Проблема эстетическое воспитания младших школьников является актуальной и важной. Благодаря определённому уровню сформированности, учащиеся начальных классов к пониманию прекрасного дети приобщаются к основам эстетических знаний, расширяют свой кругозор, определяют своё эстетическое отношение к окружающему миру, что сказывается на формировании личности в целом.
Карантаева С.,
магистрант.
Овчинникова А.Ж.,
д.п.н., профессор
Изучение феномена эстетического воспитания младших
школьников
Проблема эстетическое воспитания младших школьников
является актуальной и важной. Благодаря определённому уровню
сформированности, учащиеся начальных классов к пониманию
прекрасного дети приобщаются к основам эстетических знаний,
расширяют свой кругозор, определяют своё эстетическое отношение к
окружающему миру, что сказывается на формировании личности в
целом.
Понятие эстетическое воспитание раскрывается через категорию
эстетическое. Эстетика происходит от греческого aisthesis, что в
переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому
эстетическое воспитание связано с формированием духовных,
непрагматических чувств. Прекрасное в эстетическом воспитании
младших школьников связано с эмоциональнообразным отражением
действительности в искусстве со способностью понимать прекрасное,
следовать ему в жизни и творить его.
Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с
точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической
ценностью.
В объективнопрекрасном состоянии находится любое явление,
предмет, гармонически сочетающие в себе форму, соответствующую
содержанию, с полнотой выражения, предмет, достигший в своем
развитии расцвета, зрелости, наибольшей ценности. Закон
соответствия формы содержанию, гармония содержания и формы есть
главный «закон красоты».
Понимание эстетического до настоящего времени не имеет
однозначного толкования.
А.Г. Баумгартен при определении эстетического акцентировал
внимание на чувственном познании, постигающем и создающем
прекрасное, выражающемся в образах искусства.
Г. Гегель и И. Кант также связывали эстетику с понятием
«чувствующий», то есть с формированием чувственной культуры.Другая точка зрения связана с определением эстетики
философами XVIIIXIX вв. как науки о прекрасном, то есть с позиций
эстетического идеала.
Н.Г. Чернышевский отметил что эстетическое не имеет цели в
самом себе, а подчиняется всеобщей цели: реальному, чувственно
предметному формированию природы и развитию производственной
силы человека.
В.С. Соловьёв Связывает постижение прекрасного и отношение к
нему с выражением всемирной идеи, полагая, что «на каждой новой
ступени мирового природного существования открывается
возможность более новых более совершенных воплощений всеединой
идеи в прекрасных формах».
П.А.
Флоренский рассматривает воздействие формы
художественного произведения на личность как нравственный процесс.
В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в
организации разнообразной эстетической, художественной и
творческой деятельности младших школьников, направленной на
формирование у них способностей эстетически воспринимать,
понимать, оценивать и творить прекрасное в искусстве и жизни.
Поэтому эстетическое воспитания является процессом
формирования эстетических чувств, эстетических отношений,
эстетических вкусов, эстетических идеалов, эстетических ценностей,
искусства, как вида специфики эстетической деятельности и т. п.
Б.Т. Лихачев определял эстетическое воспитание с позиции более
зрелой личности, чем младший школьник: эстетическое воспитание
это целенаправленный процесс формирования творческой личности,
способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и
создавать художественные ценности. Однако и дети в начальной школе
и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в
окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся
рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.
В словаре по эстетике [4]: эстетическое воспитание –
формирование определенного эстетического отношения человека к
действительности.
А.В. Луначарский эстетическое воспитание рассматривал в
качестве одного из основных направлений формирования
гармонически развитой личности. Эстетическое воспитание является
неотъемлемой частью формирования всесторонне развитий личности.
Оно открывает величайшие возможности приобщения подрастающего
поколения к духовным богатствам природы и общества. [4; 187].Эстетическое воспитание – это целенаправленные процесс
формирования творчески активной личности, способной с позиции
доступного ей понимания воспринимать и оценивать прекрасное,
совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни,
природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты» (Словарь по
эстетике / под ред. А.А. Беляева).
Л.П. Печко рассматривает эстетическое воспитание как процесс
формирования и развития эстетического эмоционально
чувствительного и ценностного сознания личности и соответствующей
ему деятельности.
