К 75-летию Победы в ВОВ посвящается. Обобщающий урок по географии "План и карта"
Оценка 4.6

К 75-летию Победы в ВОВ посвящается. Обобщающий урок по географии "План и карта"

Оценка 4.6
docx
06.05.2021
К 75-летию Победы в ВОВ посвящается. Обобщающий урок по географии "План и карта"
техн.карта урока План и карта .docx

Технологическая карта  урока по ФГОС

ФИО учителя:  Соколова Марина Анатольевна

Класс: 6в      

Дата: 21.11.2019                    

Предмет: география

Тип урока, его роль в изучаемой теме: урок обобщения и контроля знаний

Цели урока: Предметные: знать основные понятия и термины раздела «План и карта»; закрепить   навыки  работы с картой и географической информацией

Метапредметные: уметь использовать различные источники для поиска и извлечения из них нужной информации; развивать  умения планировать  цели  и задачи  урока; развивать   пространственное  мышление,  эрудицию, познавательные способности учащихся, расширять их кругозор; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, работать с текстовым и нетекстовым компонентом; решать проблемные задачи; учить  учащихся осознавать важность роли географических профессий  для понимания окружающего мира.

Личностные: формировать навыки самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Дидактические средства: физическая карта полушарий; презентация, карточки на группу учащихся, атласы, транспортиры, линейки

Характеристика этапов урока 

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию, отсутствующих на уроке

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция 

Проверка домашнего задания

Проводит блиц опрос по пройденной теме «План и карта» (приложение №  1). 

Числа на доске: 20000

510 млн.

111

11

8

24

90

6378

109

1945

9

75

Отвечают на вопросы педагога, объясняют значение цифр на доске.

(Ответы в Приложении 1)

Фронтальная

Умение определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить.

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Он пройдёт под девизом: «Знать географию – значит победить!» (девиз высвечивается на экране). Как вы понимаете это выражение? Что значит знать географию?

Что значит победить?

 Урок посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Итак мы с вами определили тему урока?

«План и карта» ( на интерактивной доске высвечена тема и вопросы для определения целей урока.

1)      Закрепить понятия:

2)      Совершенствовать умения работать Н

3)      Находить

4)      Уметь договариваться и работать ( в группах)

Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. 

Ответы учащихся (знать географию – уметь ориентироваться, находить стороны горизонта,

знать карту, термины; победить значит – испытать успех)

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей представлены в скобках

1)      По теме «План и карта»

2)      ( с атласом, текстом и топографическим планом)

3)      ( географические координаты, расстояние, азимут)

4)      ( в группах)

Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. 

Первичная проверка понимания изученного

Бесчисленное множество книг было написано о Великой Отечественной войне, о вкладе в дело Победы различных родов войск, отраслей хозяйств, ученых и специалистов. Но мало кто знает, насколько велика  была роль географов в годы войны на фронте и в тылу. Итак, у вас на столе есть лист №1. Внимательно читаем текст, читаем задание и письменно на листе отвечаем. (2 минуты на выполнение задания)

 (Приложение 2)

Что у вас получилось?

Слушают объяснения учителя, читают задания и отвечают на поставленный вопрос.

По ответам учащихся итог выводится на экран по методу «Рыбная кость»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0825/0007e3dc-4630b1f5/1/hello_html_72d201d2.jpg

См. Приложение №3

Итог выводится на экран.

Работа в группах по 4 человека.

Подведение под понятие, целеполагание

Во время битвы за Москву в 1941 году командование поставило задачу в течение  нескольких месяцев создать на территорию Центра Европейской части страны до реки Волги включительно топографическую карту масштаба 1:100000 . И это задание было выполнено в срок.

-Какие виды масштаба вам известны?

- Переведите данный масштаб в именованный. Запишите..+

Хорошие топографические карты были нужны всем: и командиру взвода и командующему фронтом, и пехотинцу, и танкисту, и лётчику… Особенно были они необходимы партизанам. Известный партизанский командир Герой Советского Союза генерал М.И.Наумов в своих воспоминаниях сказал: «Вот оно…оружие командира…Можете  не давать мне ни пулемётов, ни патронов, снабдите только хорошей картой, и я буду чувствовать себя вооруженным»

Немного отдохнем:

Физминутка:

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Ответы учащихся: - именованный, линейный, численный. 1:100000; именованный: в 1 сантиметре 1 километр или в 1 сантиметре 1000 метров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Сегодня мы попробуем понять как важно работать  в команде слаженно, четко, ответственно. Как многое может зависеть лично от вас. Распределите обязанности в своей группе.. Решите, кто из вас будет:

1)      расшифровывать условные знаки;

2)      определять азимут ,  расстояние и переводить масштаб из одного вида в другой.

