ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников.rtf
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовка   исследования.  Приготовиться   к   выразительному чтению   сказки   О.   Уайльда   «Звездный   мальчик».   Нарисовать   мать­ нищенку и сына из сказки «Звездный мальчик» (размер рисунка 50 ґ 100 см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить   подарки:   от нищенки   (малозначительный   для   ребенка)   и   от   мальчика   (более привлекательный и ценный). Проведение исследования.  Исследование   проводится  с  одними  и теми же детьми 5–7 лет и состоит из трех серий. 1­я серия. Экспериментатор предлагает подгруппе детей послушать сказку О. Уайльда «Звездный мальчик» (чтение прерывает на том месте, когда сын прогоняет родную мать).  2­я   серия.  Работа   ведется   индивидуально.   Каждому   ребенку напоминают,   в   чем   смысл   метафоры   «отдать   кому­то   свое   сердце». Затем предлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко тому персонажу,   который   больше   всех   понравился,   показался   самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одному из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два нравственно противоположных героя: сын   (звездный   мальчик)   и   мать­нищенка.   После   этого   он   должен рассказать, кому и почему он отдал «сердце». 3­я серия.  Работа  ведется индивидуально. Через некоторое время предлагают еще раз встретиться с теми же персонажами, однако на этот раз сами герои сказки желают подарить детям что­то на память. Детям напоминают, что подарки обычно принимают от тех, кто нам нравится и дорог. Каждый должен принять подарок только от одного персонажа. Ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, героя, должен обосновать свой выбор. О б р а б о т к а   д а н н ы х .  В   первой   серии   наблюдают   внешние эмоциональные   проявления,   о   которых   свидетельствуют   застывшие позы,   вскрикивания,   вопросы,   заданные   взволнованными   голосами,мимика.   По   итогам   выбора   во   второй   серии   эксперимента   судят   о содержательной   стороне   переживаний   каждого   ребенка   и   о направленности   этих   переживаний.   Отмечают   эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора. Ситуация,   предложенная   в   третьей   серии,   дает   возможность проверить   глубину   и   устойчивость   чувств,   вызванных   событиями сказки. Детей делят на группы: 1)  дети, отдавшие предпочтение матери­нищенке в обеих ситуациях выбора; 2)   дети,   отдавшие   «сердце»   матери   и   затем   взявшие   подарок   от звездного мальчика; 3)   дети,   отдавшие   «сердце»   звездному   мальчику   и   пожелавшие принять от него подарок; 4) дети, отдавшие  «сердце» звездному  мальчику  и потом взявшие подарок от матери.