Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования
Оценка 5
Работа с родителями
docx
администрации
Взрослым
02.02.2019
В данном файле имеется разработка городского семинара( проведения мастер класса). В данной разработке предоставляется информация об инклюзивном образовании в РК, методы работы с родителями в условиях инклюзивного образования,предоставлены виды практических работ с родителями, показ видеоролика, применение ролевых игр при работе с родителями.
Мастер класс.docx
Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях ИО
«Надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них
Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало,
– наш долг перед собой и обществом»
Н.А.Назарбаев
С момента ратификации нашим государством Конвенции ООН (1994 г.) о правах
ребенка, Республика Казахстан приняла на себя обязательства обеспечивать ребенку с
нарушениями и проблемами здоровья и развития «эффективный доступ к услугам в
области образования … таким образом, который привел бы к наиболее полному, по
возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его
личности, включая культурное и духовное развитие ребенка».
С этого времени наше государство стало вырабатывать стратегические цели,
направленные на решение серьезных вопросов включения детей в общее образование, с
точки зрения основной идеи инклюзивного образования, гласящей, что не ребенок должен
готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к
включению любого ребенка.
20летний путь внедрения инклюзивного образования в Казахстане определяет реформы
в сфере образования в Республике Казахстан имеют гуманистическую направленность, где
особое место занимает образование детей с особыми образовательными потребностями
(далее ООП). Во всем мире общепринятой тенденцией является инклюзивное образование,
которое подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ООП с детьми, не
имеющими таких потребностей. Инклюзивное образование обеспечивает доступ всех
категорий детей к качественному образованию, устранению препятствий связи с миром и
интеграции в общество в целом.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 20112020
годы и в стратегических планах по ее реализации четко обозначены механизмы включения
детей с ООП в образовательный процесс, определены условия обеспечения для них
доступной среды. Согласно данным документам, к 2020 году в 70% общеобразовательных
школ должны быть созданы условия для инклюзивного образования и, соответственно,
выдвинуто требование подготовки и переподготовки общеобразовательных педагогов.
Известно, что раньше две системы – общеобразовательная и специальная существовали как
две отдаленные, не вступающие в контакт, системы, каждая из которых выполняла свои
функции и практически существовала автономно. Система общеобразовательных
дошкольных и школьных организаций была нацелена на здоровых детей. Система
специального (коррекционного) образования, ориентированная на работу с детьми с
особыми образовательными потребностями. Несмотря на высокую эффективность системы
специальных дошкольных и школьных организаций, некоторые ученые отмечали в своих
трудах ее недостатки, основным из которых является изоляция ребенка с ООП от реальной
жизни и обычной среды. А. Гуцман, анализируя немецкий опыт, писал, что большинству
выпускаемых из школ глухонемых не достает умения справляться с явлениями и
требованиями общественной жизни. Происходит это, конечно, оттого, что сама школа
изолирует их от жизни.
Нормативноправовую основу, регламентирующую права детей с ООП, на получение
образовательных услуг составляют международные и государственные документы: Конвенция о правах ребенка;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
Всемирная декларация об образовании для всех;
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;
Конституция Республики Казахстан;
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
«Об образовании» ;
«О социальной и медикопедагогической коррекционной поддержке детей с
ограниченными возможностями»;
Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и
др.
Процессу готовности педагогов общеобразовательной школы к внедрению инклюзивного
образования посвящены ряд работ казахстанских ученых: Р.К. Бекмаганбетовой , Ш.
Майгарановой и др.
Oтметим, что значительная часть современных исследований посвящена вопросам
выявления перечня профессиональных качеств и навыков, которые необходимы будущим
педагогам в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
При этом базовыми качествами педагога, работающего с детьми с ООП признаны эмпатия,
педагогический оптимизм, гуманность, любовь к детям, терпение, активность педагога во
взаимодействии с ребенком с ограниченными возможностями развития и др.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание
технических условий для беспрепятственного доступа детей с ООП в
общеобразовательные учреждения, но и специфика учебновоспитательного процесса,
который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ООП. В
образовательных учреждениях должн
о быть организовано качественное психологопедагогическое сопровождение, а также
создан особый моральнопсихологический климат в педагогическом и ученическом
коллективах.
Показ видеоролика « Люди тайно месяц учили язык жестов, чтобы удивить
глухонемого соседа»
Более 150 тысяч детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, живут в нашей стране
и нуждаются в нашей поддержке. Один из путей преодоления их проблем – продвижение
идеи инклюзивного образования. На сегодняшний день специалисты организации образования, обеспечивающие
психолого педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в
развитии, организуют и работу с родителями. Основная цель данной работы реализация
потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными
возможностями. Основными задачами работы с семьей ребенка должны стать:
формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, активной позиции к
его воспитанию в семье; оказание помощи родителям в овладении способами
взаимодействия с ребенком, приемами и методами его воспитания и обучения в условиях
семьи; активное привлечение родителей к коррекционноразвивающей работе с детьми;
психологопедагогическое просвещение родителей.
