Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников
Оценка 4.7

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Оценка 4.7
Исследовательские работы +5
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
06.11.2017
Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников
Проблема эстетическое воспитания младших школьников является актуальной и важной. Благодаря определённому уровню сформированности, учащиеся начальных классов к пониманию прекрасного дети приобщаются к основам эстетических знаний, расширяют свой кругозор, определяют своё эстетическое отношение к окружающему миру, что сказывается на формировании личности в целом.
Феномен эстетического воспитания младших школьников.doc
Карантаева С., магистрант. Овчинникова А.Ж., д.п.н., профессор Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников Проблема   эстетическое   воспитания   младших   школьников является  актуальной   и   важной.   Благодаря   определённому   уровню сформированности,   учащиеся   начальных   классов   к   пониманию прекрасного   дети   приобщаются   к   основам   эстетических   знаний, расширяют свой кругозор, определяют своё эстетическое отношение к окружающему   миру,   что   сказывается   на   формировании   личности   в целом.  Понятие эстетическое воспитание раскрывается через категорию эстетическое.   Эстетика   происходит   от   греческого   aisthesis,   что   в переводе   на   русский   означает   ощущение,   чувство.   Поэтому эстетическое   воспитание   связано   с   формированием   духовных, непрагматических   чувств.   Прекрасное   в   эстетическом   воспитании младших школьников  связано  с  эмоционально­образным отражением действительности в искусстве со способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.  Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с  точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической  ценностью. В объективно­прекрасном состоянии находится любое явление,  предмет, гармонически сочетающие в себе форму, соответствующую  содержанию, с полнотой выражения, предмет, достигший в своем  развитии расцвета, зрелости, наибольшей ценности. Закон  соответствия формы содержанию, гармония содержания и формы есть  главный «закон красоты». Понимание   эстетического   до   настоящего   времени   не   имеет однозначного толкования. А.Г.   Баумгартен   при   определении   эстетического   акцентировал внимание   на   чувственном   познании,   постигающем   и   создающем прекрасное, выражающемся в образах искусства. Г.   Гегель   и   И.   Кант   также   связывали   эстетику   с   понятием «чувствующий», то есть с формированием чувственной культуры. Другая   точка   зрения   связана   с   определением   эстетики философами XVIII­XIX вв. как науки о прекрасном, то есть с позиций эстетического идеала. Н.Г.  Чернышевский   отметил   что   эстетическое   не  имеет  цели  в самом   себе,   а   подчиняется   всеобщей   цели:   реальному,   чувственно­ предметному   формированию   природы   и   развитию   производственной силы человека. В.С. Соловьёв Связывает постижение прекрасного и отношение к нему с выражением всемирной идеи, полагая, что «на каждой новой ступени   мирового   природного   существования   открывается возможность более новых более совершенных воплощений всеединой идеи в прекрасных формах». П.А.   Флоренский   рассматривает   воздействие   формы художественного произведения на личность как нравственный процесс. В   этом   смысле   сущность   эстетического   воспитания   состоит   в организации   разнообразной   ­   эстетической,   художественной   и творческой   деятельности   младших   школьников,   направленной   на формирование   у   них   способностей   эстетически   воспринимать, понимать, оценивать и творить прекрасное в искусстве и жизни.  Поэтому   эстетическое   воспитания   является   процессом формирования   эстетических   чувств,   эстетических   отношений, эстетических вкусов, эстетических идеалов, эстетических ценностей, искусства, как вида специфики эстетической деятельности и т. п. Б.Т. Лихачев определял эстетическое воспитание с позиции более зрелой личности, чем младший школьник:  эстетическое воспитание  ­ это   целенаправленный   процесс   формирования   творческой   личности, способной   воспринимать,   чувствовать,   оценивать   прекрасное   и создавать художественные ценности. Однако и дети в начальной школе и   даже   раннем   возрасте   способны   реагировать   на   красивое   в окружающей   обстановке,   музыку,   поэзию,   природу,   сами   стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи. В   словаре   по   эстетике   [4]:   эстетическое   воспитание   – формирование   определенного   эстетического   отношения   человека   к действительности.  А.В.   Луначарский   эстетическое   воспитание   рассматривал   в качестве   одного   из   основных   направлений   формирования гармонически развитой личности.  Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитий личности. Оно открывает величайшие возможности приобщения подрастающего поколения к духовным богатствам природы и общества. [4; 187]. Эстетическое   воспитание   –   это   целенаправленные   процесс формирования   творчески   активной   личности,   способной   с   позиции доступного   ей   понимания   воспринимать   и   оценивать   прекрасное, совершенное,   гармоничное,   другие   эстетические   явления   в   жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты» (Словарь по эстетике / под ред. А.