Иногда стеснительность проходит как бы сама собой. На самом деле даже в этом, благополучном случае все не так просто.
Ребенок, которого учительница начальных классов считала глупым и малоспособным, вдруг в средней школе обнаружил математические способности, победил сначала на школьной олимпиаде, а потом стал призером районной. Одноклассники, которые еще недавно подсмеивались над его замкнутостью и стеснительностью, просят решить задачу, учительница смотрит с уважением, приносит учебник повышенной сложности и говорит, что на будущий год надо думать о городской олимпиаде. И отец однажды вечером вдруг заводит разговор о политехническом институте…
К чему может привести стеснительность?
Иногда стеснительность проходит как бы сама собой. На самом деле даже в
этом, благополучном случае все не так просто.
Ребенок, которого учительница начальных классов считала глупым и
малоспособным, вдруг в средней школе обнаружил математические способности,
победил сначала на школьной олимпиаде, а потом стал призером районной.
Одноклассники, которые еще недавно подсмеивались над его замкнутостью и
стеснительностью, просят решить задачу, учительница смотрит с уважением,
приносит учебник повышенной сложности и говорит, что на будущий год надо
думать о городской олимпиаде. И отец однажды вечером вдруг заводит разговор
о политехническом институте… На основании всего этого изменяется
самооценка ребенка, он начинает понимать, а затем и чувствовать (именно в
такой последовательности), что он не хуже других. Вместе с повышением
самооценки уменьшается, а затем и уходит совсем стеснительность.
Девочка приехала в СанктПетербург вместе с отцом военным, закончив пять с
половиной классов гдето в далеком гарнизоне, в поселковой школе. Отец напряг
все свои способности и возможности и устроил дочку в «приличную» школу.
Город ошеломил девочку своим тяжелым очарованием, шумом и многолюдностью.
Одноклассники — раскованностью поведения, стилем одежды и уровнем
учебной подготовки. Девочка замкнулась в себе, даже если чтото знала,
стеснялась на уроках поднять руку. В общении с одноклассниками больше
молчала, опасаясь сказать нечто глупое и неуместное. Учителя жаловались
родителям, что изза замкнутости девочки не могут оценить истинный уровень ее
подготовки.
Постепенно, однако, девочка привыкала к новому месту обитания. У нее был
покладистый и незлобивый характер, в старой школе она всегда выступала в
роли миротворца. Проявилось это и в новой школе. Не очень понимая сути
разногласий враждующих девчоночьих группировок, она внимательно
выслушивала членов обеих групп и искренне недоумевала, как могут ссориться
между собой такие умные и хорошие люди. Взгляд со стороны сделал свое дело:
постепенно ее недоумение передалось рассказчицам, и обстановка в классе
стала значительно менее напряженной. Девочки из «приличной» школы
действительно обладали достаточным интеллектом и легко разобрались, кому
они этим обязаны. У девочки из гарнизона сразу появилось много подруг,
которые очень полюбили ее за спокойный, добрый нрав, верность данным
обещаниям и умение слушать. Приблизительно в это же время самый умный
мальчик класса во всеуслышание заявил, что Люба не похожа на других
девчонок, так как никогда не вредничает, не врет и не стремится «опустить»
других. «С Любой можно дружить!» — сказал он и этим поднял авторитет
девочки практически на недосягаемую высоту. Понятно, что к концу шестого
класса от Любиной стеснительности не осталось и следа.
Таков благополучный исход детской стеснительности. К сожалению,
встречаются и гораздо менее благополучные случаи.
Весьма энергичная мама привела ко мне на прием свою тринадцатилетнюю дочь,
чемто похожую на циркового тюленя. Шура, так звали дочку, добродушно
ухмыляясь, сообщила мне, что у нее никаких проблем нет, а проблемы есть у
мамы. Мать, в свою очередь, кипятясь и пофыркивая, рассказала, что в
последнее время дочь связалась с совершенно ужасной подругой Алисой исовсем отбилась от рук: стала хуже учиться, болтаться с парнями, дерзить дома
и учителям. Алиса представлялась со слов мамы абсолютным исчадием ада. Если
верить ей, то в свои тринадцать лет Алиса ни в грош не ставит учителей и
собственную мать, ведет абсолютно безнравственный образ жизни, вотвот
будет выгнана из школы. Свободное время Алисы посвящено совращению
безобидной глупой Шуры и других таких же дурочек. Шура, слушая мамины
тирады, только качала головой, не пытаясь вмешаться и понимая, видимо, что
никакие возражения не будут приняты во внимание.
Я предложила Шуре прийти ко мне на прием без мамы, но вместе с Алисой. Шура
неожиданно легко согласилась. Через несколько дней обе девочки сидели у
меня в кабинете. Если Шура была похожа на дрессированного тюленя, то Алиса
напоминала испуганную лань — огромные глаза, порывистые движения,
дрожащие крылья тонкого носа. И эта хрупкая, нервная девочка,
заинтересованно улыбающаяся мне чуть кривоватой улыбкой — известная
хулиганка и совратительница малолетних тюленей? Чтото не сходится.
Вероятно, мама Шуры все «слегка» преувеличила, целиком переложив на узкие
плечи Алисы вину за подростковые проблемы собственной дочери.
