изучается в каждом последующем классе, согласно периодизации А.П. Чудакова [3]: от раннего периода к зрелому, а элементы поэтики раннего творчества изучаются именно в 5 – 7 классах.
Обратимся к учебной программе под редакцией Б.А. Ланина [2], в которой обучающиеся приступают к изучению раннего творчества А.П. Чехова только в 7 классе, на занятия отводится три часа. Здесь автор-разработчик также рекомендует сначала осветить вехи биографии писателя и приступить к изучению, по выбору учителя, к рассказам «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев». Обучающимися рассматриваются следующие аспекты: приёмы создания комического эффекта, авторская ирония в рассказе, анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя, особенности композиции, средства создания характеров (сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка).
Изучаемый период (1880 – 1887 гг.) в 5 – 7 классах представлен короткими юмористическими рассказами молодого А.П. Чехова, принадлежащим к жанру литературного анекдота. Его миниатюры иронически изображали разные стороны российской бытовой жизни: от обрядов и традиций до семейно-бытовых и служебных отношений, а также общественных явлений.
Можно сделать вывод, что одни и те же элементы поэтики раннего творчества А.П. Чехова представлены в учебных программах под редакцией В.И. Коровиной [1] и Б.А. Ланина [2]: незамысловатость сюжетов, четкое композиционное построение, присутствие ярких художественных деталей, «говорящих» имен и фамилий, динамичность действия, сценичные диалоги и наполненность юмором.
Итак, одной из основных особенностей поэтики А.П. Чехова является «деталь» и «говорящие фамилии», в начале рассказа писатель представляет нам «толстого и тонкого», рисуя их портреты, основанные на деталях. Рекомендуем использовать на уроках в пятых классах творческие задания, направленные на формирование представлений об этих элементах поэтики малой прозы писателя и развивающих творческие способности детей. Первое задание связано с деталью: необходимо придумать и изобразить портрет вымышленного персонажа, используя как много больше деталей, которые раскрывали бы характер персонажа.
Второе задание ориентировано на усвоение понятия «говорящая фамилия»: сочинить не менее пяти фамилий, которые можно назвать «говорящими». Можно ограничить эти фамилии школьной средой (например, опаздывать на урок, мечтать на уроке и т.д.).
В заключении хотим отметить, что предложенные методические рекомендации являются эффективными, поскольку раскрывают главные элементы поэтики малой прозы А.П. Чехова.
Библиографический список
1. Коровина, В. Я. Программы образовательных учреждений по литературе / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровина – Москва : Просвещение 2007. – 315 с.
2. Ланин, Б. А. Литература. 5 – 9 классы : рабочая программа / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова ; под ред. Б. А. Ланина. – Москва : Вентана-Граф, 2017. – 160 с.
3. Чудаков, А. П. Поэтика А. П. Чехова / А. П. Чудаков. – Москва : Наука, 1971. – 293 с.
4. Ядровская, Е. Р. Методика преподавания литературы [Электронный ресурс] / Е. Р. Ядровская. – Режим доступа: https://clck.ru/bVXwj
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.