Работа с родителями проводится в разнообразных формах: индивидуальные беседы и
консультации; родительский лекторий; дни открытых дверей, семинары и др. Родители
(законные представители) детей с ограниченными возможностями вовлекаются в процесс
разработки и реализации индивидуальных программ психологопедагогического
сопровождения, приглашаются на учебные и коррекционные занятия; получают полную и
достоверную информацию о результатах коррекционноразвивающего и образовательного
процесса.
Практическая часть. Ролевые игры
1) Участники мастер класса делятся по группам (по 5 или 6 человек в зависимости от
количества участников)
2) Группам выдаются наименование группы детей с особыми потребностями
образования
3) Создавшимся группам необходимо будет представить с какими трудностями
столкнётся данный ребенок (ученик) и изобразить в ролевой форме.
Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:
1.Наглядная информация для родителей. Родители получают консультации
высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога – психолога медицинских
работников, учителей предметников. С большим удовольствием родители рассматривают
на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей
в классе и различные подтверждения успехов детей (наклейки, картинки, звёздочки,
пятёрки)
2.Беседы с родителями
Существуют общие "Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы
благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо
применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать
ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
Имя собеседника
Комплимент.
3.Родительские собрания. Методические приемы, которые позволят повысить эффективность проведения
родительского собрания:
создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою
очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.
В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые
позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Я считаю, что самой важной формой взаимодействия семьи и школы является
индивидуальная работа с каждым родителем. Прежде всего, нужно изучить специфику
семьи: беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей
с детьми, как в классе, так и дома, наметить конкретные пути совместного взаимодействия
с ребенком.
По степени «включенности» выделяют три группы родителей:
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно
образовательном процессе, видят ценность любой работы образовательного учреждения
(активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих
детей).
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации
(заинтересованные, но желающие решить проблему с помощью специалистов).
Родители – критические наблюдатели, равнодушные, живущие по принципу: «меня
воспитывали так же».
Сегодня большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой
физического выживания, многие родители самоустраняются от решения вопросов
воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владеют в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, чаще всего
осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит
позитивных результатов.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно,
родителей важно заинтересовать работой в школе, показать, что может школа сделать для
их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Используя принцип
индивидуального подхода к участию родителей, дополним традиционные формы работы с
родителями новыми, способствующими вовлечению в работу большей части семей.
Активные формы, методы и приёмы
«Школа любящих родителей» – основным направлением деятельности школы является
оказание психологопедагогической помощи родителям учащихся,
пропаганда
положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в
вопросах подготовки детей к обучению.
Открытые мероприятия с детьми в школе для родителей.
Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные
тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
Тематические консультации. Проводятся плановые и неплановые, индивидуальные и
групповые консультации. Темы консультаций формируются из поступающих запросов
родителей. “Круглый стол” с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием
специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания и развития
детей. На заседание “круглого стола” приглашаются родители, письменно или устно
выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами. На
заседаниях круглого стола успешно используется прием работы – решение педагогических
ситуаций. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и
специалистами полезным для обеих сторон.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как
исследовательско проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе
этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую
модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью
специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое
решение.
«Использование игровых приемов на родительских собраниях, средство развития
коммуникативной компетентности родителей».
Клубок вопросов. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов,
которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый
из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в
один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок,
ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие.
Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок
дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.
Карусель проблем. Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая
проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части
большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа
обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами
таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как
только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению
Проводимая работа будет способствовать повышению внимания родителей и учителей к
переживаниям ребенка в адаптационный период жизни в школе, повысится уровень
воспитательнообразовательной деятельности родителей, что способствует развитию их
творческой инициативы, педагоги получат не только теоретические знания, но и
практические навыки общения с родителями. Использование разнообразных форм работы
даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут
активными участниками встреч и помощниками учителя, будет создана атмосфера
взаимоуважения.
Семья и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых посвоему дает
ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные
условия для вхождения маленького человека в большой мир. Все это будет возможным
только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут непонимание,
недоверие родителей. Взаимодействие родителей и школы редко возникает сразу. Это
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить
и оберегать своих близких. Список литературы:
1)Научная статья Ахметовой Мадины Булатовны натему « Роль социального педагога в
инклюзивном образовании»
https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/nauchnaia_stat_ia_rol_sotsial_nogho_piedaghogha_v_
inkliuzivnom_obrazovanii
2) Методические приёмы работы с родителями. https://infourok.ru/metodicheskiepriyomi
rabotisroditelyami999980.html
3) Психологопедагогическое сопровождение и оказание поддержки учащихся с особыми
образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и
долгосрочной основе
Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования
Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования
Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования
Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования
Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования
Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.