Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования
Оценка 5

Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования

Оценка 5
Работа с родителями
docx
администрации
Взрослым
02.02.2019
Практические приемы взаимодействия с родителями  в условиях Инклюзивного образования
В данном файле имеется разработка городского семинара( проведения мастер класса). В данной разработке предоставляется информация об инклюзивном образовании в РК, методы работы с родителями в условиях инклюзивного образования,предоставлены виды практических работ с родителями, показ видеоролика, применение ролевых игр при работе с родителями.
Мастер класс.docx
Практические приемы взаимодействия с родителями  в условиях ИО «Надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом» Н.А.Назарбаев          С момента ратификации нашим государством Конвенции ООН (1994 г.) о правах ребенка,   Республика   Казахстан   приняла   на   себя   обязательства   обеспечивать   ребенку   с нарушениями   и   проблемами   здоровья   и   развития   «эффективный   доступ   к   услугам   в области   образования   …   таким   образом,   который   привел   бы   к   наиболее   полному,   по возможности,   вовлечению   ребенка   в   социальную   жизнь   и   достижению   развития   его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка».           С   этого   времени   наше   государство   стало   вырабатывать   стратегические   цели, направленные на решение серьезных вопросов включения  детей в общее образование, с точки зрения основной идеи инклюзивного образования, гласящей, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка.    20­летний путь внедрения инклюзивного образования в Казахстане определяет реформы в сфере образования в Республике Казахстан имеют гуманистическую направленность, где особое  место  занимает  образование  детей  с  особыми  образовательными  потребностями (далее ООП). Во всем мире общепринятой тенденцией является инклюзивное образование, которое   подразумевает   совместное   обучение   и   воспитание   детей   с   ООП   с   детьми,   не имеющими   таких   потребностей.   Инклюзивное   образование   обеспечивает   доступ   всех категорий детей к качественному образованию, устранению препятствий связи с миром и интеграции в общество в целом. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011­2020 годы и в стратегических планах по ее реализации четко обозначены механизмы включения детей   с   ООП   в   образовательный   процесс,   определены   условия   обеспечения   для   них доступной среды. Согласно данным документам, к 2020 году в 70% общеобразовательных школ  должны   быть   созданы   условия   для   инклюзивного   образования   и,   соответственно, выдвинуто требование подготовки и переподготовки общеобразовательных педагогов.  Известно, что раньше две системы – общеобразовательная и специальная существовали как две отдаленные, не вступающие в контакт, системы, каждая из которых выполняла свои функции   и   практически   существовала   автономно.   Система   общеобразовательных дошкольных   и   школьных   организаций   была   нацелена   на   здоровых   детей.   Система специального   (коррекционного)   образования,   ориентированная   на   работу   с   детьми   с особыми образовательными потребностями. Несмотря на высокую эффективность системы специальных дошкольных и школьных организаций, некоторые ученые отмечали в своих трудах ее недостатки, основным из которых является изоляция ребенка с ООП от реальной жизни и обычной среды. А. Гуцман, анализируя немецкий опыт, писал, что большинству выпускаемых   из   школ   глухонемых   не   достает   умения   справляться   с   явлениями   и требованиями   общественной   жизни.   Происходит   это,   конечно,   оттого,   что   сама   школа изолирует их от жизни. Нормативно­правовую   основу,   регламентирующую   права   детей   с   ООП,   на   получение образовательных услуг составляют международные и государственные документы: Конвенция о правах ребенка; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;  Всемирная декларация об образовании для всех; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов; Конституция Республики Казахстан;  Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»;  «Об образовании» ;  «О   социальной   и   медико­педагогической   коррекционной   поддержке   детей   с ограниченными возможностями»;  Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»  и др.   Процессу готовности педагогов общеобразовательной школы к внедрению инклюзивного образования   посвящены   ряд   работ   казахстанских   ученых:   Р.К.   Бекмаганбетовой   ,   Ш. Майгарановой  и др. Oтметим,   что   значительная   часть   современных   исследований   посвящена   вопросам выявления перечня профессиональных качеств и навыков, которые необходимы будущим педагогам в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. При этом базовыми качествами педагога, работающего с детьми с ООП признаны эмпатия, педагогический оптимизм, гуманность, любовь к детям, терпение, активность педагога во взаимодействии с ребенком с ограниченными возможностями развития и др. Говоря   об   инклюзивном   образовании,   следует   отметить,   что   это   не   только   создание технических   условий   для   беспрепятственного   доступа   детей   с   ООП   в общеобразовательные   учреждения,   но   и   специфика   учебно­воспитательного   процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ООП. В образовательных учреждениях должн о   быть   организовано   качественное   психолого­педагогическое   сопровождение,   а   также создан   особый   морально­психологический   климат   в   педагогическом   и   ученическом коллективах. Показ   видеоролика   «   Люди   тайно     месяц   учили     язык   жестов,   чтобы   удивить глухонемого соседа» Более 150 тысяч детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, живут в нашей стране и нуждаются в нашей поддержке. Один из путей преодоления их проблем – продвижение идеи инклюзивного образования. На   сегодняшний   день   специалисты   организации   образования,   обеспечивающие психолого­   педагогическое   сопровождение   ребенка   с   ограниченными   возможностями   в развитии, организуют и работу с родителями. Основная цель данной работы ­ реализация потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями.   Основными   задачами   работы   с   семьей   ребенка   должны   стать: ­формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, активной позиции к его   воспитанию   в   семье;   ­оказание   помощи   родителям   в   овладении   способами взаимодействия с ребенком, приемами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи; ­ активное привлечение родителей к коррекционно­развивающей работе с детьми; ­психолого­педагогическое просвещение родителей.     Работа с родителями проводится в разнообразных формах: индивидуальные беседы и консультации; родительский лекторий; дни открытых дверей, семинары и др. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями вовлекаются в процесс разработки   и   реализации   индивидуальных   программ   психолого­педагогического сопровождения, приглашаются на учебные и коррекционные занятия; получают полную и достоверную информацию о результатах коррекционно­развивающего и образовательного процесса.   