Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ
ПРИ РАЗЫГРЫВАНИИ СЮЖЕТНЫХ СЦЕНОК
Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей,
близкие и понятные им, например:
1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная
группа) приводит брата (ясельная группа).
2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети
вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет,
что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.
Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки,
но он не хочет показать другим, что очень замерз.
3. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко
опустила голову и молчит, вотвот заплачет.
4. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей
рисунок оказался лучшим в группе.
Подготовить 2–3 детей для инсценировки этих сюжетов.
Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4–7
лет.
1я серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой
сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют
персонажи этой сценки.
2я серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее
изобразить.
I ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного
плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.
II ситуация – показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и
затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.
III ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз.
IV ситуация – показать обиду девочки.
V ситуация – показать неподдельную радость за другого.
Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают
чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает
ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж.О б р а б о т к а д а н н ы х . Анализируют, как дети воплощают
эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о
выразительности и богатстве экспрессивномимических средств
общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные
оформляют в таблицу.
Таблица
Возраст детей
1
II
Ситуация
III
IV
V
Правильность передачи эмоций
Всего
5 лет
6 лет
7 лет