Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы – выявить влияние самостоятельности ребенка на его взаимоотношения с другими детьми в семье.
Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены следующие факторы:
. Типовые состояние семьи:
- эмоциональный комфорт;
- тревожность
- эмоционально – психологический дискомфорт и нервно – психические напряжение.
Изучение характера взаимоотношений в многодетной семье.
Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования,
которая является основной целью практической части работы – выявить
влияние самостоятельности ребенка на его взаимоотношения с другими
детьми в семье.
Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены
следующие факторы:
1. Типовые состояние семьи:
эмоциональный комфорт;
тревожность
эмоционально – психологический дискомфорт и нервно –
психические напряжение.
2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический,
авторитарный, неустойчивый.
3. Особенности семейного воспитания:
создание условий родителями для правильного развития ребенка:
нормальные жилищнобытовые условия; организация места для занятий;
создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за
соблюдением санитарногигиенического режима.
родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с
детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном;
ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).
родители оказывают помощь в учении, организации домашнего
учебного труда.
дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
родители видят недостатки в воспитании своих детей.
4. Недостатки семейного воспитания.
5. Причины недостатков.Первая часть практической работы по изучению характера
взаимоотношений в многодетной семье проводилась с помощью следующих
методов:
беседа с родителями и детьми;
тест – опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В.
Столин).
тест КРС (кинетический рисунок семьи), выполняемый детьми.
наблюдение
Исследование проводилось в с. Партизан Намского улуса на базе
детского сада “Кэнчээри”. Нами были отобраны 10. Основным условием
выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста. Вся система
нашей работы направлена на выяснение характера взаимоотношения и уровня
развития личностных качеств, а именно самостоятельности, у ребенка
дошкольного возраста, что определяется спецификой нашей специальности
(педагогика дошкольного воспитания). Таким образом, исследована на
ребенка дошкольного возраста в многодетной семье. Следовательно, данные и
результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют
субъективную оценку детей т.е. отражают точку зрения детей дошкольного
возраста.
Первым методов, использованным в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о
семье (составполная, формально полная, неполная; количество детей, их
возраст). Полученные данные оформили в виде таблицы (см. приложение 1).
Общий анализ данных выглядит следующим образом:
1. 90% из 10 семей имеет полный состав.
10% ( 1 семья 06) формально полная. В этой семье отец не участвует
в воспитании детей изза частых разъездов.
2. по количеству детей 10% (04) имеет 6 детей, 20 % (02, 05) 5 детей,
20% (01, 03) 4 детей, 50% (06, 07, 08, 09, 10) 3 детей.3. разница в возрасте детей составляет:
у 10% (09) от 1 г. до 2 л.
у 20% (03,08) от 1 до 3 л.
у 20% (10,06) от1 г. до 4 л.
у 10% (05) от 1 г. до 5 л.
у 20% (02,07) 2г.
у 10% (01) от 2 до 3 л.
у 10% (04) 3 г.
С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка
тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и
свое место среди них, нами был проведен тест “Клинический рисунок семьи”
(КРС) Р.Бенса и С.Кауфмана. Этот тест даст богатую информацию о
субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.
Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после
рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги
для рисования, карандаша и ластик. После того, как дети заканчивали
рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:
1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
2) Где работают и учатся члены семьи?
3) Как в семье распределяются домашние обязанности?
4) Каковы взаимоотношение с остальными членами семьи?
В системе количественной оценки КРС учитывается формальные и
содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество
линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его
заштриховывание отдельных частей рисунка.
отдельных частей,
Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая
деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также
отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по
количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов. Исходяиз количества баллов, определили симптомокомлекс семейной ситуации .
Выделяют 5 симптомокомлексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2)
тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности в
семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации. (см.приложение 2)
В результате проведение теста КРС с детьми от 5 до 7 лет из
многодетных семей мы получили следующие данные:
1. В семье 01 симптомокомплексы по I – 0,3 балла, II – 0,4 балла, III –
0,1 балла, IV – 0,1 балла, V – 0,2 балла. Из этого видно, что в семье
ребенок чувствует тревожность 0,4 (II) что, впрочем, присутствует
наравне с благоприятной семейной ситуацией – 0,3 балла (I).
2. В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,4 б, II – 0,4
б, III – 0,3 б, IV – 0,1 б, V – 0,5 б. В этой семье самое большое
количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации –
0,5 б. (V).
3. В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 б, II – 2,5
б, III – 0,2 б, IV – 0 б, V – 0,2 б. Семейная ситуация ребенкам
воспринимается как тревожная – 2,5 б., (II).
4. В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 б, II – 0,1
б, III – 0,2 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Семейная ситуация благоприятная –
0,7 б.
5. В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5 б, II – 0,5
б, III – 0,1 б, IV – 0,2 б, V – 0,2 б. Несмотря на общую благоприятную
ситуацию, ребенок ощущает тревожность.
6. В семье 06 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,8 б, II – 0,5
б, III – 0,3 б, IV – 0,2 б, V – 0,2 б. Благоприятный микроклимат в
семье, но следует обратить внимание на тревожность ощущаемую
ребенком.7. В семье 07 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,2 б, II – 2,6
б, III – 0,6 б, IV – 0 б, V – 0,4 б. Ребенок ощущает повышенную резко
выраженную тревожность в семье – 2,6 б.
8. В семье 08 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 б, II – 4,5
б, III – 2,3 б, IV – 0,2 б, V – 0,4 б. В этой семье очень высокий уровень
тревожности ребенка, а также выраженная конфликтность.
