«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»
Оценка 5

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
5 кл—10 кл
14.05.2018
«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»
Использование учителем акметехнологий в процессе обучения и воспитания способствует развитию личности ребенка, его одаренности, формирует у учащихся целостное мировоззрение, творческое динамическое мышление, способствует повышению продуктивности образовательного процесса. Данный опыт работы актуален в современных условиях работы с одаренными детьми, а также с детьми, имеющих низкую учебную мотивацию.методические рекомендации
акмеологические принципы учебно-воспитательного процесса».docx
«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса» Президентская инициатива «Наша новая школа». реализуется по пяти направлениям, главные из них : - возможность каждого ученика раскрыть свои способности сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире, - развитие индивидуальности и одаренности человека, - разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника. В этом плане особое значение приобретает и создает перспективы для исследования акмеология. дальнейшего Современные педагоги неоднозначно относятся к акмеологии, одни считают лженаукой, другие расценивают как новое направление в педагогике, третьи видят в ней лишь элемент с современным звучанием. ее Борис Герасимович Ананьев, основоположник акмеологии, в монографии «Человек как предмет познания» исследует весь комплекс условий существования человека и считает акмеологию наукой, занимающейся изучением высших достижений человека и цивилизации. Акмеология - это философия успешной жизни! Успех – это достижение поставленной цели. Но уровень успеха определяется не уровнем достижений, а уровнем своей удовлетворенности, зависящий от разных факторов, таких как 1. Реальные достижения. Это то, чего достиг человек. 2. Окружающие. Они оценивают успех человека, судят о нем. 3. Сам человек. Сам человек оценивает уровень достижения успеха. Эти оценки могут расходиться. Окружающие могут считать человека успешным, а он сам себя неуспешным. И наоборот. Мы задались вопросом: успех – это объективное достижение или субъективная оценка? И то и другое, ведь успешно обучая детей в школе, можно программировать жизненный успех человека. При этом должен постоянно стоять вопрос, к чему должен или может стремиться человек и как этого достичь? Б. Трейси в книге «Программирование жизненного успеха» выделяет шесть условий достижения жизненного успеха: 1. Внутренний покой. 2. Высокий уровень здоровья и энергии. 3. Умение вступать в зрелые отношения с другими людьми и поддерживать их. 4. Финансовая свобода. (Денег достаточно и это не предмет для беспокойства.) 5. Стоящие цели и идеи. 6. Чувство уверенности в своих силах по достижению поставленных целей. В современном обществе существует высокий стандарт успеха. Однако есть много несчастных людей, не добившихся успеха в карьере, в семейной жизни. Почему так происходит? Нас самих советская школа не учила быть успешными, и сейчас дети не получают ни в школе, ни в семье знаний в виде конкретных инструкций, руководств по достижению успеха в жизни. И оказалось, что у них не сформированы умения и навыки в этой области, т.е. дети не обучены технологии достижения успеха. В каких же областях деятельности дети должны получить руководство? 1. Общеучебные умения. Как эффективно (успешно) учиться в школе? Как научиться учиться жить? 2. Социальные умения. Как эффективно (успешно) общаться со сверстниками? Как эффективно (успешно) общаться с педагогами? Как эффективно (успешно) общаться с родителями? 3. Познание себя. Кто я? Мои психические и физические особенности. 4. Как управлять собой? 5. Умение сделать карьеру и т.д. Педагоги для обучения детей достижению успеха в жизни должны работать по следующим направлениям: 1. Развитие интеллекта. 2. Обучение общеучебным умениям: ставить цели, выбирать методы и формы для достижения целей, умения достигать поставленной цели, умение анализировать правильность постановки целей и выбора методов, успешность достижения целей. 