ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
09.01.2017
С целью воспитания обучающихся на духовных традициях родного края содержание отдельных тем предмета «Православная культура» расширено и добавлен материал православного краеведения. Перед православной краеведческой работой стоит комплекс задач. Но я для себя выбрала одну, на мой взгляд самую важную - формирование у школьников осознанного понимания основ православной веры, нравственной и духовной оценки поведения людей на основе канонов православной веры.
В ходе изучения православного краеведения у меня есть возможность сформировать у детей умение работать с книгой и справочной литературой, обобщать собранный из различных источников материал, выступать с сообщениями и докладами перед аудиторией. Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православного краеведения в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.
В этом году я решила обратить особое внимание на изучение жития священномученика Онуфрия (Гагалюка).С целью воспитания обучающихся на духовных традициях родного края содержание отдельных тем предмета «Православная культура» расширено и добавлен материал православного краеведения. Перед православной краеведческой работой стоит комплекс задач. Но я для себя выбрала одну, на мой взгляд самую важную - формирование у школьников осознанного понимания основ православной веры, нравственной и духовной оценки поведения людей на основе канонов православной веры.
В ходе изучения православного краеведения у меня есть возможность сформировать у детей умение работать с книгой и справочной литературой, обобщать собранный из различных источников материал, выступать с сообщениями и докладами перед аудиторией. Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православного краеведения в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.
В этом году я решила обратить особое внимание на изучение жития священномученика Онуфрия (Гагалюка).
ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ ГАГАЛЮКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx
ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) В
УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Акинина Галина Станиславовна,
учитель истории МБОУ «ООШ №2»
Старооскольский городской округ
С целью воспитания обучающихся на духовных традициях родного края
содержание отдельных тем предмета «Православная культура» расширено и
добавлен материал православного краеведения. Перед православной
краеведческой работой стоит комплекс задач. Но я для себя выбрала одну, на
мой взгляд самую важную формирование у школьников осознанного
понимания основ православной веры, нравственной и духовной оценки
поведения людей на основе канонов православной веры.
В ходе изучения православного краеведения у меня есть возможность
сформировать у детей умение работать с книгой и справочной литературой,
обобщать собранный из различных источников материал, выступать с
сообщениями и докладами перед аудиторией. Культурологический характер
отбора материала позволяет рассматривать основы православного
краеведения в социокультурном контексте истории России, учитывая
возможности восприятия современного школьника.
В этом году я решила обратить особое внимание на изучение жития
священномученика Онуфрия (Гагалюка).
Изучая житие священномученика Онуфрия (Гагалюка), опираюсь на
Священное Писание, которое говорит нам: «Дивен Бог во святых Своих». И
поистине, подвиги, которые предстают пред нашими взорами при чтении
жизнеописания, превосходят земное понимание. Кто может рассказать о всех
трудах, которые понёс он? Как правило, те немногие факты, которые мы
можем почерпнуть из житейной литературы, дают представление более о
внешнем делании, нежели о внутреннем. «Узок и прискорбен путь святого, но
велики духовные дарования, которые Господь изливает на очистившееся
сердце. Он уже в этой жизни являет нам Царство Небесное, исполненное
благодати. Уже в этой жизни он ходатайствует за ближних и подаёт помощь
всем, с верой к нему прибегающим. А освободившись от телесных уз, он денно
и нощно молится о нашем спасении и покрывает нас своим предстательством.
Чудодейственную силу имеют его вещи, а также особая благодать в местах,
где он жил.»1 1.Протоиерей Олег Кобец. История Белгородской епархии. [текст]/ О. Кобец
– Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006.400 с.; ил.
На своих уроках и внеклассных мероприятиях учитываю рекомендации
возрастной педагогики и психологии восприятия, поэтапно дифференцирую
цели духовного воспитания и выбираю способы и возможности их
достижения. Выделяю три возрастные группы. Первая группа 45 классы.
Дети в этот период живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев
сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность стремление к
подражанию, к максимально полному проживанию событий. В этих классах
провожу уроки – путешествия в прошлое. На уроке «Детские годы
священномученика Онуфрия (Гагалюка) изучаем с детьми особенности того
трудного времени, в которое протекало детство Антона. Както зимним
вечером отец будущего архиепископа застал в лесу крестьян, вырубавших
деревья. Они набросились на него и сильно избили, затем подожгли дом.
Семье удалось спастись. Дом сгорел дотла со всем нехитрым имуществом.
