Изучение экологического состояния городских почв со школьниками
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
биология +1
9 кл
03.02.2017
При выполнении данной исследовательской работы необходимо выяснить некоторые детали. Представляется целесообразным начинать работу с формирования у школьников представления о городском типе ландшафта, как своеобразного комплекса, в котором тесно переплетены природные и антропогенные процессы.
Перед началом проведения полевых исследований по изучению городских почв необходимо продумать, какие участки города будут наиболее показательны в плане демонстрации их антропогенных изменений. Для этого следует предварительно выяснить потенциальные источники загрязнения городской среды (предприятия, транспорт и другие загрязнители.), а также определить характер их воздействия (пылевые выбросы, сточные воды, загазованность и т.д.).Сделать выводы об уровне антропогенных изменений почв и проанализировать причины, вызвавшие эти изменения. Проведенные исследования позволят учащимся убедиться в том, что свойства городских почв являются индикатором условий жизни и здоровья человека в городе.
Изучение экологического состояния городских почв со школьниками.docx
Изучение экологического состояния городских почв со школьниками
Акопян М. В., МБОУЛ «ВКВУ им А. П. Киселева», г. Воронеж
Творческий подход к профессии учителя географии всегда
характеризовался поиском новых форм работы. Важным направлением в этом
виде деятельности была организация исследовательской работы учащихся. В
последние годы важное место в содержании этих исследований занимают
экологические проблемы в той или иной степени связанные с изучением
антропогенноизмененных территорий. Как правило, сказанное выше,
относится к изучению городской среды. Однако, содержание и форма
организации экологических исследований в условиях городских ландшафтов
порой вызывает затруднение. В связи с этим нам хотелось бы остановиться
подробнее на рассмотрении такого направления экологических исследований,
как изучение состояния городских почв.
Представляется целесообразным начинать работу с формирования у
школьников представления о городском типе ландшафта, как своеобразного
комплекса, в котором тесно переплетены природные и антропогенные
процессы. При этом следует указать, что в крупных городах и промышленных
центрах антропогенное воздействие резко доминирует над природными
процессами. В связи с этим природные объекты в условиях городской среды
приобретают специфические свойства и могут сильно отличаться от своих
природных аналогов.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что почва является
ядром всей городской системы. Именно этот компонент городского
ландшафта способен взять на себя функцию по очищению его, по
нейтрализации вредных соединений и поддержанию экологического баланса. Для лучшего восприятия специфики почв городов целесообразно
предварительно познакомить учащихся с природными аналогами этих почв,
чтобы в сравнении оценить степень их антропогенного изменения. Начиная
работу по изучению городских почв, следует обратить внимание на
негативные процессы, которые приводят к нарушению экологических
функций почв:
•
•
•
•
•
уменьшение площади озеленения;
увеличение запечатанности территории камнем и асфальтом;
ухудшение почвенногидрологических условий;
загрязнение воздушного приземного слоя.
переуплотнение корнеобитаемого слоя и захламление
поверхности;
•
•
нарушения в строении почвенного профиля;
внедрение загрязняющих веществ,
загрязнение тяжелыми
металлами и другими токсикантами;
•
изменение кислотности и щелочности почв.
Перед началом проведения полевых исследований по изучению
городских почв необходимо продумать, какие участки города будут наиболее
показательны в плане демонстрации их антропогенных изменений. Для этого
следует предварительно выяснить потенциальные источники загрязнения
городской среды (предприятия, транспорт и т.д.) и определить характер их
воздействия (пылевые выбросы, сточные воды, загазованность и т.д.).
Необходимо также учитывать ту природную обстановку, в пределах которой
расположен город (рельеф, уровень залегания грунтовых вод, направления
ветров, степень озеленения, количество осадков и т.д.). Для изучения полного почвенного профиля в черте города можно
использовать естественные почвенные обнажения, если таковые имеются, или
осмотреть канавы, траншеи, вырытые при проведении строительных работ.
Следует обратить внимание учащихся на отличительные морфологические
особенности строения профиля городских почв на частичное или полное
отсутствие последовательного чередования генетических горизонтов. При
описании образцов городских почв следует обратить внимание на изменение
их структуры, особенностей механического состава (увеличение доли
песчаных зерен за счет использования песка для посыпания дорожек в зимнее
время), нарушение цветовой палитры вниз по профилю.
При описании растительности интересно обратить внимание на
наличие
степень угнетенности,
специфику его видового состава,
морфологических изменений листовых пластинок, запыленность.
При наличии возможности проведения простейших аналитических
исследований рекомендуется отобрать образцы почв. Отбор их производится
из верхних горизонтов, до глубины 10 15 см. Каждый образец сопровождается
этикеткой, где фиксируется место отбора и глубина взятия.
В лабораторных условиях учащиеся могут провести определение
механического состава почв,
содержания
органического вещества, определить уровень запыленности листовых
величины кислотности,
пластинок.
Обобщение полученных данных позволит учащимся самостоятельно
сделать выводы об уровне антропогенных изменений почв и проанализировать
причины, вызвавшие эти изменения. Проведенные исследования позволят
учащимся убедиться в том, что свойства городских почв являются
индикатором условий жизни и здоровья человека в городе.
Изучение экологического состояния городских почв со школьниками
Изучение экологического состояния городских почв со школьниками
Изучение экологического состояния городских почв со школьниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.