3. Воспитание позитивно-успешной личности: формирование мотивации (желания) быть успешным, развитие воли, воспитание уверенности в достижении целей (позитивная Я- воспитание саморазвивающейся личности. концепция), 4. Социальная компетентность, в том числе умение ориентироваться в самостоятельность, информационном пространстве. Особый интерес вызывает опыт зарубежной педагогики, достигшей высокого развития акметехнологий. Так Б. Трейси выделяет законы человеческой психики: 1. Закон веры. Он означает, что то, во что мы верим, становится реальностью для нас. Основой веры является убеждение. У людей много ограничивающих убеждений, делающих их неуспешными. Особенно много убеждений вынесено из раннего детства, их школы. Вера в свою неуспешность в определенной области концентрирует внимание человека на недостатках, и он не замечает успех. ожидаем, становится 2. Второй закон – закон экспектаций. То, что мы с уверенностью нашим самореализующим пророчеством, то есть мы постоянно действуем как создатели собственной судьбы. Люди, которые ведут неудачную жизнь, постоянно говорят о несчастливом будущем. На этих законах должна строиться педагогическая технология успеха В настоящее время в педагогической науке разрабатываются положения успеха, то есть, как успешно обучать детей, приводя их к успеху. В этом направлении педагоги нашего лицея создают, апробируют и изучают акмеологические технологии, методики успешного обучения. И, что интересно, все технологии, которые мы применяем, которые дают положительный результат в обучении и воспитании, могут называться акмеологическими. При этом формирование саморазвивающейся социально- успешной личности может и должно осуществляться только успешной личностью. Для этого необходимо, чтобы учитель стал профессионально зрелым и из наставника, лектора, глашатая знаний превратился в экспериментатора, исследователя детского коллектива, уверенного в успехе своей деятельности и успехе своих воспитанников. Говорят, неважно, с чем идет учитель на урок, важно какой он идет на урок! Мы не всегда готовы создать ситуацию успеха для ученика. Например, проверяя письменные работы учеников, мы красной пастой отмечаем ошибки, и считаем их, а не количество правильных ответов, и не подчеркиваем эти правильные ответы. А зря, ведь так мы можем заострить внимание ребенка на верном ответе, и он его лучше запомнит. Часто мы ребенку ставим штамп: «Ты никогда не сдашь экзамен на «5», или «3» - твоя предельная оценка!». А ведь важнее познать причины успеха и следовать в том направлении, которое приносит успех. Критикуя действия ученика, учитель подрывает веру ребенка в себя. Попробуйте однажды отъявленному троечнику поставить «5», даже если его ответ был, на ваш взгляд, недостаточно полным, он захочет повторить этот успех. В учебном процессе детям требуется оценка результатов их действий, осознание достижения успеха, чувство удовлетворения достигнутым. Поэтому необходимо поздравление себя и празднование успеха. Этот пункт особенно важен с точки зрения Т. Пауэлл и Дж. Пауэлл. В своей книге «Психотренинг по методу Хосе Силвы» авторы описывают искусство постановки целей и маршрутов успеха. Наиболее важный момент, по мнению авторов, - это привыкнуть ставить цели, работать по их достижению, а затем праздновать успех. Предпосылкой успеха является бурное желание добиться успеха. Акмеологические технологии в учебно- II. воспитательном процессе. Акмеологические технологии обучения - это технологии обеспечения успеха каждого ученика путем развития его творчества, рефлексии, общения и работоспособности, которые сочетаются с саморазвитием школьников как субъектов образовательного процесса. Существенными технологий являются: признаками акмеологических 1. достижения успеха и высоких результатов (индивидуальных) в обучении, развитии и воспитании каждого ученика на основе его устойчивой мотивации; 2. организация поэтапного процесса саморазвития ученика как субъекта познавательной деятельности 3. наращивание успешности в обучении и саморазвитии каждого ученика с опорой на опережающее обучение 4. комплексные технологии обучения, которые интегрируют методы и приемы из различных технологий обучения и направляют на достижение успеха в целостном развитии растущего человека как ученика, личности и индивидуальности; 5. проектирование учителем программ обучения: общей и индивидуальной стратегии обучения разных детей класса. Акмеологические технологии могут быть реализованы при соблюдении в процессе обучения определенных психолого-педагогических условий: - создание акмеологической среды в ученическом коллективе, когда престижно хорошо учиться, когда способность к оригинальным решениям имеет общественную значимость и повышает социальный статус ученика в классе; - обеспечение высокой мотивации достижений и успеха, - гуманистический стиль общения и доверия к познавательным силам ученика; - создание карты учебных проблем ученика, их осмысление учеником и учителем, организация психолого- педагогической поддержки ученика. В акмеологических технологиях обучения в процессе саморазвития на первый план выходят мотивы, связанные с самоутверждением