3)      Определять географические координаты;

4)      Соотносить термины с определениями.

Выполняют типовые задания , которые встречаются в работах ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Задания  представлены в Приложении №4

 

Ответы заносят в Карту ответов и оценок

Работа в группах

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Контроль и самоконтроль, коррекция

Ответы занесите в Карту ответов и оценок. Оцените себя. Как вы считаете, на какую оценку вы выполнили свою работу? Критерии оценивания у вас имеются  в Карте ответов и оценок.

(Приложение № 5)

Оцените также  работу команды на уроке. Передайте результаты выполненной работы обратно в команду. Сделайте вывод над чем еще вам предстоит поработать, чтобы в полной мере усвоить материал урока.

Каждый оценивает свою работу на уроке, группа оценивает работу каждого участника на уроке.

Передают Карту ответов и оценок своей группы другой группе и выполняют перекрестный контроль, используя готовые ответы и сравнивая ответы соседней команды. (Приложение 6)  Оценивают ответы каждого ученика  в соответствии с критериями.

Индивидуальные ответы учащихся об  определение объема материала, который еще предстоит повторить и выучить. 

Индивидуальная

Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

Подведение итогов урока, рефлексия

Итак, кто вспомнит, какой девиз нашего урока?

- Кто считает, что девиз нашего урока является девизом выполненной работы вами в полной мере и считает себя сегодня победителем ? - поднимите руки..

- Кто  считает, что ваши допущенные ошибки на уроке, не повлияют на ход событий в битве за знания на нашем уроке? -  встаньте.

- Кто чувствует, что необходимо подучить, откорректировать свои знания в теме «План и карта», чтобы не подводить свою команду ( боевой отряд)? – останьтесь сидеть за партами.

Домашнее задание на следующий урок будет творческого характера. Выполните из 4-х предложенных вариантов один на выбор.

По теме «План и карта»:

1)      Выполнить кроссворд на 15 вопросов ( по терминам)

2)      10 ребусов;

3)      Подготовить презентацию по городам-героям;

4)      Ответьть на вопрос «Почему топографов называют «глазами» армии?

Всем, большое спасибо, за плодотворный урок.

«Знать географию – значит победить!»?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Подводят итог.

Записывают домашнее задание в дневник.

Фронтальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Блиц-опрос:

1.      Каким цветом на плане местности изображается болото? (голубым)

2.      Прибор, с помощью которого можно определить азимут? А высоту холма? (компас, нивелир)

3.      Самая длинная параллель? (Экватор)

4.      От какого моря в России идет отсчёт высот? (Балтийского)

5.      Уменьшенная модель Земли? (глобус)

6.      Параллель – окружность, а меридиан - …? (дуга)

7.      Форма Земли? (шарообразная, геоид)

8.      Как изменяется цвет с понижением? (темнеет)

9.      Полюс на глобусе, находится внизу ? (южный)

10.  Все неровности земной поверхности? (рельеф)

11.  Линии широты - …? (параллели)

12.  Географические координаты – это…?

13.  0о долготы имеет - ? (нулевой, гринвичский, начальный меридиан)

Числа на доске:

20000  (длина меридиана в км)

510 млн. (площадь земного шара)

111 ( 1о  меридиана  равен 111 км)

11 (во столько раз Земля меньше Юпитера)

8 (количество планет)

24 (24 часа – Земля совершает оборот вокруг своей оси)

90 ( 90 градусов – с.ш или ю.ш. – координаты широты полюсов Земли)

6378 (расстояние от центра Земли до экватора)

109  ( в 109 раз Солнце больше Земли)

1945 (год Победы в ВОВ)

9 (День Победы в ВОВ)

75 ( количество лет с момента Победы в ВОВ будет 9 мая 2020 году)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Текст для группы 1.

Бесчисленное множество книг было написано о Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных родов войск, отраслей хозяйств, ученых и специалистов.

Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Так, географы  готовили военно-географические описания;  метеорологи вели на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи  прогнозировали состояние водных рубежей; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны. А отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. 

Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.