Таким образом, множество определений понятия «эстетическое
воспитание», рассматривается как:
процесс целенаправленного воздействия;
формирование способности воспринимать и видеть красоту в
искусстве и жизни, оценивать ее;
формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
развитие способности к самостоятельному творчеству и
созданию прекрасного.
Остановимся подробнее на компонентах эстетического
воспитания.
1. Эстетическое восприятие – это исходный этап эстетического
познания действительности и искусства, основа эстетического
отношения к миру. От его полноты и яркости зависит сила и глубина
эстетических переживаний, формирование художественно
эстетических идеалов и вкусов. В эстетическом словаре оно
рассматривается как вид эстетической деятельности, выражающийся в
целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства
как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим
переживанием [2;171].
2. Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное
переживание человеком своего эстетического отношения к
действительности и произведениям искусства. Это отклик человека на
эстетический объект [2;171].
В эстетическом чувстве в снятом виде представлен весь духовный
мир человека, его индивидуальность и социальный опыт. Эстетическое
чувство проявляется в: а) экспрессивности и выразительности в
мимике, жесте; б) эмоциональном состоянии (радость, спокойствие,
безразличие, нетерпение, неудовольствие); в) двигательной активности;
г) эмоциональнооценочных суждений ученика. Чувство эстетическое –
непосредственное эмоциональное переживание человеком своегозакрепляемое
эстетического отношения к действительности,
эстетической деятельностью во всех ее видах,
включая
художественное творчество, и сопутствующее им в качестве активного
энергетического основания.
Эстетическое чувство может иметь различную степень
осознанности: может быть и бессознательным, и рефлектирующим,
возвышаясь до развернутого суждения вкуса. Будучи эмоциональным
планом эстетического отношения и развиваясь синхронно с ним,
эстетическое чувство имеет и собственную доминанту развития. Оно
начинается с предварительной эмоции, непроизводной эстетической
реакции («ах!», «вдруг!»), которая выводит сознание человека за
пределы обыденности и включает его в эстетическое отношение. На
его базе формируется устойчивое, положительно окрашенное чувство
радости, духовного комфорта. Своей кульминации эстетическое
чувство достигает в катарсисе. Обладая врожденными предпосылками
и будучи субъективным, эстетическое чувство социально обусловлено.
Оно продукт целенаправленного,
так и непреднамеренного
эстетического воспитания.
Устойчивость и создаваемая значимость эстетического чувства
закрепляется в эстетической потребности, которая, сформировавшись,
находит выход в различные виды деятельности и отношения человека к
действительности. В этом смысле А.В. Луначарский говорил, что
«эстетическое чувство – это чувство наслаждения чувством» [4; 396].
3. Эстетическое суждение – важнейший компонент
эстетического познания. В процессе суждения высказывается
эстетическая оценка, опосредованная эстетическим идеалом. В ней
проявляется то, что поразило, удивило, вызвало симпатию или
антипатию. [2;172].
Суждение эстетическое – категория эстетики, фиксирующая
специфику эстетического отражения: эстетическое суждение в
отличие от логикопонятийного суждения есть нетеоретическое
высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его
оценку; один из способ положительного или отрицательного
реагирования субъекта на эстетические аспекты деятельности и
искусства [4; 336].
4. Эстетическая оценка – способ установления эстетической
ценности какоголибо объекта, осознаваемый результат эстетического
восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа: «это красиво!»,
«это уродливо!» и т. п.Эстетической оценке подлежат все предметы и явления,
доступные непосредственночувственному восприятию (зрительному,
слуховому) или воссоздаваемые воображением и вызывающие у
человека специфическую эмоциональную реакцию – так называемое
эстетическое чувство [4; 246].
Эстетическая оценка есть заключительное звено, итог процесса
эстетического восприятия.
5. Эстетический идеал (идея, первообраз) – высший критерий
эстетической оценки,
которая предполагает сознательное и
несознательное сопоставление тех или иных явлений с идеалом
эстетическим. Сам же идеал эстетический – это такой вид
эстетического отношения, который находится как бы между
эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическим взглядами с
другой [2;172].
Эстетический идеал – вид эстетического отношения, являющийся
образом должной и желаемой эстетической ценности. Эстетический
идеал – высший критерий эстетической оценки, который предполагает
сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с
эстетическим идеалом. Сам же эстетический идеал – это такой вид
эстетического отношения, который находится как бы между
эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами с
другой. Уже эстетический вкус представляет собой известное
обобщение эстетического опыта, но это обобщение во многом
субъективно. Эстетический идеал – более глубокое объективное
обобщение эстетической практики человека, общественных классов и
даже, в определенном смысле, целых эпох [4; 97].
