Статья "Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса"

  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • pdf
  • 26.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса.pdf

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Согласно образовательной программе школы, цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Согласно концепции модернизации образования, цель общеобразовательной школы связна с подготовкой разносторонне развитой личности гражданина, способной:

1.     ориентироваться в системе ценностей, в потребностях современной жизни;

2.     осуществлять самостоятельный жизненный выбор;

3.     адаптироваться в новых социально-экономических условиях;

4.     осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.

Такая цель образования провозглашает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, “инструментам” целостного становления и развития личности.

Все знают, какую роль играет семья в духовно-нравственном развитии личности ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер. В семье формируется привычки поведения, трудолюбие, эмоциональное настроение. Часто сталкиваемся с тем, не приученный дома к труду, не убирает в классе, плохое настроение и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого использую различные формы и методы работы: родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы, консультации и посещение семей проблемных детей. Достигнуть успеха в воспитании учащихся возможно при индивидуальном подходе к родителям, только при наличии контакта с семьёй. Знакомство с семьёй начинается с анкеты, (в 5 кл.), диагностической карты, где есть не только информация для заполнения страниц школьного журнала, но и освещены вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия воспитания своих учеников (с кем ещё ты проживаешь, есть ли у тебя любимые домашние животные, чем ты занимаешься в свободное время, какие кружки, секции посещаешь).

Большую помощь оказывают переданные из начальной школы карта семьи ребёнка, психолого-педагогическая характеристика учащегося. Изучение семьи ученика помогает ближе познакомиться с детьми, понять стиль жизни семьи, её уклад.

От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит многое. Но не всегда ещё родители идут на желаемый контакт. Есть ещё родители, которые плохо понимают свои обязанности. Им необходимо самим особое внимание и помощь. Родительский комитет класса работает в соответствии с планом учебно-воспитательной работы классного руководителя и школы. Родительский комитет участвует в организации бесед с учащимися: так например, были проведены родителями беседы: 1. Знаешь ли ты ПДД? 2. Гигиена мальчиков и девочек.

 

На родительских собраниях обсуждались темы толерантности в условиях модернизации образовательного процесса, а также были организованы лекции и беседы по темам:

1.   Плохие привычки – это наследственность или влияние социума?

2.   Возрастные кризы.

3.   Роль семьи в воспитании ребёнка.

4.   “За” и “против” школьной формы.

5.   Компьютерные игры. Плюсы и минусы.

6.   Режим дня школьника.

7.   Рабочее место не только успех, но и здоровье.

8.   Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?

9.   Территория общения отцов и детей: понять, помочь, поддержать.

За активное участие в делах класса и школы, помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе, родителям объявляется благодарность в виде грамот, благодарственных записей в дневнике ученика. Основными воспитателями своих детей являются родители. И какую бы мы сторону развития и воспитания детей не рассматривали, всегда оказывается, что главную роль на разных этапах развития ребёнка играет семья. Поэтому считаю, что каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия работы с родителями. Успех гарантирован в том случае, если будут заинтересованы обе стороны. Родители на вопрос “что вы ждёте от школы?” отвечают: 1. Высокий уровень образования. 

2.   Сохранение психологического и физического здоровья детей. 

3.   Повышение культуры общения.

Поэтому целью своей работы в условиях модернизации образовательного процесса считаю: 1. Объединить усилия семьи и школы. 

2. Формировать единое воспитательное пространство.

“Семья – школа” Направления в работе: 1. 1. 1.

1.   Повышение информационно-коммуникативной культуры обучаемых. 

2.   Пропаганда ЗОЖ. 

3.   Развитие духовно-нравственной культуры учащихся.

Считаю, что основная цель модернизации системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, государства, общества. Успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности. Однако, ни одна даже самая совершенная воспитательная технология не сможет дать положительного результата без участия педагога и семьи.

Нравственное воспитание оставалось и остается одним из важных направлений в условиях модернизации образования. Родители не только дали жизнь ребенку, но и с их личностью связано первичное духовное становление детей. Своим поведением, образом жизни семьи родители преподают ему самый важный жизненный урок, закладывая и развивая его трудовые, нравственно-этические и общественно-политические качества гражданина.

Совместно с родительским комитетом класса разрабатываем и представляем на родительском собрании план работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию ребенка, так как не всегда еще реализуются наши благие намерения. В руках учителей и родителей те бесконечные возможности, которые дает школа жизни: отношение людей друг к другу, к обществу, ко всему, что вокруг нас. 

Считаю, что условия эффективности воспитания учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации школы состоят из:

1.   качественного плана воспитательной работы класса, плана работы с родителями;

2.   ведения картотеки индивидуальной работы по развитию личности;

3.   разнообразия совместной деятельности семьи и школы;

4.   благоприятного социально-психологического климата в школе и дома; 5. уважительных отношений между родителями, классным руководителем обучаемых.

“Дети одинаковы, точнее равны. Они равны и одинаковы перед добрым и худым, и поначалу походят на промокашки, впитывая в себя что грамотно или безобразно написано родителями”, – писал детский писатель А. Лиханов.

Посмотрите также