Задание: Прочитайте текст и выпишите, какую роль в годы войны выполняли географы?

_______________________________________________________________________

 

Текст для группы 2.

Бесчисленное множество книг было написано о Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных родов войск, отраслей хозяйств, ученых и специалистов.

Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Так, географы  готовили военно-географические описания;  метеорологи вели на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи  прогнозировали состояние водных рубежей; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны. А отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. 

Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.

Задание: Прочитайте текст и выпишите, какую роль в годы войны выполняли метеорологи?

_______________________________________________________________________

 

 

 

Текст для группы 3.

Бесчисленное множество книг было написано о Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных родов войск, отраслей хозяйств, ученых и специалистов.

Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Так, географы  готовили военно-географические описания;  метеорологи вели на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи  прогнозировали состояние водных рубежей; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны. А отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. 

Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.

Задание: Прочитайте текст и выпишите, какую роль в годы войны выполняли гидрологи?

_______________________________________________________________________

 

Текст для группы 4.

Бесчисленное множество книг было написано о Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных родов войск, отраслей хозяйств, ученых и специалистов.

Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Так, географы  готовили военно-географические описания;  метеорологи вели на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи  прогнозировали состояние водных рубежей; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны. А отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. 

Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.

Задание: Прочитайте текст и выпишите, какую роль в годы войны выполняли геодезисты?

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

Текст для группы 5.

Бесчисленное множество книг было написано о Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных родов войск, отраслей хозяйств, ученых и специалистов.

Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Так, географы  готовили военно-географические описания;  метеорологи вели на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи  прогнозировали состояние водных рубежей; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны. А отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. 

Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.

Задание: Прочитайте текст и выпишите, какую роль в годы войны выполняли топографы?

_______________________________________________________________________

 

Текст для группы 6.

Бесчисленное множество книг было написано о Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных родов войск, отраслей хозяйств, ученых и специалистов.

Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Так, географы  готовили военно-географические описания;  метеорологи вели на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи  прогнозировали состояние водных рубежей; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны. А отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. 

Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.

Задание: Прочитайте текст и выпишите, какую роль в годы войны выполняли картографы?

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

Приложение №3

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0825/0007e3dc-4630b1f5/1/hello_html_72d201d2.jpg

Чем занимались?

 

Люди каких профессий?

 
Надпись: Роль географов в годы Великой Отечественной войны?

Вывод (ответ на вопрос)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

https://myslide.ru/documents_3/c26dfc6fc3f7c4c86e398fa01db81c1f/img11.jpg

Термины и понятия

1.    план

2.    карта

3.    глобус

4.    условные знаки

5.    масштаб

6.    горизонт

7.    ориентирование

8.    азимут

9.    рельеф

10.  относительная высота

11.  абсолютная высота

12.  горизонталь

13.  отметка высот

14.  шар

15.  эллипсоид

16.  геоид

17.  легенда карты

18.  генерализация

19.  параллель

20.  меридиан

21.  экватор

22.  широта

23.  долгота

 

Вопросы учителя:

1.    уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости с помощью условных знаков

2.    угол между направлением на север и на предмет

3.    величина в градусах дуги меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку

4.    список условных знаков, которые используются на карте

5.    неровности земной поверхности

6.    превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии

7.    число, показывающее во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту или план, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности

8.    условная линия, соединяющая Северный и Южный полюса и показывающая направление на север и на юг

9.    изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков

10.  условные линии, которые соединяют точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой

 

 

Приложение 4

 

Переведите масштаб из численного

в именованный и обратно:

ФИ ученика ___________________

Вопрос

Ответ

1:1000

В 1 см -

1:10 000

 

1: 1 000 000

 

В 1 см - 10 м

1:

В 1 см – 200 км

 

В 1 см – 6 км

 

 

 

Оценка:

 

 

 

Географические координаты:

1.     690 с.ш., 330 в.д.

2.     560 с.ш., 380 в.д.

3.     480 с.ш., 450 в.д.

4.     450 с.ш., 370 в.д.

5.     540 с.ш., 320 в.д.

6.     590 с.ш., 310 в.д.

7.     440 с.ш., 340 в.д.

8.     540 с.ш., 380 в.д.

Какой  из населенных пунктов самый северный , а какой самый южный ?

Какой  город западнее  всех?