ученика как здоровой личности и творческой индивидуальности, способной к сотрудничеству и успеху. Данные мотивы и ценности лежат в основе акмеологической позиции ученика, его движения по лестнице успеха, от одной вершины (акме) к другой по индивидуальному маршруту. Важно, чтобы ученик не останавливался на достигнутом, чтобы у него не угасло стремление к новым достижениям. В этом состоит задача акмеологических технологий обучения. В лицее уже третий год работает ВТГ «Акмеологическая служба», в состав которой вошли классные руководители 6-9 классов. А сплотила нас одна проблема: снижение качества знаний у учеников, увеличение процента детей, имеющих в четверти или в году по одной «3» ( так называемая группа «резерва»), низкая учебная мотивация подростков данного возраста. На заседании Научного методсовета было решено создать ВТГ, призванную сформировать у школьника акмеологическую позицию, оказать акмеологическую поддержку лицеиста с целью повышения его успешности. «Акмеологическая служба» осуществляет деятельность в следующих направлениях: 1. «Индивидуальный образовательный маршрут» 2. «Скорая педагогическая помощь» Учителя, члены ВТГ, определяя свою акмеологическую позицию, направляют деятельность на формирование потребностей учащихся в саморазвитии, привитие навыков целеполагания, используют активные методы обучения, предоставляя возможности для проявления ярких способностей учащихся и оказывая скрытую помощь по ликвидации учебных затруднений. Родители играют активную роль в создании единой образовательной среды лицея, создают позитивный настрой, поддерживают в детях веру в свои силы. Члены ВТГ «Акмеологическая служба апробируют методику «Мои учебные достижения», которая позволяет формировать мотивацию достижения успеха и навыков целеполагания у учащихся, организовать систематическое взаимодействие всех участников образовательного процесса. (Суть методики) Что дает данная методика? 1. Ученик учится прогнозировать свой успех 2. Повышается уровень его учебной мотивации 3. Ребенок обретает навык самоанализа (выдержки из анализа) Система дополнительных занятий по предметам, индивидуальное консультирование – принципы деятельности «Скорой педагогической помощи». Учителя- предметники сформировали группы из учащихся с низкой учебной мотивацией и с учебными затруднениями и реализовали дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Был построен график занятий не только для учеников, испытывающих трудности по определенным предметам, но и консультации педагогов для родителей по вопросу как помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Положительный результат дали Дни открытых дверей в 6 Б класс, позволившие родителям активно включиться в образовательный процесс посредством совместной деятельности. В этом году мы усовершенствовали карту. Добавили пункты «Участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях» и «Рейтинг активности». В лицее много лет существуют научные общества учащихся, где могут реализоваться и «попробовать успех на вкус» дети, увлеченные предметом. НОУ построено на принципах: 1. Принцип успеха 2. Постижение истины через исследовательскую деятельность 3. Принцип участия Цели НОУ: самостоятельную 1. Создание условий для интеллектуального развития и самовыражения одаренных детей. Задачи: 1. Привитие устойчивого интереса к предмету 2. Развитие исследовательских навыков у учащихся 3. Формирование у школьников культуры личностного достижения успеха 4. Формирование самостоятельности. трудолюбия, творчества. личностных качеств: Делая свои открытия в исторических исследованиях, ученики испытывают удовлетворение, ощущают успех от достигнутого. Речь не идет о поголовном всеобщем и обязательном формировании учащегося-исследователя, а только тех, кто на это способен по интеллекту и по волевым качествам. Педагогу важно признать значимость этих побед, создать ситуацию, когда ребенок захочет поставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению. Так пятиклассники начинают свой путь в историю с составления родословной своей семьи. Этот проект по созданию генеалогического древа помогает ученику понять, что история его семьи – часть истории человечества. Многие ребята подготовили проекты, где представлены родственники 3-4 поколений, но родословная семьи Степановых – настоящее исследование предков в восьми поколениях. Не каждый ученик способен к такой кропотливой, глубокой по содержанию работе, способности этого ребенка к осмыслению прошлого более развиты, чем у сверстников. (приложение 5). Ученики 7 класса Бельский Влад и Кыштымов Роман задались вопросом, почему Иван Грозный убил своего