Совершенно неожиданно для меня Алиса подтвердила почти все, о чем говорила
Шурина мама: да, она дерзит учителям, да, учится гораздо ниже своих
возможностей, да, не ладит с собственной матерью, да, курит, да, регулярно
ходит на дискотеки.
Дальше состоялся большой разговор. Обе девочки оказались контактными и
достаточно искренними. Видно было, что никто и никогда не говорил с ними о них
самих, не стремясь чтото в них немедленно исправить или откорректировать.
— А что бы вы сами хотели в себе изменить? — спросила я.
— Вот я бы хотела похудеть и стать немного красивей… — немедленно затянула
Шура. — И еще бы я хотела стать менее ленивой…
Алиса молчала и нервически крутила в пальцах кубик из строительного набора.
— А ты, Алиса?
— Я боюсь людей. Я всего стесняюсь. Я хочу, чтобы этого не было, — выпалила
девочка. Подруга взглянула на нее с комическим удивлением:
— Ты стесняешься, Алиска? Ты?!
— Расскажи об этом, если можешь, Алиса, — попросила я.
Полуприкрыв огромные глаза, торопясь, словно опасаясь, что ее прервут, Алиса
рассказала, что она всегда боялась людей, боялась какойто опасности, которая,
как ей казалось, от них исходила. Ничего такого страшного с ней никогда не
случалось, если не считать того, что, когда Алисе исполнилось пять лет, горячо
любимый отец бросил ее и мать и ушел к другой женщине. Алиса долго не могла
с этим смириться, плакала по ночам, чтобы не видела мама. Теперь она
понимает, что это глупо, но тогда ей казалось, что если бы она вела себя как
нибудь по другому, то отец не ушел бы из семьи и навсегда остался с ними. С тех
пор она все время боялась сделать чтонибудь не так и вызвать какоенибудь
непредсказуемое, но ужасное последствие. В школе она боялась отвечать, даже
если наверняка знала ответ. В письменных работах делала много ошибок, потому
что подолгу думала над правописанием каждого слова и в конце концов
запутывалась в правилах и писала наугад. Большинство девочек в классе были
крупнее и сильнее ее, и Алиса очень боялась, что они за чтонибудь на нее
разозлятся и побьют ее. Так она боялась годами, пока однажды ей все это не
надоело. Алиса всегда была самолюбивой и даже тщеславной девочкой. Еевнешние данные были почти безукоризненными. И она решила, что всего бояться
— это не лучшая защита, а лучшая защита — это нападение. Алиса начала
нападать. И с удивлением обнаружила, что нападающих боятся и даже уважают.
Никакого удовольствия от своего вновь приобретенного имиджа девочка не
испытывала. Она научилась хамить и отвечать оскорблением на оскорбление, но
попрежнему стеснялась первой обратиться к незнакомому человеку, стеснялась
попросить о чемто, попрежнему испытывала неудобство, отвечая у доски. И она
попрежнему мечтала от всего этого избавиться.
Новый способ защиты, который избрала для себя Алиса, естественно, не принес
ей ощущения безопасности. Низкая самооценка Алисы, вероятно, коренилась в
ее раннем детстве, в уходе отца (за который она винила себя), в ощущении своей
физической хрупкости и слабости в сравнении с большинством сверстников. И
эта низкая самооценка никуда не делась, хотя сейчас Алиса прекрасно
понимала, что в уходе отца виноваты его конфликты с матерью, а ее внешность и
физические данные теперь, в пору почти наступившей юности, — не
проигрышная, а выигрышная карта. В ощущении же ничего не менялось. И, хотя
Алиса старалась компенсировать свою проблему показным хамством,
«крутизной», наплевательским отношением ко всему, проблема, естественно,
оставалась с ней.
Иногда человек тянет проблему стеснительности из детства во взрослую жизнь
практически без изменения, смиряясь с ней и даже не пытаясь (пусть неудачно
— как Алиса) с ней справиться. И тогда появляются взрослые мужчины и
женщины — «тюхти», «мямли» и «рохли», которых «каждый может обидеть»,
которым «каждый может в рожу плюнуть», которые «совершенно не умеют
настоять на своем», «постоять за себя» и т. д., и т. п.
Главная проблема таких людей состоит не в том, что у них не хватает сил или
способностей. Способностей у них зачастую с избытком, и хватает не только на
собственное существование, но еще и на кандидатскую, а то и докторскую
диссертацию начальника. Силы и даже решительность тут тоже ни при чем, так
как иногда в критических, угрожающих обстоятельствах именно «рохля» ведет
себя хладнокровно и решительно, направляя и организуя действия других. Дело
в том, что в обычной жизни человек с низкой самооценкой (чаще подсознательно,
но иногда и сознательно) уверен в том, что он и не заслуживает больше того, что
реально имеет. Его обошли по службе? «Кинули» ловкие мошенники? Обманул
лучший друг? Ну конечно, все так и должно было случиться — ведь со мной
всегда происходят такие вещи, так уж я устроен. Снаружи, для других, «рохля» и
«тюхтя» может огорчаться и даже негодовать, но про себя уверен, что в мире
все устроено справедливо и он получил именно то, что ему положено по статусу,
в соответствии с его самооценкой.