О каких городах идет речь?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

КАРТА ОТВЕТОВ и ОЦЕНОК

Условные обозначения

Азимут расстояние масштаб

Географические координаты

Термины

 

ФИ ребенка

____________

ФИ ребенка

____________

ФИ ребенка

____________

ФИ ребенка

____________

1

Азимут -

1.

1

2

 

2.

2

3

Расстояние-

3.

3

4

 

4.

4

5

Масштаб:

5.

5

6

1-

6.

6

7

2-

7.

7

8

3-

8.

8

9

4-

Направление

9

10

5-

Самый сев-

10

 

6-

Самый юж.-

Самый зап.-

 

Критерии:10-9 – «5»;

8-7 – «4»; 5-6 – «3»;

Меньше 5 - «2»

КРИТЕРИИ:А+Р+М - верно – «5»;

Не верно что-то одно «4»; верно что-то одно «3»; ничего не верно –«2»

Все координаты и 2-3 направления «5»;

Все координаты «4»;

Половина заданий верно «3»; меньше половины «2»

Критерии:10-9 – «5»;

8-7 – «4»; 5-6 – «3»;

Меньше 5 - «2»

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

 

КАРТА ОТВЕТОВ и ОЦЕНОК

Условные обозначения

Азимут расстояние масштаб

Географические координаты

Термины-определения

ФИ ребенка

____________

ФИ ребенка

____________

ФИ ребенка

____________

ФИ ребенка

____________

1.     Школа

Азимут -45

1.     Мурманск

1- 2

2.     Грунтовая дорога

 

2.Москва

2  – 8

3.     Деревянного моста

Расстояние-310 м

3.Волгоград

3 – 22

4.     Реку

 

4.Новороссийск

4 – 17

5.     Редколесье

Масштаб-

5.Смоленск

5 - 9

6.     Болото

1.в 1 см – 10 м

6.Санкт-Петербург

6 - 10

7.     Вырубка

2.в 1 см -100м

7.Севастополь

7- 5

8.     Смешанный лес

3. в 1 см 10 км

8.Тула

8 – 20

9.     Полевая дорога, просека, тропа

4. 1: 1000

Направление:

На сев- Мурманск

9- 1

10.Мельницы с родником

5. 1: 20 000 000

6. 1: 600 000

На юге – Севастополь

На западе – Санкт-Петербург

10- 12

Критерии:10-9 – «5»;

8-7 – «4»; 5-6 – «3»;

Меньше 5 - «2»

КРИТЕРИИ:А+Р+М - верно – «5»;

Не верно что-то одно «4»; верно что-то одно «3»; ничего не верно –«2»

Все координаты и 2-3 направления «5»;

Все координаты «4»;

Половина заданий верно «3»; меньше половины «2»

Критерии:10-9 – «5»;

8-7 – «4»; 5-6 – «3»;

Меньше 5 - «2»

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

 

 

 

 

Оцените работу команды на уроке -


 

Технологическая карта урока по

Технологическая карта урока по

Сегодня наш урок будет не совсем обычным

Сегодня наш урок будет не совсем обычным

Приложение 2) Что у вас получилось?Слушают объяснения учителя, читают задания и отвечают на поставленный вопрос

Приложение 2) Что у вас получилось?Слушают объяснения учителя, читают задания и отвечают на поставленный вопрос

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Контроль и самоконтроль, коррекцияОтветы занесите в

Контроль и самоконтроль, коррекцияОтветы занесите в

Подведение итогов урока, рефлексия

Подведение итогов урока, рефлексия

Приложение 1 Блиц-опрос: 1

Приложение 1 Блиц-опрос: 1

Приложение 2 Текст для группы 1

Приложение 2 Текст для группы 1

Текст для группы 3. Бесчисленное множество книг было написано о

Текст для группы 3. Бесчисленное множество книг было написано о

Текст для группы 5. Бесчисленное множество книг было написано о

Текст для группы 5. Бесчисленное множество книг было написано о

Приложение №3

Приложение №3

Приложение 4 Термины и понятия 1

Приложение 4 Термины и понятия 1

Приложение 4 Переведите масштаб из численного в именованный и обратно:

Приложение 4 Переведите масштаб из численного в именованный и обратно:

Приложение № 5 КАРТА ОТВЕТОВ и

Приложение № 5 КАРТА ОТВЕТОВ и

Приложение № 6 КАРТА ОТВЕТОВ и

Приложение № 6 КАРТА ОТВЕТОВ и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021