Методическая разработка: «Типы и формы урока»
Оценка 4.6

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации
Взрослым
14.11.2018
Методическая разработка: «Типы и формы урока»
Современные требования к процессу обучения предполагают новые подходы к выбору типа урока, приемов и методов обучения. В зависимости от типа урока выбирается форма проведения урока, ставится цель и формулируются задачи. Каждый тип урока имеет свою структуру. В данной методической разработке мы рассмотрим типы,структуру,цели и задачи уроков подробно.
урок ФГОС типы, анализ.docx
Методическая разработка: «Типы и формы урока» Современные   требования   к   процессу   обучения   предполагают   новые   подходы   к выбору типа урока, приемов и методов обучения. В зависимости от типа урока выбирается форма   проведения   урока,   ставится   цель   и   формулируются   задачи.   Каждый   тип   урока имеет свою структуру. Рассмотрим типы уроков подробно. Типы  и формы уроков: Тип урока: урок формирования новых знаний Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок­лекция;  урок­путешествие;  урок­экспедиция;  урок­исследование;  урок­инсценировка;  учебная конференция;  урок­экскурсия;  мультимедиа­ урок;  проблемный урок. Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению. Цель урока формирования знаний ­ организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой. Задачи: образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.  воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.  развивающие:   продолжить   развитие   умения   анализировать,   сопоставлять,   сравнивать, выделять   главное,   устанавливать   причинно­следственные   связи;   приводить   примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д. Тип урока: урок обучения умениям и навыкам  Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:  урок­практикум;  урок­сочинение;  урок­диалог;  урок ­ деловая или ролевая игра;  комбинированный урок;  путешествие;  экспедиция и т.д. Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания   и   актуализации   знаний,   выполнение   задач   стандартного   типа,   затем реконструктивно­вариативного   типа,   творческого   типа,   контроля   сформированности умений и навыков, определения домашнего задания. Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности   в   новые   ситуации.   На   этом   этапе   применяется   дифференцированно­ групповая   форма   обучения.   Далее   ­   выполнение   творческих   задач,   а   в   конце   урока   ­ творческая деятельность. Цель   данного   типа   урока  ­   выработать   у   учащихся   определенные   умения   и   навыки, предусмотренные учебной программой. Задачи: образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами :; углубить знание о:  воспитательные:   показать   роль:;   вовлечь   в   активную   практическую   деятельность; способствовать   воспитанию   природо­   и   культуроохранного,   экологического   сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.  развивающие:  научить  работать  с  дополнительной  литературой   и  другими  источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются   учебники,   сборники   задач,   наборы   раздаточного   и   дидактического материала,   мультимедиа,   интернет­технологии.   Управляя   учебной   деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь   особенно   четко   реализуются   корректирующие   и   контрольные   функции   урока, способствующие   организации   учебной   деятельности   школьников   с   наибольшей продуктивностью.   Этот   урок   позволяет   осуществлять   широкую   дифференциацию обучения.   Учащиеся   выполняют   задания   с   учетом   учебных   возможностей   и   благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом. Конструкция   урока   позволяет   включать   учеников   в   различные   виды   парной, групповой   и   индивидуальной   работы,   которые   занимают   большую   часть   его   времени. Возможно прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно­групповой форме обучения. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки.   Взаимный   контроль,   осуществляемый   при   этом   способствует   развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи. На   сочетании   звеньев   закрепления   знаний,   формирования   умений   и   навыков конструируется   урок   совершенствования   знаний,   умений   и   навыков.   На   этом   уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков. На   таких   уроках   господствуют   практические   методы   обучения,   а   по   характеру познавательной   деятельности   преимущество   отдается   частично­поисковым, репродуктивным методам. Деятельность   учителя   специфична.   Спланировав   работу   учащихся   заранее,   он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.  Тип урока: применение знаний на практике Основные формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры;  практикумы;  уроки защиты проектов;  путешествие;  экспедиция и т.д. Структура   урока   подразумевает   этапы:  организационный,   постановки   цели,   проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются   практической   деятельностью.   Сначала   проверяется   выполнения   домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого   ученики   включаются   в   выполнение   конструктивных   заданий,   имеющих   ярко выраженную практическую направленность. Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему   внедрения   севооборота   на   пришкольном   участке.   Изучая   вопросы   конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного   предприятия,   опираясь   на   экономические   законы,   составляют   схему экономического   развития   районов   БАМ   и   т.д.   Здесь   предоставляются   широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей. Цель данного типа урока ­ применение знаний на практике. Задачи: образовательные:   научить   применять   полученные   знания   на   практике;   оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с :; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.  воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую,   формировать   гуманные   качества   личности   учащихся;   совершенствовать навыки общения.  развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки   анализа,   обобщения   и   т.