Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 07.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема эстетическое воспитания младших школьников является актуальной и важной. Благодаря определённому уровню сформированности, учащиеся начальных классов к пониманию прекрасного дети приобщаются к основам эстетических знаний, расширяют свой кругозор, определяют своё эстетическое отношение к окружающему миру, что сказывается на формировании личности в целом.
Иконка файла материала Феномен эстетического воспитания младших школьников.doc
Карантаева С., магистрант. Овчинникова А.Ж., д.п.н., профессор Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников Проблема   эстетическое   воспитания   младших   школьников является  актуальной   и   важной.   Благодаря   определённому   уровню сформированности,   учащиеся   начальных   классов   к   пониманию прекрасного   дети   приобщаются   к   основам   эстетических   знаний, расширяют свой кругозор, определяют своё эстетическое отношение к окружающему   миру,   что   сказывается   на   формировании   личности   в целом.  Понятие эстетическое воспитание раскрывается через категорию эстетическое.   Эстетика   происходит   от   греческого   aisthesis,   что   в переводе   на   русский   означает   ощущение,   чувство.   Поэтому эстетическое   воспитание   связано   с   формированием   духовных, непрагматических   чувств.   Прекрасное   в   эстетическом   воспитании младших школьников  связано  с  эмоционально­образным отражением действительности в искусстве со способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.  Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с  точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической  ценностью. В объективно­прекрасном состоянии находится любое явление,  предмет, гармонически сочетающие в себе форму, соответствующую  содержанию, с полнотой выражения, предмет, достигший в своем  развитии расцвета, зрелости, наибольшей ценности. Закон  соответствия формы содержанию, гармония содержания и формы есть  главный «закон красоты». Понимание   эстетического   до   настоящего   времени   не   имеет однозначного толкования. А.Г.   Баумгартен   при   определении   эстетического   акцентировал внимание   на   чувственном   познании,   постигающем   и   создающем прекрасное, выражающемся в образах искусства. Г.   Гегель   и   И.   Кант   также   связывали   эстетику   с   понятием «чувствующий», то есть с формированием чувственной культуры.Другая   точка   зрения   связана   с   определением   эстетики философами XVIII­XIX вв. как науки о прекрасном, то есть с позиций эстетического идеала. Н.Г.  Чернышевский   отметил   что   эстетическое   не  имеет  цели  в самом   себе,   а   подчиняется   всеобщей   цели:   реальному,   чувственно­ предметному   формированию   природы   и   развитию   производственной силы человека. В.С. Соловьёв Связывает постижение прекрасного и отношение к нему с выражением всемирной идеи, полагая, что «на каждой новой ступени   мирового   природного   существования   открывается возможность более новых более совершенных воплощений всеединой идеи в прекрасных формах». П.А.   Флоренский   рассматривает   воздействие   формы художественного произведения на личность как нравственный процесс. В   этом   смысле   сущность   эстетического   воспитания   состоит   в организации   разнообразной   ­   эстетической,   художественной   и творческой   деятельности   младших   школьников,   направленной   на формирование   у   них   способностей   эстетически   воспринимать, понимать, оценивать и творить прекрасное в искусстве и жизни.  Поэтому   эстетическое   воспитания   является   процессом формирования   эстетических   чувств,   эстетических   отношений, эстетических вкусов, эстетических идеалов, эстетических ценностей, искусства, как вида специфики эстетической деятельности и т. п. Б.Т. Лихачев определял эстетическое воспитание с позиции более зрелой личности, чем младший школьник:  эстетическое воспитание  ­ это   целенаправленный   процесс   формирования   творческой   личности, способной   воспринимать,   чувствовать,   оценивать   прекрасное   и создавать художественные ценности. Однако и дети в начальной школе и   даже   раннем   возрасте   способны   реагировать   на   красивое   в окружающей   обстановке,   музыку,   поэзию,   природу,   сами   стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи. В   словаре   по   эстетике   [4]:   эстетическое   воспитание   – формирование   определенного   эстетического   отношения   человека   к действительности.  А.В.   Луначарский   эстетическое   воспитание   рассматривал   в качестве   одного   из   основных   направлений   формирования гармонически развитой личности.  Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитий личности. Оно открывает величайшие возможности приобщения подрастающего поколения к духовным богатствам природы и общества. [4; 187].Эстетическое   воспитание   –   это   целенаправленные   процесс формирования   творчески   активной   личности,   способной   с   позиции доступного   ей   понимания   воспринимать   и   оценивать   прекрасное, совершенное,   гармоничное,   другие   эстетические   явления   в   жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты» (Словарь по эстетике / под ред. А.А. Беляева). Л.