А. Беляева). Л.П. Печко рассматривает эстетическое воспитание как процесс  формирования и развития эстетического эмоционально­ чувствительного и ценностного сознания личности и соответствующей  ему деятельности. Таким  образом, множество   определений  понятия  «эстетическое воспитание», рассматривается как: ­ процесс целенаправленного воздействия; ­   формирование   способности   воспринимать   и  видеть   красоту   в искусстве и жизни, оценивать ее; ­ формирование эстетических вкусов и идеалов личности; ­   развитие   способности   к   самостоятельному   творчеству   и созданию прекрасного. Остановимся подробнее на компонентах эстетического  воспитания. 1. Эстетическое восприятие – это исходный этап эстетического  познания действительности и искусства, основа эстетического  отношения к миру. От его полноты и яркости зависит сила и глубина  эстетических переживаний, формирование художественно­ эстетических идеалов и вкусов. В эстетическом словаре оно  рассматривается как вид эстетической деятельности, выражающийся в  целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства  как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим  переживанием [2;171]. 2. Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное  переживание человеком своего эстетического отношения к  действительности и произведениям искусства. Это отклик человека на  эстетический объект [2;171]. В эстетическом чувстве в снятом виде представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт. Эстетическое чувство   проявляется   в:   а)   экспрессивности   и   выразительности   в мимике,   жесте;   б)   эмоциональном   состоянии   (радость,  спокойствие, безразличие, нетерпение, неудовольствие); в) двигательной активности; г) эмоционально­оценочных суждений ученика. Чувство эстетическое – непосредственное   эмоциональное   переживание   человеком   своего закрепляемое эстетического   отношения   к   действительности, эстетической   деятельностью   во   всех   ее   видах,   включая художественное творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического основания. Эстетическое   чувство   может   иметь   различную   степень осознанности:   может   быть   и   бессознательным,   и   рефлектирующим, возвышаясь до развернутого суждения вкуса. Будучи эмоциональным планом   эстетического   отношения   и   развиваясь   синхронно   с   ним, эстетическое чувство имеет и собственную доминанту развития. Оно начинается   с   предварительной   эмоции,   непроизводной   эстетической реакции   («ах!»,   «вдруг!»),   которая   выводит   сознание   человека   за пределы обыденности и включает его в эстетическое отношение. На его базе формируется устойчивое, положительно окрашенное чувство радости,   духовного   комфорта.   Своей   кульминации   эстетическое чувство достигает в катарсисе. Обладая врожденными предпосылками и будучи субъективным, эстетическое чувство социально обусловлено. Оно   продукт   целенаправленного,   так   и   непреднамеренного эстетического воспитания. Устойчивость   и   создаваемая   значимость   эстетического   чувства закрепляется в эстетической потребности, которая, сформировавшись, находит выход в различные виды деятельности и отношения человека к действительности.   В   этом   смысле   А.В.   Луначарский   говорил,   что «эстетическое чувство – это чувство наслаждения чувством» [4; 396]. 3. Эстетическое суждение – важнейший компонент  эстетического познания. В процессе суждения высказывается  эстетическая оценка, опосредованная эстетическим идеалом. В ней  проявляется то, что поразило, удивило, вызвало симпатию или  антипатию. [2;172]. Суждение   эстетическое   –   категория   эстетики,   фиксирующая специфику   эстетического   отражения:   эстетическое   суждение   в отличие   от   логико­понятийного   суждения   есть   нетеоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку;   один   из   способ   положительного   или   отрицательного реагирования   субъекта   на   эстетические   аспекты   деятельности   и искусства [4; 336]. 4. Эстетическая  оценка   –   способ   установления   эстетической ценности какого­либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа: «это красиво!», «это уродливо!» и т. п. Эстетической   оценке   подлежат   все   предметы   и   явления, доступные   непосредственно­чувственному   восприятию   (зрительному, слуховому)   или   воссоздаваемые   воображением   и   вызывающие   у человека   специфическую   эмоциональную   реакцию   –  так   называемое эстетическое чувство [4; 246]. Эстетическая   оценка   есть   заключительное   звено,   итог   процесса эстетического восприятия.  5. Эстетический   идеал   (идея,   первообраз)   –   высший   критерий эстетической   оценки,   которая   предполагает   сознательное   и несознательное   сопоставление   тех   или   иных   явлений   с   идеалом эстетическим.   Сам   же   идеал   эстетический   –   это   такой   вид эстетического   отношения,   который   находится   как   бы   между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическим взглядами с другой [2;172]. Эстетический идеал – вид эстетического отношения, являющийся образом   должной   и   желаемой   эстетической   ценности.  Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, который предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Сам же эстетический идеал – это такой вид эстетического   отношения,   который   находится   как   бы   между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами с другой.   