сына. Они внимательно изучали репродукцию картины художника Репина «Иван Грозный и сын его Иван», исследовали труды историков, описывающих личность царя Ивана IV, и подготовили реферат, защиту которого сопровождали презентацией. На уроках в 10 классе эти семиклассники успешно выступили в роли лекторов. Открытие новых версий с интересом слушали старшеклассники. Некрасов Илья, ученик 8 класса, на заседании «Круглого стола» выступил с докладом, по вопросу начала II мировой войны, где условно оппонировал Виктору Суворову, автору книги «Ледокол». Его опровержения строились на основе изучения различных источников. Свою работу он назвал «Антисуворов». Выступление школьника было убедительным, критика обоснованной историческими фактами, полученными из документов и первоисточников, найденных в Интернете, прочитанных документальных книг. На заседании присутствовали учителя истории лицея, старшеклассники, студент исторического факультета педагогического института. Все присутствующие были поражены глубиной и основательностью рассуждений ученика. В 6 классе при изучении истории России с древнейших времен у ребят возникает масса вопросов, на которые наука не имеет однозначного ответа. Например, действительно ли государственность на Русь принесли варяги? Кто напал на Русь в XIII веке монголы, татары, татаро - монголы или монголо-татары? Был ли это хорошо подготовленный или рядовой набег кочевников? и др. Ученица 7 класса Геращенко Виолетта второй год в рамках НОУ работает над проектом «Спорные вопросы истории монголо-татарского нашествия на Русь», и делает первые шаги по анализу, сравнению противоположных мнений историков, описывающих данный период истории. Качество анализа исторических фактов семиклассницы не всегда способны достичь ученики 11 класса. С данным проектом ученица приняла участие в V Всероссийской дистанционной ученической конференции в 2009 году. Уровень аналитических способностей школьницы, основан на высокой мотивации к предмету, способности к саморазвитию. Она не только представила достойно свою работу, но и познакомилась с участниками из других городов страны, имела возможность общаться с ними, обсуждать темы, касающиеся истории и других наук. Особый интерес представляла работа ученицы лицея Зиминой Ольги «Легендарные цивилизации» так же представленная на конференции. Восьмиклассница достойно отвечала на каверзные вопросы, которые задавали старшеклассники, педагоги школ и ВУЗов страны, уверенно оппонировала собеседникам, потому что этот навык отработан на уроках истории (приложение 7). Во Всероссийском конкурсе «Первые шаги -2010» ученик 7 класса Вяткин Никита награжден дипломом Лауреата I степени за работу «Косицын Александр Михайлович – безвинная жертва политических репрессий». Над исследованием ученик работал в течение года также в рамках школьного Научного общества(приложение 8). Ученики, преуспевающие в изучении предмета история, активно участвуют в исторических олимпиадах различного уровня, в том числе дистанционных, и имеют определенный успех. Так, ученица 8 класса Аксютина Маша, в 2009 году заняла I место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по истории (приложение 9). III. Заключение. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в соответствии с требованиями к системе образования, предъявляемые современным обществом, на мой взгляд, именно акметехнологии позволяют достичь нового качества обучения, предоставляют новые возможности обучения и воспитания, способствуют развитию успешной личности ученика. Многие педагогические технологии содержат элементы акмеологического подхода в обучении. Педагогике известно более ста педагогических технологий, охватывающих все современные тенденции и направления развития образования, и все они могут быть названы акмеологическими, так как их эффективность измеряется успешностью ученика в учебе, в социуме, в самооценке. Использование учителем акметехнологий в процессе обучения и воспитания способствует развитию личности ребенка, его одаренности, формирует у учащихся целостное мировоззрение, творческое динамическое мышление, способствует повышению продуктивности образовательного процесса. Школа – живой, развивающийся организм: каждый прожитый день и час дарит нам и ученикам радость общения, радость бытия. Каждое утро сюда стекаются дети и взрослые. Успешные родители выбирают для своих детей школу успеха, достижения наших учеников делают успешными нас, педагогов.

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»

«Формирование личности ученика на основе акмеологических принципов учебно-воспитательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018