п.;   умения   выступать   и   защищать   свою   точку   зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни. Уроки   применения   знаний   на   практике   строятся   на   сочетании   парной,   фронтальной, групповой   и   индивидуальной   работы.   Включение   учащихся   в   разнообразные   виды коллективной   работы   благоприятно   сказывается   на   формировании   гуманных   качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся  под углом  решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично­поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Формы данного типа урока: повторительно­обобщающий урок;  диспут;  игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);  театрализованный урок (урок­суд);  урок­совершенствование;  заключительная конференция;  заключительная экскурсия;  урок­консультация;  урок­анализ контрольных работ;  обзорная лекция;  обзорная конференция;  урок­беседа. Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования   знаниями   и   способами   деятельности   в   стандартных   и   нестандартных ситуациях,   подведения   итогов   и   формулирования   выводов,   определения   и   разъяснения домашнего задания. Цель ­ более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. Такие   уроки   проводятся   при   изучении   крупных   тем   программы   или   в   конце   учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки. Задачи: образовательные:   выявить   качество   и   уровень   овладения   знаниями   и   умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :, обобщить материал как систему знаний.  воспитательные:   воспитывать   общую   культуру,   эстетическое   восприятие   окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.  развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать   познавательный   интерес;   развивать   умение   объяснять   особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д. На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения   учащихся,   выступления   с   устными   рецензиями   на   отдельные   статьи,   книги, посвященные разбираемому вопросу. Эффективность   урока   зависит   от   того,   насколько   широко   используются   на   нем различные виды репродуктивно­поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников.   Он   не   достигает   своей   цели,   если   отдается   предпочтение   обычной воспроизводящей   деятельности.   Учитель   готовит   задачи   творческого   характера, позволяющие по­новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания. Урок   повторения   и   обобщения   знаний   позволяет   применять   групповую   форму учебной   работы.   Разные   группы   учащихся   могут   включаться   в   выполнение   различных заданий   с   той   целью,   чтобы   потом   полнее   осветить   разные   вопросы   ранее   изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных   форм   учебной   деятельности.   На   этих   уроках   восстанавливаются   знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации   материала.   Воспитательные   задачи   решаются   не   только   через   методы, содержание   учебного   материала,   но   и   через   организацию   коллективной   деятельности учащихся. Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений Оперативный   контроль   на   уроках   осуществляется   постоянно,   но   для   обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока: урок­зачет;  викторина;  конкурсы;  смотр знаний;  защита творческих работ, проектов;  творческий отчет;  контрольная работа;  собеседование. Цель   урока   контроля   знаний   и   умений  ­   осуществить   контроль   обучения,   продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков. Задачи: образовательные:   выявить   качество   и   уровень   овладения   знаниями   и   умениями, полученными   на   уроках   темы:,   обобщить   материал,   как   систему   знаний,   проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.  воспитательные:   способствовать   формированию   ответственного   отношения   к   учению, готовности   и   мобилизации   усилий   на   безошибочное   выполнение   заданий,   проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.  развивающие:   развить   логическое   мышление,   память,   способность   к   анализу   и   синтезу; формировать   навыки   самоконтроля,   навыки   работы   в   коллективе   (при   использовании коллективной работы). В   зависимости   от   используемых   форм   учебной   работы   выделяют   уроки комплексного,   устного   и   письменного   контроля   знаний,   умений   и   навыков,   а   так   же контроля   программированного   по   электронным   учебникам   и   пособиям.   На   структуре каждого из видов немного остановимся. Урок устного контроля знаний. Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков,   обобщения   и   систематизации   знаний,   оценки   деятельности   учащихся, определения домашнего задания. Эти   уроки   строятся   на   сочетании   разных   форм   учебной   работы.   Возможен фронтальный   и   индивидуальный   опрос.   Целесообразна   парная   форма   обучения,   при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.  Урок письменного контроля знаний. Структура:   организационный   этап,   постановки   цели,   деятельность   учащихся   по выполнению контрольных заданий. Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы   или   их   сочетании.   На   одних   уроках   ученики   выполняют   единые   задания индивидуально.   Нередко   учителя   дают   учащимся   индивидуализированные   задания   на специальных карточках.  Уроки комплексного контроля знаний строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом. Дифференцированно­груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные   задания   с   учетом   их   учебных   возможностей.   Прибегая   в   ряде   случаев   к индивидуальной   форме   учебной   работы   учитель   определяет   как   усвоен   материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно­групповая форма, когда   задание   дается   трем­пяти   ученикам,   а   с   основной   частью   класса   учитель   ведет фронтальную беседу и т.д. Тип урока: комбинированный урок Комбинированный   урок   строится   на   совокупности   логически   не   обусловленных звеньев   учебного   процесса.   В   этом   его   особенность.   На   этом   уроке   могут   сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. Комбинированные   уроки   сложно   проводить   в   интегрированной   форме,   да   и   не нужно,   т.