Изучение особенностей жанра мюзикла в школьной программе "Музыка"
Оценка 4.6

Изучение особенностей жанра мюзикла в школьной программе "Музыка"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
музыка
Взрослым
30.05.2019
Изучение особенностей жанра мюзикла в школьной программе "Музыка"
Конференция.docx

« Изучение особенностей жанра мюзикла в школьной программе «Музыка».

Бережная В.И.

Студентка Филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ»

в  г. Егорьевске – Колледж педагогики и искусства

Тема моего выступления – « Изучение особенностей жанра мюзикла в школьной программе «Музыка». Почему я решила обратиться к популярному жанру в современной театральной жизни?

Во время прохождения педагогической практики в Средней Общеобразовательной  Школе №1 городского округа  Егорьевск мне удалось  соприкоснуться с таким музыкальным жанром,  как «мюзикл»,  и провести урок у учащихся  7 класса  на данную тему.

Во время подготовки к уроку музыки у меня возникло желание как можно подробнее  узнать об этом жанре театральной музыки и проанализировать как мюзикл представлен в образовательных программах по музыке различных авторов на предмет изучения школьниками данного жанра. В программе Д.Б. Кабалевского школьники изучают мюзиклы: «Вестсайдская музыки», «Звуки музыки», «Иисус Христос – суперзвезда», «Юнона и Авось».

В ходе небольшого исследования удалось установить, что в программе по музыке более современных авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной с жанром мюзикла школьники знакомятся с 3 по 8 класс. К изучению предлагаются мюзиклы  А. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад» , «Юнона и Авось, фрагменты мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди»,  фрагменты мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки», Э.Л. Уэббера «Кошки»,  Л. Бернстайна «Вестсайдская история», А. Журбина «Орфей и Эвридика», Э. Артемьева «Преступление и наказание». В программе В.В. Алеева жанр мюзикла представлен в 4 классе знакомством с мюзиклом В. Семёнова «Том Сойер», Р. Роджерса «Звуки музыки», в 8 классе с мюзиклом «Юнона и Авось» А. Рыбникова, в 9 классе с произведением Л. Бернстайна «Вестсайдская история».

Программа Ю.Б. Алиева предусматривает знакомство в 8 классе с мюзиклом Э.Л. Уэббера «Иссус Христос – суперзвезда». При сравнении напрашивается вывод, что наиболее полно жанр мюзикла представлен в программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Класс

Программа  Д.Б. Кабалевского

 

Программа  Г.П. Сергеевой Е.Д. Критской,  Т.С. Шмагиной

 

Программа  В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичака

 

Программа Ю.Б. Алиева

 

1

-

-

-

-

2

-

-

-

-

3

+

+

-

-

4

+

+

+

-

5

+

+

-

-

6

+

+

-

-

7

-

+

-

-

8

+

+

+

+

9

-

-

+

-

 

Что же представляет собой жанр мюзикла? Какие знания должны приобрести школьники, чтобы составить представление об особенностях данного жанра?

Мюзикл – Это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусства. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность.

Синтетичность мюзикла закллючается в том, что музыка, вокал и танец являются  равноправными средствами для передачи замысла авторов музыки и либретто. В ходе изучения жанра мюзикла  на уроках музыки необходимо познакомить школьников  с историей его зарождения.

Возник жанр мюзикла в США в начале ХХ в. В результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, бурлески, профессиональной эстрадной песни и характерных американских эстрадно-концертных представлений.

Сейчас мюзикл – один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью оперетты, поскольку именно в американском музыкальном театре произошёл тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр. Но как развивался этот жанр? Как он обрёл такую популярность?

Мюзикл – дитя ХХ столетия. Всю его историю можно разделить на 2 больших периода:

1.                 Первый период (1900-1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный развлекательный характер. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени.

2.                 Второй период связан с экономическим кризисом 1929 года. Мюзикл не остаётся безучастным к проблемам экономики, политики. Серьёзными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке – в «Цветущая девушка» Г. Арлена (1946 г.), Вторая Мировая Война – «Южный тихий Океан» Р. Роджерса (1948г.).

Таким образом,  мюзикл приобретает не только содержательность и глубину, но и пользуется более серьёзными выразительми средствами. Усложняется драматургия, совершенствуются хореографические формы, музыка получает сквозное развитие, порой приобретая черты симфонизма.

Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. Но всё же, «официальной датой рождения мюзикла принять считать март 1943 года, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля «Оклахома» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна». После этого взрывного спектакля, который взял два Оскара и много лет не сходил с Бродвейской сцены, началась новая эпоха сначала американского, а потом и мирового музыкального театра.

В Европе так же полюбили мюзикл, но он у них поучался более консервативным, из-за чего больше напоминал камерные концерты. В России новый жанр был принят с радостью. Первые его признаки можно было увидеть в кинокартинах «Цирк», «Волга-Волга», «Весёлые ребята» с участием Л. Утёсова и джазового ансамбля. Рок-музыка использовалась в постановке спектаклей «Свадьба Кречинского», «Тиль», известный всем «Юнона и Авось» [2; 2-4]. В конце 60-х годов ХХ века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра [1; 2].

Начиная с середины 1960-х, предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене, с 1999 Россия начала выпускать мюзиклы по западным принципам. В развитии русского мюзикла достойно себя проявили такие композиторы, режиссёры и постановщики, как А. Рыбников, Г.Гладков, Э. Артемьев, А. Кончаловский. Один за другим ставились в России мюзиклы: «Метро», «Нотр-Дам», «Чикаго», «Иствикские ведьмы»…

При изучении мюзикла на уроках музыки в школе необходимым является знакомство школьников с разновидностями жанра мюзикла. Вот некоторые из них:

1.                 Мюзикл опера;

2.                 Мюзикл-оперетта ;

3.                 Мюзикл-драма;

4.                 Мюзикл – обозрение.

Также у этого жанра есть несколько характерных особенностей , отличающих его от других музыкальных жанров:

1.                 Широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);

2.                 Ведущая роль музыки эстрадного плана;

3.                 Равноправие музыки, танца и разговорного жанра;

4.                 В основе либретто – популярные литературные произведения;

5.       Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьёзности проблематики.

По программе 7 класса на уроке музыки мне необходимо было познакомить школьников с мюзиклом «Преступление и наказание», относящегося к направлению рок-оперы и поставленного по мотивам одноимённого романа великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Постановщиками данного мюзикла стали А. Кончаловский и Э. Артемьев. Сюжет самого известного романа Ф.М. Достоевского предстал перед зрителем в новом свете: действие рок-оперы приходится на 90-е годы ХХ века. Мюзикл заставляет человека размышлять человека на философские темы. Помимо содержания необходимо дать представление школьникам об особенностях жанра мюзикла. Звук очень экспрессивен: мелодия переходит в декламацию, крик, визг, отличается взвинченной вокальной энергетикой. Используются специфические вокальные приёмы: «расщепление», «субтон», «драйв» и его подвиды -

«гроулинг» и «фрулатто», характеризующиеся хрипотцой в голосе. Вместо традиционного симфонического оркестра в мюзикле характерно использование рок-иструментария: электрогитары, электроклавишные инструменты, усилительная аппаратура.

Подводя итог, я хотела бы ещё раз отметить, что мюзикл - это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореогра­фического и оперного искусств, пришедший к нам из Америки. Этот жанр стал настолько популярен, что ни в одной стране мира не пренебрегают постановкой таких театральных представлений. И ,конечно же, мы не можем обойти мюзикл стороной и не рассказать школьникам о  его особенностях, ведь мюзикл не только средство развлечения, но и способ заставить человека задуматься о вечных проблемах.

 

 

 

 

 


 

Изучение особенностей жанра мюзикла в школьной программе «Музыка»

Изучение особенностей жанра мюзикла в школьной программе «Музыка»

Преступление и наказание». В программе

Преступление и наказание». В программе

Синтетичность мюзикла закллючается в том, что музыка, вокал и танец являются равноправными средствами для передачи замысла авторов музыки и либретто

Синтетичность мюзикла закллючается в том, что музыка, вокал и танец являются равноправными средствами для передачи замысла авторов музыки и либретто

Таким образом, мюзикл приобретает не только содержательность и глубину, но и пользуется более серьёзными выразительми средствами

Таким образом, мюзикл приобретает не только содержательность и глубину, но и пользуется более серьёзными выразительми средствами

России мюзиклы: «Метро», «Нотр-Дам», «Чикаго», «Иствикские ведьмы»…

России мюзиклы: «Метро», «Нотр-Дам», «Чикаго», «Иствикские ведьмы»…

Звук очень экспрессивен: мелодия переходит в декламацию, крик, визг, отличается взвинченной вокальной энергетикой

Звук очень экспрессивен: мелодия переходит в декламацию, крик, визг, отличается взвинченной вокальной энергетикой
Скачать файл