П. Печко рассматривает эстетическое воспитание как процесс  формирования и развития эстетического эмоционально­ чувствительного и ценностного сознания личности и соответствующей  ему деятельности. Таким  образом, множество   определений  понятия  «эстетическое воспитание», рассматривается как: ­ процесс целенаправленного воздействия; ­   формирование   способности   воспринимать   и  видеть   красоту   в искусстве и жизни, оценивать ее; ­ формирование эстетических вкусов и идеалов личности; ­   развитие   способности   к   самостоятельному   творчеству   и созданию прекрасного. Остановимся подробнее на компонентах эстетического  воспитания. 1. Эстетическое восприятие – это исходный этап эстетического  познания действительности и искусства, основа эстетического  отношения к миру. От его полноты и яркости зависит сила и глубина  эстетических переживаний, формирование художественно­ эстетических идеалов и вкусов. В эстетическом словаре оно  рассматривается как вид эстетической деятельности, выражающийся в  целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства  как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим  переживанием [2;171]. 2. Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное  переживание человеком своего эстетического отношения к  действительности и произведениям искусства. Это отклик человека на  эстетический объект [2;171]. В эстетическом чувстве в снятом виде представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт. Эстетическое чувство   проявляется   в:   а)   экспрессивности   и   выразительности   в мимике,   жесте;   б)   эмоциональном   состоянии   (радость,  спокойствие, безразличие, нетерпение, неудовольствие); в) двигательной активности; г) эмоционально­оценочных суждений ученика. Чувство эстетическое – непосредственное   эмоциональное   переживание   человеком   своегозакрепляемое эстетического   отношения   к   действительности, эстетической   деятельностью   во   всех   ее   видах,   включая художественное творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического основания. Эстетическое   чувство   может   иметь   различную   степень осознанности:   может   быть   и   бессознательным,   и   рефлектирующим, возвышаясь до развернутого суждения вкуса. Будучи эмоциональным планом   эстетического   отношения   и   развиваясь   синхронно   с   ним, эстетическое чувство имеет и собственную доминанту развития. Оно начинается   с   предварительной   эмоции,   непроизводной   эстетической реакции   («ах!»,   «вдруг!»),   которая   выводит   сознание   человека   за пределы обыденности и включает его в эстетическое отношение. На его базе формируется устойчивое, положительно окрашенное чувство радости,   духовного   комфорта.   Своей   кульминации   эстетическое чувство достигает в катарсисе. Обладая врожденными предпосылками и будучи субъективным, эстетическое чувство социально обусловлено. Оно   продукт   целенаправленного,   так   и   непреднамеренного эстетического воспитания. Устойчивость   и   создаваемая   значимость   эстетического   чувства закрепляется в эстетической потребности, которая, сформировавшись, находит выход в различные виды деятельности и отношения человека к действительности.   В   этом   смысле   А.В.   Луначарский   говорил,   что «эстетическое чувство – это чувство наслаждения чувством» [4; 396]. 3. Эстетическое суждение – важнейший компонент  эстетического познания. В процессе суждения высказывается  эстетическая оценка, опосредованная эстетическим идеалом. В ней  проявляется то, что поразило, удивило, вызвало симпатию или  антипатию. [2;172]. Суждение   эстетическое   –   категория   эстетики,   фиксирующая специфику   эстетического   отражения:   эстетическое   суждение   в отличие   от   логико­понятийного   суждения   есть   нетеоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку;   один   из   способ   положительного   или   отрицательного реагирования   субъекта   на   эстетические   аспекты   деятельности   и искусства [4; 336]. 4. Эстетическая  оценка   –   способ   установления   эстетической ценности какого­либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа: «это красиво!», «это уродливо!» и т. п.Эстетической   оценке   подлежат   все   предметы   и   явления, доступные   непосредственно­чувственному   восприятию   (зрительному, слуховому)   или   воссоздаваемые   воображением   и   вызывающие   у человека   специфическую   эмоциональную   реакцию   –  так   называемое эстетическое чувство [4; 246]. Эстетическая   оценка   есть   заключительное   звено,   итог   процесса эстетического восприятия.  5. Эстетический   идеал   (идея,   первообраз)   –   высший   критерий эстетической   оценки,   которая   предполагает   сознательное   и несознательное   сопоставление   тех   или   иных   явлений   с   идеалом эстетическим.   Сам   же   идеал   эстетический   –   это   такой   вид эстетического   отношения,   который   находится   как   бы   между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическим взглядами с другой [2;172]. Эстетический идеал – вид эстетического отношения, являющийся образом   должной   и   желаемой   эстетической   ценности.  Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, который предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Сам же эстетический идеал – это такой вид эстетического   отношения,   который   находится   как   бы   между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами с другой.   