Крестьяне, сбежавшиеся на пожар, отвезли на подводе раненого лесничего в
больницу, но он, к скорби родных, вскоре умер. В этот момент произошло
одно чудесное событие, глубокий смысл которого открылся много лет спустя.
«Глядя на своих бездомных детишек, матушка не смогла сдержать слёз. Дети
окружили её и принялись, кто как мог, утешать. А пятилетний Антоша
взобрался на колени к родительнице, крепко обнял её и сказал: «Мама, ты не
плачь. Когда я стану епископом, я возьму тебя к себе!» «Откуда сын взял это
слово и кто ему сказал, что он станет епископом», – недоумевала
родительница. Но Антон повторил уверенно и серьёзно: «Мама, я буду
епископом. Я сам это знаю…»»1 На данном уроке примером для детей может
быть то, что рано в Антоне обрисовалось свойство великих душ: не
довольствоваться будничной, серенькой, поверхностной жизнью, а проникать
в глубь понимания вещей, событий и людей.
Вторая группа 67 классы. Это возраст усвоения понятий, решения задач.
У ребёнка появилась возможность не только проживать церковное событие,
но и понимать его более полно, то есть устанавливать множественные
причинноследственные связи. Развивается любопытствующее сознание.
Воспитательная цель на этот период: научить детей правильно вопрошать. Не
гасить их любознательность, не стращать гордостью и грехами человеческого
мудрования, а воспитывать православное сознание детей, внедрять культуру
научного мышления, как его понимает христианство. 1. Иерей Владимир Русин. Преимущество в страданиях. [текст]/ В. Русин –
Курская область, Горшеченский район, с. Кунье.: Издание
Свято
Покровского храма, 2008.87 с. ил.
Занятия в этих классах я стараюсь проводить в форме диалога. То есть
использую не репродуктивные формы обучения: услышал – запомнил –
повторил, а продуктивные – эвристические. В этот период дети могут
самостоятельно приобретать знания. Источниками таких знаний выступают
учебные пособия, православная литература, публикации в местной
периодической печати, музейные уроки. В 67 классах провожу уроки
исследования. На уроке «Духовное служение священномученика Онуфрия»
мы говорим о том, что Преосвященный Онуфрий снискал нелицемерную
любовь и почитание у служителей Церкви и у мирян. Побывав однажды на его
богослужении, не только глубоко верующие, но и отдалённые от Церкви
становились постоянными посетителями храма и истинными его
почитателями. Дети с уважением относятся к тому, что дом Преосвященного
Онуфрия во всякое время был открыт для всех, желающих видеть его.
Приходили и приезжали священники за разрешением своих пастырских
вопросов. Приходили старушки с незатейливыми приношениями – посильным
даром признательного сердца. Приходили детисироты, которых владыка
особенно привечал. Всех он принимал приветливо, со всеми беседовал.
Любовью и теплотой светились его глаза. Святитель ни к кому ни при каких
обстоятельствах не изменял своего доброго расположения.
Во внеклассной беседе «Святость как смысл жизни священномученика
Онуфрия» обращаю внимание учащихся на определение святого по его
подвигам. Создание образа святого в ходе обсуждения проблемы внутренней
и внешней святости. В ходе беседы говорим о скромности и милосердии
Преосвященного. Жил владыка очень скромно, аскетом, никогда не заботился
о хлебе насущном, будучи вполне доволен тем, что посылал Господь. Не было
у него ни удобств в квартире, ни излишка в одежде, а только самое
необходимое. Вместе с владыкой Онуфрием в Старый Оскол приехала его
матьстарушка, которая рассказывала, что единственной пищей Владыки
являлись просфорочка, картофель без соли и кусочек хлеба и что ночи он
проводил в молитве! Восхищают и удивляют детей факты из жития
священномученика Онуфрия. Однажды владыка возносил Чашу во время
пресуществления Святых Даров, вдруг раздался сильный детский крик.
Оказалось, что ребёнок на руках у матери, стоявшей против Алтаря, увидел через открытые Царские врата владыку как бы в огне и закричал, прижимаясь
к матери: «Мама, смотри, батюшка сейчас сгорит, он весь в огне». Ребёнок
долго не мог успокоиться, повторяя всё те же слова, несмотря на уговоры
матери, утешавшей его и говорившей, что никакого огня нет. Все в храме
слышали крик ребёнка, но огня никто кроме него не видел. Когда по
окончании Богослужения мать подошла к владыке под благословение и
рассказала ему случай, владыка, по своему смирению, сказал, что это ребёнку
показалось.
