Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовка исследования. Приготовиться к выразительному
чтению сказки О. Уайльда «Звездный мальчик». Нарисовать мать
нищенку и сына из сказки «Звездный мальчик» (размер рисунка 50 ґ 100
см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить подарки: от
нищенки (малозначительный для ребенка) и от мальчика (более
привлекательный и ценный).
Проведение исследования. Исследование проводится с одними и
теми же детьми 5–7 лет и состоит из трех серий.
1я серия. Экспериментатор предлагает подгруппе детей послушать
сказку О. Уайльда «Звездный мальчик» (чтение прерывает на том месте,
когда сын прогоняет родную мать).
2я серия.
Работа ведется индивидуально. Каждому ребенку
напоминают, в чем смысл метафоры «отдать комуто свое сердце».
Затем предлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко тому
персонажу, который больше всех понравился, показался самым
хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одному из персонажей, подходя
к рисунку, на нем изображены два нравственно противоположных героя:
сын (звездный мальчик) и матьнищенка. После этого он должен
рассказать, кому и почему он отдал «сердце».
3я серия. Работа ведется индивидуально. Через некоторое время
предлагают еще раз встретиться с теми же персонажами, однако на этот
раз сами герои сказки желают подарить детям чтото на память. Детям
напоминают, что подарки обычно принимают от тех, кто нам нравится и
дорог. Каждый должен принять подарок только от одного персонажа.
Ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, героя, должен
обосновать свой выбор.
О б р а б о т к а д а н н ы х . В первой серии наблюдают внешние
эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие
позы, вскрикивания, вопросы, заданные взволнованными голосами,мимика. По итогам выбора во второй серии эксперимента судят о
содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о
направленности этих переживаний.
Отмечают эмоциональные
проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора.
Ситуация, предложенная в третьей серии, дает возможность
проверить глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями
сказки.
Детей делят на группы:
1) дети, отдавшие предпочтение материнищенке в обеих ситуациях
выбора;
2) дети, отдавшие «сердце» матери и затем взявшие подарок от
звездного мальчика;
3) дети, отдавшие «сердце» звездному мальчику и пожелавшие
принять от него подарок;
4) дети, отдавшие «сердце» звездному мальчику и потом взявшие
подарок от матери.