Изучение вышивки как части духовного и материального наследия
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.03.2019
Сегодня молодое поколение отвергает ценностные идеалы и традиции прошлого как «устаревшие», противопоставляя им свою картину мира, в которой нет места нравственным идеалам и духовным ценностям.
Ввести молодое поколения в мир духовно-нравственных ценностей, помочь ей в выборе ценностных ориентаций, собственной позиции – такая задача требует такого подхода, который ориентирован на развитие личности подростка через целостное восприятие, осмысление и эмоционально-творческое освоение русского национального искусства, в особенности народной вышивки, как его наиболее яркого и характерного выражения.
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия (2).docx
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия.
«Возлюби труд и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога.
Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих
Понуждай себя в рукоделии и будет обитать в тебе страх Божий»
Вышивание – один из древнейших видов народного художественного
творчества. Его возникновение связано с появлением первого стежка,
сделанного первобытными людьми. Первоначально предназначавшееся только
для пошива одежды действие, постепенно приобрело дополнительное
применение — декоративное. Вышивка всегда тесным образом была связана с
природой, бытом и трудом человека. В ней нашли отражение не только
представления об окружающем мире, художественные пристрастия, но и
национальное своеобразие. Историческое наследие, дошедшее до наших дней,
позволяет лучше понять особенности каждого народа. Крест всегда
рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой
силы, дурного глаза и прочих напастей. Вышивки "обереги" размещали на
одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и
принесут в дом счастье. Из простых знаковсимволов составлялись более
сложные узоры.
После прихода на Русь христианства вышитые изделия приобрели новое
значение. Украшать вышитыми полотенцами стали окна, иконы и зеркала. На
всех значимых праздниках — таких, как рождение ребенка, крестины,
венчание, — в качестве необходимого атрибута выступали работы
рукодельниц..
Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова
Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им
Сергия Радонежского и Никона, сохранилось до наших дней.
Нравственные идеалы и ценности, обычаи и традиции, накопленные веками,
как нить связывает поколения. Повреждение этой нити или обрыв ведет к
потере своей национальнокультурной идентичности.
Мы видим сегодня подростков, небрежно относящихся к духовным и
культурным ценностям. Они ориентированы на атрибуты массовой культуры,
что часто приводит к проявлению безнравственности и аморальности.
Изучение русской народной вышивки как части национального культурного
и духовного достояния воспитывает у подростков уважение к наследию своих
предков.
Учащиеся в процессе коллективной работы на занятиях изучают образы
художественной этнографической вышивки, учатся применять их в своих
творческих работах. При этом возникший интерес становится для подростков
основой формирования осознанных духовнонравственных качеств личности.
Художественная деятельность позволяет ориентироваться в мире искусств,
помогая рассматривать произведений искусства как носитель художественной
ценности. На урокахэкскурсиях, мастерклассах учащиеся знакомятся со
старинными предметами, украшенными вышивкой, общаются с современными
мастерами декоративноприкладного творчества, знакомятся с православным
наследием родного края. Через практическое и теоретическое знакомство с
вышивкой развивается творческий потенциал и духовнонравственные
качества.
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова «творчество» –
это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей, а
«творец» – тот, кто творчески создает чтолибо или в христианстве – Бог как
создатель мира. Приобщение к народной культуре,
прикладному творчеству в
подростковом возрасте особенно эффективно, поскольку именно в этом
возрасте формируется самосознание человека, развивается способность к
культурной самоидентификации. Подросток творит и становится носителем и
продолжателем традиций и ценностей, что и является одной из главных задач
духовнонравственного воспитания.
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.