К вопросу о возможностях дополнительного образования для формирования здорового образа жизни
Современный мир переживает период роста геополитической нестабильности и конфликтности, усиление межгосударственных противоречий, усугубленных глобальными нерешенными проблемами, в том числе демографическими, ценностными, медицинскими. Изменившийся миропорядок отражен и в государствообразующем правовом документе, утвержденном Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Стратегия) [3].
В этих условиях речь идет об угрозе национальной безопасности, как совокупности условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации.
В законе утверждены основные стратегические национальные приоритеты для обеспечения национальной безопасности, одним из которых является сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. В статье 28 Стратегии подчеркивается - талант народа лежит в основе государственности и является фундаментом для дальнейшего развития страны, отсюда одним из основных направлений политики государства, среди всего прочего, является укрепление здоровья граждан, поддержка семьи, повышение уровня образования населения, воспитание детей, их всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие.
Из чего можно заключить, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, качества жизни и, в перспективе, сохранения целостности государства, поэтому в центре молодежной политики – здоровье молодежи, физическое и психическое. Однако состояние здоровья населения, в том числе молодежи, вызывает тревогу: недостаточная двигательная активность, несбалансированное и нерегулярное питание, ухудшение экологического состояния, психоэмоциональные стрессы – все это приводит к нарушению полноценного развития.
В 2019 году Росстат впервые подсчитал долю граждан, которые вели в течение года здоровый образ жизни (ЗОЖ), при этом в опросе учитывали факторы физической активности, курения, употребления алкоголя. Их совокупная доля по всей России составила 12%. Этот демографический показатель появился в федеральном плане статистических работ в конце декабря 2018 года. Росстатом названы самые распространенные заболевания, встречающиеся среди российской молодежи: психические расстройства, наркологические расстройства, ВИЧ-инфекции и т.д. За 2020 год, на который пришелся главный удар пандемии, количество приверженцев здорового образа жизни в России сократилось на четверть, говорится в исследовании международной аудиторско-консалтинговой сети «ФинЭкспертиза», основанном на данных Росстата: в 2020 году их число сократилось до 8,9% (10,8 млн), то есть на 3,7 млн человек[1].
Исходя из этих данных, следует обратиться к основоположникам отечественной педагогики: в своей работе «Через труд и самоорганизацию — к новой жизни» А. С. Макаренко писал, что его стремление как педагога «молодые, здоровые мальчики, все — как один. Веселый, здоровый смех, шутки и совершенно свободное самочувствие» [1, с.205]. С точки зрения А. С. Макаренко здоровый образ жизни является условием и результатом воспитательной работы. Здоровье ребенка он рассматривает не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья детей и подростков в настоящее время является одной из приоритетных направлений деятельности государственных учреждений и, прежде всего, учреждений дополнительного образования. В системе дополнительного образования педагоги изыскивают такие способы организации обучения, которые бы не только соответствовали возрастным психофизиологическим и социальным особенностям воспитанников, влияли бы на их нравственное и эстетическое совершенство, но и устраняли бы школьные перегрузки и обучали основам здорового образа жизни.
Следует иметь в виду, что обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс, который включает в себя:
- моделирование представлений о здоровьесбережении;
- обучение отличать здоровый образ жизни от нездорового;
- формирование у обучающихся критического мышления;
- вовлечение обучающихся в творческую деятельность;
- возведение спорта в культ;
- формирование позитивных представлений о спорте: «Спорт – это залог успеха», «Спорт – это модно», «Спорт — это воля, характер, дисциплина, физподготовка, победы и путешествия».
В обществе существует много возможностей на пути к успеху, и спорт — один из них. Он является практически основным каналом достижения признания, если ребенок из неблагополучной или малообеспеченной семьи.
Спорт вырабатывает характер подростка, меняя его в лучшую сторону. Благодаря тренировкам развивается воля, стремление к победе, выдержка, умение бороться до последнего, не бояться поражений (уметь проигрывать достойно). Сила воли, которая формируется в процессе спортивных занятий, способствует становлению сильной личности, способной добиться желаемого. Именно способность приобретения данных качеств актуализирует значение спортивной деятельности в подростковом возрасте [2].
Кроме того, физические упражнения восполняют потребность в движениях, приносят положительные эмоции, закаляют, способствуют популярности у представителей противоположного пола.
Именно учреждения дополнительного образования являются той базовой площадкой для каждого ребенка, которая не только помогает формированию позитивного мышления ребенка и раскрытию его способностей к «конструированию» собственного здоровья, но и способствует практическому воплощению желаний ребенка о занятии тем видом творческой деятельности, тем видом спорта, о котором он мечтает, независимо от физического развития, школьных успехов. Здесь ребенок может компенсировать прежние неудачи, занять лидирующие позиции, что предает уверенности в себе, содействует повышению престижа в желаемой молодежной среде.
На наш взгляд, в свободе выбора и организации своего времени, собственном избрании референтной группы и вида деятельности и заключается сущность дополнительного образования, которое, кроме того, благоприятствует общению детей, педагогов, родителей, в основе которого лежат любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни.
Из чего можно заключить, в системе дополнительного образования процесс деятельности ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах, максимально учитывается индивидуальность ученика, что отвечает в полной мере принципу педагогике успеха. Клубы по месту жительства в данном контексте являются важным звеном в общем стратегическом направлении сохранения и приумножения здоровья молодежи как будущего процветания России.
Литература
1. Макаренко
А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и
практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг. /
Сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. — 536 с. Режим доступа: shkola_gizni,_truda,_vosp_Red_A_Frolov_E_Ilaltdinova_Chast_1.pdf
2. Щепотьев, А. В. Спорт как инструмент развития личности подростка / А. В.
Щепотьев, Е. Д. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. —
2018. — № 3. — С. 11-15.
3. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Скачано с www.znanio.ru
[1] Исследовании международной аудиторско-консалтинговой сети «ФинЭкспертиза», основанном на данных Росстата. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/08/07/2021/60e452749a794722f7e8612a
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.