"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"
Оценка 4.8

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
история +2
5 кл—10 кл
03.02.2018
"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"
Данный материал- методическая разработка учителя, использовать в качестве вспомогательной методической основы для планирования уроков и проведения их в жизнь. Эта методическая разработка ощутимо поможет вам понять сущность наглядности и необходимость ее использования на уроках истории и в целом работы в школе.
о наглядности.docx
Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5­6 классах и права в 10 классах. Познавательные процессы: восприятие, внимание, выражение, память, мышление –  являются составной частью любой человеческой деятельности. Они тесно взаимосвязаны  между собой и в чистом виде не существуют. Говоря об общих способностях личности,  имеют в виду и уровень развития и характерные особенности его познавательных  процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем более способен и большими  возможностями обладает человек. Познавательные процессы развиваются в деятельности и сами представляют собой особые  виды деятельности. Так в результате практического манипулирования с предметами  ребенок обучается воспринимать и оценивать формы; в результате осуществления  соответствующих действий и операций (структурирование, осмысление, ассоциирование  материала и т.п.) запоминает материал. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, психические процессы  можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность.  Интериоризированными психическими процессами являются познавательные процессы:  восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Принцип наглядности Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще  Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно,  предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения,  слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие­либо предметы сразу можно воспринять несколькими  чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в  понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств. На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания  человеком окружающего мира:   непосредственно­чувственное (см. “Золотое правило дидактики”, когда объект  познается с помощью органов ощущений; опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы. Опосредованное познание осуществляется:   с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и  позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов; с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых  событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;  через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного  восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или  явлений;  моделирование. При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный  образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также,  нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с  предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете  (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.  Сущность наглядности Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления,  которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и  воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность  образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от  ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта. Функции наглядности:   помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи,  взаимодействия для подтверждения теоретических положений; помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними  психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего  возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе­аналитической  мыслительной деятельности детей и педагога;  формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;  дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно  судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути  явления. Виды учебной наглядности  Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические  тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)  Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики,  географические карты, планы, диаграммы и т.д.)  Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие  интерпретированные модели  Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы  и др.) Модели и моделирование 1. Модель подобна оригиналу и имеет целевое назначение:  модель­замещение, когда заменяет реальный объект, т.к. действие с моделью  удобней;  модель­представление, для создания представлений об реально существующем или воображаемом объекте;  модель­интерпретация, для истолкования оригинала;  модель­исследование для изучения оригинала с помощью модели. Одна модель может обладать необходимыми свойствами и для нескольких целей  одновременно быть пригодной. Моделирование – это процесс или деятельность субъекта по построению моделей для  указанных целей. 2. Виды моделей: а) материальные:   статические (неподвижные) динамические (действующие, подвижные) б) идеальные:   образные (иконические: рисунки, схемы, географические карты, планы и т.д.) знаковые (математические уравнения, химические формулы и т.д.)  мысленные (научное представление о каком­то явлении в форме его описания на  естественном языке) 3. Цели использования моделирования: а) Изучение научных моделей, вводимых в процесс изучения научных понятий. б) Построение и последующее изучение учебных моделей понятий, для которых в  соответствующих науках в) Построение модели ориентировочной основы умственных действий, которыми  должны овладеть обучаемые. г) Построение моделей для обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов, для  планирования работы по изучению соответствующего понятия. д) Построение модели пройденного учебного материала для лучшего его  осмысления и запоминания. Эти модели могут использоваться как опора для  изложения соответствующего учебного материала (опорный конспект). Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого  материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах,  привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Опорный конспект позволяет ученику:    глубже разобраться в изучаемом материале и легче его запомнить; грамотно и точно воспроизводить изученное; приводить в систему полученные знания; Учителю:     наглядно представить весь изучаемый материал учащимся; сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах в материале; перевести усвоенные знания в долговременную память; экономить время при опросе. Требования к конспекту:      обобщенная схема должна отражать подлинную научную картину изучаемого  понятия (явления); оформить конспект необходимо после объяснения материала (изучения темы),  лучше составлять индивидуально каждому; используемые в конспекте сигналы­ассоциации должны быть свойственны автору  конспекта; отдельные законченные блоки, основные понятия следует выделять своим цветом; не допускать многоцветья и ярких красок, отвлекающих учащихся от основного  материала;  материал необходимо излагать лаконично, кратко, просто, но при этом соблюдать  доступность понимания и воспроизведения;  запись должна сразу охватываться глазами. Правила применения наглядности 1. Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств. 2. Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий. 3. Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте  внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество,  интерес к учению. 4. Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности  изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных. 5. Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в  отношение причины и следствия. 6. Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний. 7. Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место  символической. Литература 1. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. 2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990, стр. 186­202. 3. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998, стр. 200­207. 4. Педагогический поиск /Сост И.Н.Баженова. – М.: педагогика, 1987, стр. 157­159. 5. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого­дидактический  справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России,  1999, стр. 92­98. 6. Подласый И.П. педагогика в 2 кн. – М., 1999, стр. 148­151. 7. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Шадрикова. –  М., 1990. 8. Селевко Г.К. Текстовый аспектный анализ урока – М., 1996, стр. 8­9. 9. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн.1 Общие основы  психологии. – М., 1995, стр.133­135. 10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.:  Просвещение, 1991, стр.45­101. 11. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение,  1985, стр. 110­141. 12. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.:  Просвещение, 1989.

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"

"Изучение влияния наглядности как фактора повышения учебной мотивации на уроках истории в 5-6 классах, права в 10 классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2018