Уже   эстетический   вкус   представляет   собой   известное обобщение   эстетического   опыта,   но   это   обобщение   во   многом субъективно.   Эстетический   идеал   –   более   глубокое   объективное обобщение эстетической практики человека, общественных классов и даже, в определенном смысле, целых эпох [4; 97]. 6. Эстетический   вкус   –   способность   к   оценке   предметов, явлений,   ситуации   с   точки   зрения   их   эстетических   качеств. Формирование   эстетического   вкуса   –   одна   из   задач   эстетического воспитания. Вкус   эстетический   –   способность   человека   по   чувству удовольствия   или   неудовольствия   («нравится»   ­   «не   нравится») дифференцированно   воспринимать   и   оценивать   различные эстетические   объекты,   отличать   прекрасное   от   безобразного   в деятельности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора). Индивидуальный   эстетический   вкус   представляет   собой эстетическую   установку,   формирующуюся   в   эстетическом   опыте человека   и,   в   свою   очередь,   включающуюся   в   новый   опыт, опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание. Эстетический   вкус   является   субъективным   критерием   эстетической оценки,   которая   в   известной   мере   интуитивна,   т.е.   эмоционально предшествует   рациональному   эстетическому   суждению.   Однако качество   эстетического   вкуса   определяется   тем,   в   какой   мере выражаемая   в   нем   субъективная   оценка   соответствует   объективной эстетической   ценности.   Хороший   эстетический   вкус   –   способность получать   наслаждение   от   подлинно   прекрасного   и   эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве [4; 42]. 7. Эстетическое отношение – система субъективного отражения  действительности, содержащая все компоненты эстетического  сознания и проявляющаяся в эмоционально­образной, художественно­ творческой и оценочно­познавательной деятельности [2;172]. Н.Г. Чернышевский первый отметил важнейшую характеристику эстетического   отношения   –   оно   не   имеет   цели   в   само   себе,   а подчиняется   всеобщей   цели:   реальному,   чувственно­предметному формированию природы и развитию производственной силы человека [1; 6]. Формирование   эстетического   отношения   к   действительности   у младших   школьников   предполагает   поэтапные   качественные преобразования ощущений, восприятий, представлений, воображения, мышления   и   раскрывает   внутренний   потенциал   творческого осмысления   действительности.   Оно   является   диалектически противоречивым,   включающим   в   себя   необратимые   и   обратимые, прогрессивные и регрессивные, активные и пассивные, творческие и репродуктивные   процессы,   которые   в   целом   обеспечивают поступательное движение [1; 97]. 8. Эстетически­творческая   деятельность   –   высшая   форма проявления активности и самостоятельной деятельности человека. Она предполагает создание новых, оригинальных, неповторимых образов и решений, объективное видение проблемы, ассоциативность мышления на основе индивидуальных особенностях младших школьников. Исходя   из   вышеизложенного,   мы   выделяем   следующие   задачи эстетического воспитания школьников: ­ формирование эстетического восприятия; ­ формирование эстетических чувств; ­ формирование эстетического суждения и оценок; ­ формирование эстетического вкуса; ­ формирование эстетической культуры; ­ формирование эстетического отношения; ­ развитие творческой деятельности. Решение этих задач связано с особенностями эстетического  воспитания школьников. А.Ж. Овчинникова выделяет следующие  особенности эстетического воспитания. Первая особенность – это специфика восприятия, осмысления  оценки объектов с эстетических позиций. Вторая и третья особенности ­  образное описание мира объект  требует при описании ярких эпитетов, сравнений, олицетворений,  ассоциаций. Например, К. Чюрленис пишет: «ночь светлая, настроение тоже  просветленное, небо окутано зеленоваты туманом, словно заткано  серебряной паутиной. Кое­где звезда, будто заблудившаяся, попавшая  в сети мушка трепещет золотыми крылышками». Четвертая особенность. Объект всегда конкретен, для художника  важны именно «эта роза», именно «этот камень». Образ цветка  неповторим и субъективен. Пятая особенность. Большое значение приобретает  одухотворенное, очеловеченное бытие, связанное с воображением и  фантазией. Шестая особенность. В эстетике важен нравственный смысл,  поиски Истины, Красоты и Добра. Седьмая особенность. В эстетическом воспитании важна  недоговоренность, недосказанность образа [2;173]. Таким образом, в эстетическом воспитании младших школьников  важно учитывать все его компоненты, решать задачи эстетического  воспитания с учётом его особенностей. Список использованной литературы 1. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности  как фактор развития младших школьников. – М.: Наука, 1997. –  105 с. – 16 ил. 2. Педагогика: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина  (Россия); Благоевград: ЮЗУ им. Н. Рильского (Болгария), 2011. –  539 с. 3. Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт сист. и сист.  исследования. – М.: Искусство, 1983. – 358 с., табл. 4. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.:  Политиздат, 1989. – 447 с.

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников

Изучение феномена эстетического воспитания младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017