Уже   эстетический   вкус   представляет   собой   известное обобщение   эстетического   опыта,   но   это   обобщение   во   многом субъективно.   Эстетический   идеал   –   более   глубокое   объективное обобщение эстетической практики человека, общественных классов и даже, в определенном смысле, целых эпох [4; 97]. 6. Эстетический   вкус   –   способность   к   оценке   предметов, явлений,   ситуации   с   точки   зрения   их   эстетических   качеств. Формирование   эстетического   вкуса   –   одна   из   задач   эстетического воспитания. Вкус   эстетический   –   способность   человека   по   чувству удовольствия   или   неудовольствия   («нравится»   ­   «не   нравится») дифференцированно   воспринимать   и   оценивать   различные эстетические   объекты,   отличать   прекрасное   от   безобразного   в деятельности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора). Индивидуальный   эстетический   вкус   представляет   собой эстетическую   установку,   формирующуюся   в   эстетическом   опыте человека   и,   в   свою   очередь,   включающуюся   в   новый   опыт,опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание. Эстетический   вкус   является   субъективным   критерием   эстетической оценки,   которая   в   известной   мере   интуитивна,   т.е.   эмоционально предшествует   рациональному   эстетическому   суждению.   Однако качество   эстетического   вкуса   определяется   тем,   в   какой   мере выражаемая   в   нем   субъективная   оценка   соответствует   объективной эстетической   ценности.   Хороший   эстетический   вкус   –   способность получать   наслаждение   от   подлинно   прекрасного   и   эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве [4; 42]. 7. Эстетическое отношение – система субъективного отражения  действительности, содержащая все компоненты эстетического  сознания и проявляющаяся в эмоционально­образной, художественно­ творческой и оценочно­познавательной деятельности [2;172]. Н.Г. Чернышевский первый отметил важнейшую характеристику эстетического   отношения   –   оно   не   имеет   цели   в   само   себе,   а подчиняется   всеобщей   цели:   реальному,   чувственно­предметному формированию природы и развитию производственной силы человека [1; 6]. Формирование   эстетического   отношения   к   действительности   у младших   школьников   предполагает   поэтапные   качественные преобразования ощущений, восприятий, представлений, воображения, мышления   и   раскрывает   внутренний   потенциал   творческого осмысления   действительности.   Оно   является   диалектически противоречивым,   включающим   в   себя   необратимые   и   обратимые, прогрессивные и регрессивные, активные и пассивные, творческие и репродуктивные   процессы,   которые   в   целом   обеспечивают поступательное движение [1; 97]. 8. Эстетически­творческая   деятельность   –   высшая   форма проявления активности и самостоятельной деятельности человека. Она предполагает создание новых, оригинальных, неповторимых образов и решений, объективное видение проблемы, ассоциативность мышления на основе индивидуальных особенностях младших школьников. Исходя   из   вышеизложенного,   мы   выделяем   следующие   задачи эстетического воспитания школьников: ­ формирование эстетического восприятия; ­ формирование эстетических чувств; ­ формирование эстетического суждения и оценок; ­ формирование эстетического вкуса; ­ формирование эстетической культуры;­ формирование эстетического отношения; ­ развитие творческой деятельности. Решение этих задач связано с особенностями эстетического  воспитания школьников. А.Ж. Овчинникова выделяет следующие  особенности эстетического воспитания. Первая особенность – это специфика восприятия, осмысления  оценки объектов с эстетических позиций. Вторая и третья особенности ­  образное описание мира объект  требует при описании ярких эпитетов, сравнений, олицетворений,  ассоциаций. Например, К. Чюрленис пишет: «ночь светлая, настроение тоже  просветленное, небо окутано зеленоваты туманом, словно заткано  серебряной паутиной. Кое­где звезда, будто заблудившаяся, попавшая  в сети мушка трепещет золотыми крылышками». Четвертая особенность. Объект всегда конкретен, для художника  важны именно «эта роза», именно «этот камень». Образ цветка  неповторим и субъективен. Пятая особенность. Большое значение приобретает  одухотворенное, очеловеченное бытие, связанное с воображением и  фантазией. Шестая особенность. В эстетике важен нравственный смысл,  поиски Истины, Красоты и Добра. Седьмая особенность. В эстетическом воспитании важна  недоговоренность, недосказанность образа [2;173]. Таким образом, в эстетическом воспитании младших школьников  важно учитывать все его компоненты, решать задачи эстетического  воспитания с учётом его особенностей. Список использованной литературы 1. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности  как фактор развития младших школьников. – М.: Наука, 1997. –  105 с. – 16 ил. 2. Педагогика: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина  (Россия); Благоевград: ЮЗУ им. Н. Рильского (Болгария), 2011. –  539 с. 3. Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт сист. и сист.  исследования. – М.: Искусство, 1983. – 358 с., табл. 4. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.:  Политиздат, 1989. – 447 с.

Посмотрите также