К проблеме адаптации педагогических работников общеобразовательной организации к новым требованиям
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
администрации
Взрослым
16.11.2018
Наша современная система образования постоянно изменяется: новые технологии, решения, содержание образования, методические инновации каждый день внедряются в жизнь каждой образовательной организации. Наш педагог обязан соответствовать современным требованиям нашего общества, а это значит, совершенствоваться, осваивать новые технологии и методы обучения и воспитания. Педагог должен не только владеть профессиональными компетенциями, но и обладать такими человеческими качествами, как, доброта, честность, открытость, гуманность, уважение, ответственность, справедливость, честность, любить свою профессию и детей и т.д.
Шатохина Статья.docx
К проблеме адаптации педагогических работников общеобразовательной
организации к новым требованиям
Шатохина Кристина Юрьевна
Студентка 3 курса факультета педагогики и психологии
Курский государственный университет
Научный руководитель: докт. пед. наук, доц., проф. кафедры педагогики
Башманова Елена Леонидовна
Наша современная система образования постоянно изменяется: новые
технологии, решения, содержание образования, методические инновации
каждый день внедряются в жизнь каждой образовательной организации. Наш
педагог обязан соответствовать современным требованиям нашего общества, а
это значит, совершенствоваться, осваивать новые технологии и методы обучения
и воспитания. Педагог должен не только владеть профессиональными
компетенциями, но и обладать такими человеческими качествами, как, доброта,
честность, открытость, гуманность, уважение, ответственность, справедливость,
честность, любить свою профессию и детей и т.д.
Особую сложность в настоящее время создает постоянное изменение
условий труда педагога и требований к нему. Изменения идут во всех
направлениях профессиональной деятельности: новые профессиональные
стандарты и требования к повышению квалификации и переподготовке
педагогов, новые модели повышения квалификации и переподготовки кадров,
новые модели учительской карьеры, новые модели оценки квалификации и
аттестации учителей.
Главным нововведением,
которое сильно изменило контекст
профессиональной деятельности наших педагогов, является принятие нового
профессионального стандарта.
Адаптация педагога к новым требованиям – важная теоретическая и
практическая проблема, решение которой обуславливает возможность
полноценной реализации функций всей системы. Актуальность проблемы, ее
недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили тему
статьи:
работников
общеобразовательной организации к новым требованиям [1].
педагогических
адаптации
особенности
Задачи представленной работы: раскрыть понятие профессиональной
адаптации, рассмотреть профессиональные качества педагогического работника,
а также охарактеризовать профессиональную культуру педагога.
Понятие «адаптация» (от лат. adaptacio – приспособляемость) предложил
немецкий физиолог Ауберт во второй половине XVIII в.. Адаптация
специалиста к профессиональным требованиям – это приспособительная
реакция, связанная с необходимостью найти баланс в функционировании в
рамках профессии. Проблемы профессиональной адаптации изучаются рядом наук: психологией труда, организационной психологией, психологией личности,
социальной психологией,
психологией
развития, социологией и многими другими.
профессиональной педагогикой,
Профессиональная адаптация – адаптация к содержанию работы,
связанная с освоением профессиональных умений и навыков. Ее благополучный
исход зависит от уровня подготовленности специалиста, имеющегося трудового
опыта. Оптимальным вариантом является поддержка начинающего сотрудника
мастером или наставником,
осуществляющаяся в непосредственной
профессиональной деятельности. В ситуациях, когда у специалиста уже имеется
опыт работы по данной специальности, достаточно ознакомить его со
спецификой работы в данной организации, представить трудовому коллективу.
Изучить работу коллектива в целом и приобрести многостороннюю
квалификацию позволяет использование такого приём как ротация –
использование сотрудника в течение короткого времени на разных трудовых
позициях по специальности [2].
Современное общество предъявляет к педагогу высокие требования. В
число ожиданий от него входят: многофункциональность, мобильность,
гибкость, любовь к детям, эмпатия, высокая культура поведения и речи,
готовность к инновациям, профессионализм, энергия, оптимистичный взгляд на
жизнь и творческий подход к решению профессиональных задач. В.А. Мейдер
так описывает противоречия сложившейся ситуации: «В сознании многих людей
еще живет образ «народного учителя» начала ХХ в., наделенного многими
добродетелями. Именно теми, на которые обращали внимание еще античные
мыслители в рамках пайдейи. Сегодня же реалии таковы, что, с одной стороны,
профессия педагога стала массовой и «женской», а с другой стороны, нет
научных основ отбора молодежи в «учительство».
Типами адаптации к профессиональным требованиям выступают
отрицание, конформизм, мимикрия, адаптивный индивидуализм. Видами
адаптации являются профессиональная, психофизиологическая, социально
психологическая, организационная, экономическая и санитарногигиеническая.
Критериями адаптации выступают: отношение к организации /
предприятию, отношение к трудовому микроколлективу (малой группе),
отношение к руководителю, удовлетворенность отношениями с сотрудниками.
Общими показателями адаптированности являются удовлетворенность
содержанием и условиями труда [3].
Причинами неблагополучия в адаптации могут выступать:
неэргономичность рабочего места, недостаточная обеспеченность материалами
для работы, неясность должностных обязанностей, неритмичность работы,
неудобный режим работы, размер заработной платы, отсутствие возможности
развиваться в профессии и т.д. Однако помимо факторов, связанных с
организацией трудовой деятельности педагогических работников, значительное
влияние на характер адаптации могут оказать факторы, связанные с изменением
ее содержания, в частности, новые нормативноправовые, квалификационные, методические требования. Речь идет о внедрении новой системы оплаты труда
(НСОТ), обновлении стандартов общего, профессионального и высшего
образования (ФГОСов), внедрении профессионального стандарта педагога,
новой модели учительского роста (НСУР) и изменении процедуры аттестации, а
также обновлении технологий обучения и воспитания [4].
Модель адаптации педагогических работников общеобразовательной
организации к новым профессиональным требованиям включает компоненты:
личностный, позволяющий охарактеризовать особенности учителя как
субъекта педагогического процесса (общения и взаимодействия);
процессуальный, дающий возможность проанализировать особенности
учителя как субъекта педагогической деятельности (труда и рефлексии);
результативный, раскрывающий совокупность качеств учителя как
субъекта профессиональной карьеры (развития и самообразования).
Список использованных источников
1. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания //
Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 8898.
2. Башманова Е.Л., Дюмина С.В. Фигура учителя в современном обществе. –
Курск: ООО Издво «Учитель», 2010. – 160 с
3. Борытко Н.М. Общая и профессиональная культура педагога. Педагогика.
– Ч. 1. – Волгоград, 2007.
4. Ведение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.;
Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
К проблеме адаптации педагогических работников общеобразовательной организации к новым требованиям
К проблеме адаптации педагогических работников общеобразовательной организации к новым требованиям
К проблеме адаптации педагогических работников общеобразовательной организации к новым требованиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.