Третья возрастная группа 89 классы. В 1415 лет желание высказаться
становится очень сильным. Чувства переполняют сердце, надо комуто
излить, надо, чтобы тебя поняли. Подросток всё яснее слышит себя и
чувствует себя, становится себе более и более интересен. В нём оживает весь
его внутренний мир. Возникает стремление к самостоятельной работе.
Происходит изучение православной истории в ходе углубленного поиска,
когда они фактически выступают в роли исследователей. На данном этапе я
использую исследовательский метод. Для него характерны атмосфера
постоянного поиска, радости собственного открытия и творческой мысли.
Применяя исследовательский метод,
обучающиеся становятся не
потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.
Пусть они не сделают новых открытий, но они повторят путь, пройденный
православными учёными. Исследовательская работа при изучении наследия
святителя Онуфрия выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в
мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область
интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к
явлениям жизни. В 8 классе на уроке решения ключевых задач «Христианский
взгляд на чудо» рассматриваем основной вопрос «Прозорливость Владыки –
это чудо или промысел Божий?» На уроке выясняем, что многие замечали в
своём архипастыре дар прозорливости. Поражают школьников случаи из
жития Святителя. В церкви слободы Ямской служил престарелый священник
отец Иоанн. Ему, обеспокоенному гонениями на Церковь, закрытиями храмов
и арестами духовенства, Владыка сказал в утешение, что он будет служить в
этом храме до смерти. Батюшка поверил слову прозорливца, и прихожане
весьма радовались этому утешению. Однако вскоре отец Иоанн был арестован
и отправлен поездом в ссылку. Он совсем изнемог дорогой, его посчитали
безнадежным и выбросили из поезда. Проходящие крестьяне из соседних сёл
по облику узнали в нём священника и, обнаружив, что он ещё жив, стали ухаживать за ним, говоря, что Господь послал нам Своего Ангела. Отец Иоанн
поправился,
вернулся в слободу Ямскую и продолжал служить в церкви.
Изучая житие Владыки, дети усвоили, что наша жизнь, что один миг, что день.
Лишь в конце земного пути задумываемся мы об этом. Но чейто жизненный
миг блеснёт и погаснет, а чейто останется в веках.
В январе этого года у нас в школе состоялись 12 школьные, образовательные
Рождественские чтения,
посвященные духовному краеведению
Старооскольского края, на которых обучающиеся 9х классов выступили с
докладами: «Семья и детские годы святителя Онуфрия (Гагалюка)», «Житие
священномученика Онуфрия (Гагалюка) – пример духовной красоты»,
«Служение владыки Онуфрия (Гагалюка) в Старом Осколе». При подготовке
докладов дети изучали краеведческую литературу, посещали дом – музей
святителя Онуфрия.
В заключение хочу сказать, чтобы мы могли сознательно молиться угоднику
Христову, духовно – крепко с ним слиться. Для этого нужно знать его жизнь и
подвиги, его загробное дерзновение за нас. Чтобы черпать в молитве ему
источники сил и преданности Православию, для этого нужно изучать его
жизнь, вдохновляться его примером.
Святителю, отче наш Онуфрие, моли Бога о нас!
Литература:
1. Иерей Владимир Русин. Преимущество в страданиях. [текст]/ В. Русин –
Курская область, Горшеченский район, с. Кунье.: Издание
Свято
Покровского храма, 2008.87 с. ил.
2. Иерей Владимир Русин. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), епископ
Старооскольский. [текст]/ В. Русин Старый Оскол.: «Братство
Священномученика Онуфрия», 2006.55 с. ил.
3. Протоиерей Олег Кобец. История Белгородской епархии. [текст]/ О. Кобец
– Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006.400 с.; ил. ЗаявкаАкинина
ЗАЯВКА
1 Фамилия Имя Отчество автора
Акинина Галина Станиславовна
(полностью)
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тематика
направления
Название статьи
(материала)
Должность,
предметная область,
учёная степень,
учёное звание,
Город, населённый
пункт, район
Представляемая
организация
(школа, колледж, др.)
Телефон личный
Email (обязательно)
Дата отправления
материалов
Современный урок и
православные духовные
ценности
Изучение жития священномученика Онуфрия
(Гагалюка) в урочной и внеурочной
деятельности
учитель истории и
православной культуры
нет
Старооскольский городской
округ
МБОУ «Основная
общеобразовательная
№2»
89040928299
galka.akinina@yandex.ru
06.05.2014
ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗУЧЕНИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА) В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.