9. В семье 09 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,6 б, II – 0,3
б, III – 0 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Благоприятная семейная ситуация.
10. В семье 10 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 063 б, II – 0,6
б, III – 0 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Несмотря на благоприятную ситуацию
ребенок проявляет тревожность.
Для того, чтобы представить общую картину результатов, мы разделили
испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% (семья 09,
06, 04) состояние в семье ребенком определяется как благоприятное, это I
группа.
II группа – это семьи, в которых выраженная тревожность детей. Они
составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).
III группа это семьи где наравне с благоприятным микроклиматом,
проявляется тревожность детей. Эта 20% от общего количества. (семьи 05,
10).
Общая сумма баллов по отношению комплексам имеет следующие
данные: по II симптомокомплекс (тревожность) наибольшее количество
баллов 10,4 балла, затем идет I симптомокомлекс (благоприятная семейная
ситуация) – 4,5 баллов, III (конфликтность) – 3,1 б. V (враждебность) – 2,2 б.,
IV (чувство неполноценности) – 1,4 б. По этим данным составили схему –
таблицу (см. в приложении )
Таким образом, можно заключить, что у многодетных семьях дети
наиболее проявляют тревожность, связанную семейным микроклиматом,
взаимоотношениями в семье. Но вместе с тем, многодетность создаетблагоприятную ситуацию в семье и наименее дети в таких семьях испытывают
чувства неполноценности. Сделав такое заключение нам предстоит
определить характер тревожности, испытываемую детьми в многодетных
семьях. Это мы сделали на основе анализы структуры рисунка семьи и
особенностей рисования отдельных членов семьи.
По полученным данным мы разделили группу испытуемых детей на 4
подгруппы: к первой подгруппе относятся дети, которые испытывают
тревожность в отношении родителей (01, 10 – 20%). К второй подгруппе мы
отнесли тех детей, которые испытывают тревожность в отношении других
детей в семье (02,05 – 20%). В третью подгруппу отнесли детей, тревожное
состояние которых выражается по отношению и к родителям и к другим
детям семьи (03, 06, 07, 08, 09 – 50%). И последняя подгруппа четвертая
которая составляет один ребенок (04 – 10%). В этой семье благоприятная
ситуация и тревожность ребенка почти не выражается.
По этим данным можно сделать следующий вывод – многодетной семье
ребенок испытывает тревожнее состояние во взаимоотношениях с родителями
и с братьями и сестрами.
Далее родителями был выполнен тестопросник
родительского
отношения. Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей
не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемого нами.Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент,
ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое
понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков (см.
приложение 3).
Анализ
полученных результатов тестаопросника родителей
свидетельствуют о том, что:
1. в семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV
параметр – авторитарная гиперсоциализация.
2. В семье 02 – V параметр “маленький неудачник”, инфантилизация.
3. В семье 03 – V параметр “маленький неудачник”, инфантилизация.
4. В семье 04 – III параметр, симбиоз.
5. В семье 05 III параметр, симбиоз.
6. В семье 06 – II параметр, социальная желательность.
7. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.
8. В семье 08 III параметр, симбиоз.
9. В семье 09 V параметр “маленький неудачник”, инфантилизация.
10.В семье 10 IV параметр, гиперсоциализация.
Общий анализ:
По I параметру – 0 семей.
По II – 1 семья, 10%, 06
По III – 3 семьи, 30%, 04, 05, 08
По IV – 3 семьи, 30%, 01, 07, 10
По V – 3 семьи, 30%, 02, 03, 09
Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном
проявляют неадекватное отношение к детям.
гиперсоциализация, инфантилизация.
Это – симбиоз,Далее нами изучались особенности взаимоотношений детей в
многодетных семьях, проявляемые в совместной игре, в быту. Данное
направление проводилось в наблюдении и в беседах. И в качестве критериев
позитивных взаимоотношений детей мы выделили следующие факторы: 1
доброта, 2 – порядочность, 3 – сочувствие, 4 – готовность прийти на помощь,
5 – ответственность.
Для выявления негативных отношений в качестве критериев определили
следующие признаки: 1 – соперничество между детьми, 2 – частые конфликты
между детьми, 3 – отсутствие эмпатии.
По наличию данных
факторов мы определили характер
взаимоотношений детей в семье. В семье 01 четверо детей, взаимоотношения
детей неустойчивое. В семье 02 пятеро детей, взаимоотношения
неустойчивые. В семье 03 четверо детей, взаимоотношения носят негативный
характер. В семье 04 шесть детей, взаимоотношения адекватные, позитивные.
В семье 05 пятеро детей, взаимоотношения неустойчивые. В семье 06 трое
детей, взаимоотношения позитивные. В семье 07 трое детей, взаимоотношения
носят неустойчивый характер. В семье 08 трое детей, взаимоотношения
неустойчивые. В семье 09 трое детей, взаимоотношения стабильные,
позитивные. В семье 10 трое детей, взаимоотношения детей позитивные.
Итак, у 60% семьей взаимоотношения детей носят неустойчивый
характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от
ситуаций (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семьей отношения детей
характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). 10%
взаимоотношения детей негативные (03).
Сравнив результаты тестаопросника и теста КРС мы сделали
следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов.
Код
Х
01
1
02
1
03
1
04
0
05
1
06
0
07
1
08
1
09
0
10
1у
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
где х – это тревожность, проявляемая ребенком в семье, у – это неадекватное
отношение родителей к ребенку, 1 – наличие признаков, 0 – отсутствие
признака.
По таблице видно, что 70% показатели совпадают. Исходя из этого
заключить, что в многодетных семьях отношение, позиции родителей играет
немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.