Практическая часть. Ролевые игры 1) Участники мастер класса делятся по группам (по 5 или 6 человек в зависимости от количества участников) 2) Группам   выдаются   наименование   группы  детей   с   особыми   потребностями образования   3) Создавшимся   группам   необходимо   будет   представить   с   какими   трудностями столкнётся данный   ребенок (ученик) и изобразить в ролевой форме. Самыми распространёнными методами работы с родителями являются: 1.Наглядная   информация   для   родителей. Родители   получают   консультации высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога – психолога медицинских работников, учителей предметников. С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в   классе   и   различные   подтверждения   успехов   детей   (наклейки,   картинки,   звёздочки, пятёрки) 2.Беседы с родителями Существуют общие "Правила построения эффективного общения». Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно   пройти   через   «минное   поле»   этих   первых   секунд,   необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: Улыбка, Имя собеседника Комплимент.    3.Родительские собрания. Методические приемы, которые позволят повысить эффективность проведения родительского собрания: ­   создание   ситуации   открытого   общения   между   педагогом   и   родителями,   что,   в   свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога, ­ вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов, ­ предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом. В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего. Я   считаю,   что   самой   важной   формой   взаимодействия   семьи   и   школы   является индивидуальная работа  с каждым родителем.  Прежде всего, нужно изучить специфику семьи: беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в классе, так и дома, наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. По степени «включенности» выделяют три группы родителей: Родители   – лидеры,   которые   умеют   и   с   удовольствием   участвуют   в   воспитательно­ образовательном процессе,  видят ценность любой работы  образовательного учреждения (активные   участники   педагогического   процесса,   заинтересованные   в   успешности   своих детей). Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации (заинтересованные, но желающие решить проблему с помощью специалистов). Родители –   критические   наблюдатели,   равнодушные,   живущие   по   принципу:   «меня воспитывали так же». Сегодня   большинство   семей   озабочено   решением   проблем   экономического,   а   порой физического   выживания,   многие   родители   самоустраняются   от   решения   вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владеют в достаточной мере знанием   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   развития   ребёнка,   чаще   всего осуществляют   воспитание   вслепую,   интуитивно.   Всё   это,   как   правило,   не   приносит позитивных результатов. Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в школе, показать, что может школа сделать для их   детей,   объяснить   необходимость   тесного   сотрудничества.   Используя   принцип индивидуального подхода к участию родителей, дополним традиционные формы работы с родителями новыми, способствующими вовлечению в работу большей части семей. Активные формы, методы и приёмы «Школа любящих родителей» – основным направлением деятельности школы является оказание   психолого­педагогической   помощи   родителям   учащихся,   пропаганда положительного   опыта   семейного   воспитания,   повышение   компетентности   родителей   в вопросах подготовки детей к обучению. Открытые мероприятия с детьми в школе для родителей. Анкетирование   родителей. Проводится   заблаговременно,   чтобы   выявить   основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме. Тематические  консультации. Проводятся   плановые   и   неплановые,   индивидуальные   и групповые   консультации.   Темы   консультаций   формируются   из   поступающих   запросов родителей. “Круглый стол” с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов   обсуждаются  с   родителями   актуальные   проблемы   воспитания   и   развития детей.   На   заседание   “круглого   стола”   приглашаются   родители,   письменно   или   устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами. На заседаниях круглого стола успешно используется прием работы – решение педагогических ситуаций. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско ­проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель   действий,   отношений.   В   процессе   обсуждения   участники   игры   с   помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. «Использование игровых приемов на родительских собраниях, средство развития коммуникативной компетентности родителей». Клубок   вопросов. В   начале   родительского   собрания   учитель   выявляет   круг   вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один   общий   клубок.   Учитель   предлагает   одному   из   родителей,   разматывая   клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы. Карусель проблем. Все участники  родительского  собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого   листа.   Получив   по   одному   такому   листу,   в   течение   3–5   мин   каждая   группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению Проводимая работа будет способствовать повышению внимания родителей и учителей к переживаниям   ребенка   в   адаптационный   период   жизни   в   школе,   повысится   уровень воспитательно­образовательной   деятельности   родителей,   что   способствует   развитию   их творческой   инициативы,   педагоги   получат   не   только   теоретические   знания,   но   и практические навыки общения с родителями. Использование разнообразных форм работы даст   определенные   результаты:   родители   из   «зрителей»   и   «наблюдателей»   станут активными   участниками   встреч   и   помощниками   учителя,   будет   создана   атмосфера взаимоуважения. Семья   и   школа   –   два   воспитательных   феномена,   каждый   из   которых   по­своему   дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Все это будет возможным только   благодаря   объединению   сил   и   сотрудничеству.   Постепенно   уйдут   непонимание, недоверие   родителей.   Взаимодействие   родителей   и   школы   редко   возникает   сразу.   Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Список  литературы: 1)Научная статья Ахметовой  Мадины Булатовны натему « Роль социального педагога в  инклюзивном образовании»  https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/nauchnaia_stat_ia_rol_sotsial_nogho_piedaghogha_v_ inkliuzivnom_obrazovanii 2) Методические приёмы работы с родителями. https://infourok.ru/metodicheskie­priyomi­ raboti­s­roditelyami­999980.html 3) Психолого­педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащихся  с особыми  образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и  долгосрочной основе

Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями  в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями  в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями  в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями  в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями  в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями в условиях Инклюзивного образования

Практические приемы взаимодействия с родителями  в условиях Инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2019