6. Эстетический вкус – способность к оценке предметов,
явлений, ситуации с точки зрения их эстетических качеств.
Формирование эстетического вкуса – одна из задач эстетического
воспитания.
Вкус эстетический – способность человека по чувству
удовольствия или неудовольствия («нравится» «не нравится»)
дифференцированно воспринимать и оценивать различные
эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в
деятельности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое,
обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство
юмора).
Индивидуальный эстетический вкус представляет собой
эстетическую установку, формирующуюся в эстетическом опыте
человека и, в свою очередь, включающуюся в новый опыт,опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание.
Эстетический вкус является субъективным критерием эстетической
оценки, которая в известной мере интуитивна, т.е. эмоционально
предшествует рациональному эстетическому суждению. Однако
качество эстетического вкуса определяется тем, в какой мере
выражаемая в нем субъективная оценка соответствует объективной
эстетической ценности. Хороший эстетический вкус – способность
получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально
отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать
и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве [4; 42].
7. Эстетическое отношение – система субъективного отражения
действительности, содержащая все компоненты эстетического
сознания и проявляющаяся в эмоциональнообразной, художественно
творческой и оценочнопознавательной деятельности [2;172].
Н.Г. Чернышевский первый отметил важнейшую характеристику
эстетического отношения – оно не имеет цели в само себе, а
подчиняется всеобщей цели: реальному, чувственнопредметному
формированию природы и развитию производственной силы человека
[1; 6].
Формирование эстетического отношения к действительности у
младших школьников предполагает поэтапные качественные
преобразования ощущений, восприятий, представлений, воображения,
мышления и раскрывает внутренний потенциал творческого
осмысления действительности.
Оно является диалектически
противоречивым, включающим в себя необратимые и обратимые,
прогрессивные и регрессивные, активные и пассивные, творческие и
репродуктивные процессы,
которые в целом обеспечивают
поступательное движение [1; 97].
8. Эстетическитворческая деятельность – высшая форма
проявления активности и самостоятельной деятельности человека. Она
предполагает создание новых, оригинальных, неповторимых образов и
решений, объективное видение проблемы, ассоциативность мышления
на основе индивидуальных особенностях младших школьников.
Исходя из вышеизложенного, мы выделяем следующие задачи
эстетического воспитания школьников:
формирование эстетического восприятия;
формирование эстетических чувств;
формирование эстетического суждения и оценок;
формирование эстетического вкуса;
формирование эстетической культуры; формирование эстетического отношения;
развитие творческой деятельности.
Решение этих задач связано с особенностями эстетического
воспитания школьников. А.Ж. Овчинникова выделяет следующие
особенности эстетического воспитания.
Первая особенность – это специфика восприятия, осмысления
оценки объектов с эстетических позиций.
Вторая и третья особенности образное описание мира объект
требует при описании ярких эпитетов, сравнений, олицетворений,
ассоциаций.
Например, К. Чюрленис пишет: «ночь светлая, настроение тоже
просветленное, небо окутано зеленоваты туманом, словно заткано
серебряной паутиной. Коегде звезда, будто заблудившаяся, попавшая
в сети мушка трепещет золотыми крылышками».
Четвертая особенность. Объект всегда конкретен, для художника
важны именно «эта роза», именно «этот камень». Образ цветка
неповторим и субъективен.
Пятая особенность. Большое значение приобретает
одухотворенное, очеловеченное бытие, связанное с воображением и
фантазией.
Шестая особенность. В эстетике важен нравственный смысл,
поиски Истины, Красоты и Добра.
Седьмая особенность. В эстетическом воспитании важна
недоговоренность, недосказанность образа [2;173].
Таким образом, в эстетическом воспитании младших школьников
важно учитывать все его компоненты, решать задачи эстетического
воспитания с учётом его особенностей.
Список использованной литературы
1. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности
как фактор развития младших школьников. – М.: Наука, 1997. –
105 с. – 16 ил.
2. Педагогика: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина
(Россия); Благоевград: ЮЗУ им. Н. Рильского (Болгария), 2011. –
539 с.
3. Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт сист. и сист.
исследования. – М.: Искусство, 1983. – 358 с., табл.
4. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.:
Политиздат, 1989. – 447 с.