Гуща Н.Г. [226-454-445]
Приложение
Карточка 1
Поставьте тире, где это необходимо. В каких предложениях слова пишутся через дефис? Объясните постановку тире и написание дефиса.
1. По контракту обязан он был учить меня по французски, по немецки, но он предпочёл наскоро выучиться от меня кое как болтать по русски.
2. У ворот нас встретил сторож старик.
3. Юмор большая сила.
4. Ребята Колька и Ванька нетерпеливо двигали стульями.
5. Высота башни триста метров.
6. Кони еле еле тащились по сугробам.
7. Заподозрить Якова во вредительстве теперь уже казалось ему было нелегко.
8. Янцзы лениво несла свои мутно жёлтые воды.
9. Скажи ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана.
10. Тут делать нечего друзья поцеловались.
11. « Многоточие это следы на цыпочках ушедших слов». (В. Набоков)
12. Тире это «след исчезнувшей связки».
Карточка 2
Докажите, что в 1,2,3,4,9,11 предложениях чёрточка – это тире, а в предложениях 4,5,6,7,8,10,12,13 чёрточка является дефисом.
1. Сбылась мечта – посетить родные мечта.
2. Нас хорошо кормили, но воды – не питьевой, а для умывания – было мало.
3. Ноябрь – последний месяц живой воды.
4. По-нашему счастлив тот, кто ладит счастье по-настоящему, кто может сказать людям: «Моё счастье – частичка нашего большого счастья» (Л. Кас.)
5. Травы пышны и рыжи по-лисьи.
6. Мы должны были отдохнуть где-нибудь и как-нибудь.
7. Серебристо-чёрное небо сплошь осыпано августовскими звёздами.
8. Послушай-ка, дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище?
9. Лиственные деревья: осины, ольха, берёза – ещё голы.
10. Берёзонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов.
11. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не отвечал.
12. Небо звонко, воздух мутен, горный ключ чуть-чуть журчит.
13. И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана.
Карточка №3
Поставьте тире там, где это необходимо. Запишите предложения в таблицу в соответствии с правилами их постановки.
1. Знание неисчерпаемый родник.
2. Разумно жить минутой дорожить.
3. Дереву цена по плодам, человеку по трудам.
4. Она прыгнула в лодку, я за ней.
5. Смех, крики, ропот, шум и ржанье всё дышит буйством и войной.
6. Повсюду в клубе, на улицах, в домах происходили шумные разговоры.
7. Алексей читатель уже узнал его пристально глядел на молодую крестьянку.
8. Солдаты их было трое не обращали внимания на Пьера.
9. Высоко над нами зашумел ветер предвестник бурана.
10. Им овладели чувства заслонить, оградить, защитить.
11. «Послушай, мужичок, сказал я ему знаешь ли ты эту сторону?»
12. «Смела ли Маша? отвечала её мать. Нет, Маша трусиха».
13. Тире это «след исчезнувшей связки».
14. «Многоточие это следы на цыпочках ушедших слов», говорил писатель В.В. Набоков.
Карточка № 4
Поставьте тире там, где это необходимо.
Запишите предложения в таблицу в соответствии с правилами их постановки.
Определение роли тире в тексте
Разделительная функция |
Примеры |
|
I. В простом предложении и в простом осложнённом предложении: 1. Между подлежащим и сказуемым при пропуске связки; 2. В неполных предложениях; 3. После однородных членов предложения, за которыми идёт обобщающее слово; если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения; II. Между прямой речью и словами автора; III. Между репликами в диалоге. IV. Тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений (в устной речи эти значения передаются интонацией).
если во второй части выражено противопоставление (между частями можно вставить союзы но, а); если вторая часть содержит следствие, результат, вывод (между частями можно вставить союзы поэтому, тогда); если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить союзы словно, будто); если вторая часть имеет изъяснительное значение (между частями можно вставить союз что); если в первой части указывается время или условие совершения действия (между частями можно вставить союзы когда, если).
|
|
|
Выделительная функция |
Примеры |
|
I. В простом осложнённом предложении тире ставится: 1. Для выделения обособленных несогласованных определений, приложений, находящихся в середине или в конце предложения; 2. Для выделения вводных предложений, вставных конструкций. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.