к.,   как   правило,   на   комбинированном   уроке   предусмотрен   небольшой   объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все­таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой­либо интегральной проблемы. Изучение   материала   небольшими   блоками   не   ведет   к   формированию   системы знаний,   слабо   развивает   умение   выделять   главное,   свертывать   и   развертывать   знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся. Рассмотрим формы проведения уроков. Формы уроков. 1.Урок­лекция Как   правило,   это   уроки,   на   которых   излагается   значительная   часть   теоретического материала изучаемой темы.  В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены: вводные; установочные; текущие; обзорные  лекции. По характеру положения и деятельности учащихся лекция может быть: информационной; объяснительной; лекцией­беседой.  Лекционная   форма   проведения   уроков   целесообразна   при     изучении   нового материала,   мало   связанного   с   ранее   изученным,   рассмотрении   сложного     для самостоятельного изучения материала,   подаче информации крупными блоками, в плане реализации   теории   укрупнения   дидактических   единиц   в   обучении,     выполнении определенного   вида   заданий   по   одной   или   нескольким   темам,   разделам,     применении изученного материала при решении практических задач. 2.Урок­консультация На     уроках     данного     вида     проводится     целенаправленная     работа     не     только     по ликвидации  пробелов  в  знаниях  учащихся, обобщению  и  систематизации  программного материала, но  и  по  развитию  их  умений. В  зависимости  от  содержания  и  назначения  выделяют: ­тематические консультации; ­целевые  уроки ­ консультации. Тематические   консультации   проводятся   либо   по   каждой   теме,   либо   по   наиболее значимым   и   сложным   вопросам   программного   материала.   Целевые   консультации входят  в  систему  подготовки, проведения  и  подведения  итогов  самостоятельных  и контрольных  работ, зачетов,  экзаменов.  Это  могут  быть  уроки  работы  над  ошибками, уроки     анализа     результатов     контрольной     работы     или     зачета.     На     консультации сочетаются   различные   формы   работы   с   учащимися: общеклассные,   групповые   и индивидуальные. В  ходе  урока ­ консультации  учитель  получает  возможность  узнать  учеников  с  лучшей стороны,     выявить     наиболее     любознательных     и     пассивных,     поддержать     тех,   кто испытывает     затруднения     и     помочь     им.     Последнее     реализуется     с     применением индивидуальных     и     групповых     форм     работы,     где     помощниками     могут     быть консультанты   из   числа   учащихся, хорошо   разобравшихся   в   вопросах   по изучаемой теме.   Эту   структуру   практикума   можно   изменять   в   зависимости   от   содержания работы, подготовки  учащихся. Этапы уроков по ФГОС. С   введением   ФГОС   нового   поколения   претерпела   изменения   структура   уроков изучения нового, урока закрепления, урока повторения, урока систематизации и обобщения знаний и умений, урока контроля знаний и умений, урока коррекции знаний, умений и навыков, комбинированного урока. 1.Урок изучения нового. 1)Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний.  5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление.  7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия). 2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление: ­  в знакомой ситуации (типовые); ­  в изменённой ситуации (конструктивные). 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия). 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения).  1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний: ­  с целью подготовки к контрольному уроку; ­  с целью подготовки к изучению новой темы. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Обобщение и систематизация знаний. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия). 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений.  1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний: ­ подготовка учащихся к обобщенной деятельности; ­  воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 5. Структура урока контроля знаний и умений.  1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3)Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. 4) Рефлексия (подведение итогов занятия).  6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3)   Итоги   диагностики   (контроля)   знаний,   умений   и   навыков.   Определение   типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 5) Рефлексия (подведение итогов занятия). 7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания.  6) Первичное закрепление. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия). Тема урока _____________________________________________________ Технологическая карта урока Цели для ученика 1. 2. 3. Тип урока Опорные понятия, термины Формы контроля Цели для учителя Образовательные Развивающие  Воспитательные  Форма урока Новые понятия Домашнее задание Этап урок а Деятельность Деятельность Используемые Формируемые Результат учителя ученика методы, приемы, формы Анализ урока УУД взаимодействия (сотрудничества) Также неотъемлемой частью успеха педагога является способность анализировать урок, выявлять недочеты, корректировать свою деятельность с учетом проведенного анализа. Приведу примеры различных схем  анализа урока в соответствии с ФГОС. Анализ урока  Дата  «____» ______________________ 200__ г. Учитель _________________________________Предмет  _______________________ Цель посещения _________________________________________________________ I. Введение в урок 1 Создание психологического настроя 2 Постановка целей 3 Формирование мотивов учения II. Оснащенность урока 1 Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО 2 Целесообразность использования средств наглядности III. Содержание урока, формы реализации 1 Соответствие методической структуры урока целям 2 Адаптация программы к данному классу, доступность изложения  материала 3 Дифференциация заданий 4 Научность содержания 5 Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи 6 Нравственная и мировоззренческая направленность урока 7 Эстетическое воздействие урока 8 Использование эффективных методов обучения, их вариативность 9 Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль 10 11 Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность,  использование игровых форм Работа по расширению осведомленности учащихся (использование  доп. литературы) 12 Наличие практической деятельности учащихся 13 Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с  книгой, формирование понятийного аппарата 14 Привитие навыков самообразовательной деятельности IV. Психологические аспекты урока 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 Смена видов деятельности на уроке 2 Учет времени активного внимания 3 Учет объема оперативной памяти на слух и при письме 4 Использование различных видов памяти /образной, словесно­ логической, двигательной, эмоциональной, зрительной/ V. Оценка деятельности учащихся 1 Степень активности учащихся 2 Организованность и дисциплина 3 Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить,  аргументированно доказывать тезис (правило) 4 Умение работать у доски с картой, схемой, прибором 5 Навыки самостоятельной деятельности VI. Охрана труда на уроке Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха) 1 2 Наблюдение за посадкой учащихся 3 Проведение динамической паузы VII. Взаимодействие ученика и учителя Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид,  речь учителя (темп, дикция, эмоциональность) 1 2 Наличие обратной связи с учащимися 3 Наличие индивидуальной работы с учащимися 4 Организация коллективной деятельности 5 Обеспечение доброжелательного психологического климата VIII. Итоги урока 1 Выполнение намеченного плана, степень достижения цели 2 Домашнее задание: объем, посильность, вариантность 3 Использование воспитательных возможностей оценки 4 Эффект последействия 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Сумма баллов: _________         Процент от макс:_________           Оценка урока: _______ Оценка: «5» – 100–75%; «4» – 75–50%; «3» – 50–25%; «2» – 25% и ниже. Выводы:  ____________________________________________________________________________ Рекомендации:  _____________________________________________________________________________  С анализом ознакомлен:  Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения № 1  Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и  Параметры свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,  Выводы наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. 2  Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу  относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ,  рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров,  задач, практические занятия и др. Нормой считается 4­7 видов за урок.  3 Средняя продолжительность и частота чередования различных видов  учебной деятельности. Ориентировочная норма ­ 7­10 минут. 4  Число использованных учителем видов преподавания: словесный,  наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма ­ не менее трех за урок. 5 Чередование видов преподавания не позже чем через 10­15 минут. 6  Использование методов, способствующих активизации инициативы и  творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально  превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их  получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его  способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);  активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием,  обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как  исследователь и др.);  методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта,  эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и  др.  7 Длительность применения технических средств обучения в соответствии с  гигиеническими нормами.  8 Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для  инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и  воспитательных задач 9 Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой  работы.   10 Физкультминутки и физкультпаузы. Необходимо обратить внимание на их  содержание и продолжительность (норма ­ на 15­20 минут урока по 1 минуте  из 3­х легких упражнений с 3­4 повторениями каждого), а также на  эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у  школьников желания их выполнять 11 Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть  урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;  демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование  отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания  сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом  образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного  поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем  вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его  педагогического профессионализма 12  Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к  занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к  изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы  ее повышения, используемые учителем.  13  Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит  одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, ­ дополнительная гирька на  чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И  наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение,  продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны  учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке  здоровьеразрушающих тенденций 14 Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися:  из­за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления  дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие  эмоционально­негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без  нарушения работы всего класса ­ отражение его способности управлять  учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов» и  дидактогений. 15 Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления  доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости ­ угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально­смысловых  разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования  юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями,  небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. 16  Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченное  школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые  показатели ­ в диапазоне от 60% до 80%. 17  Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной  активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных  и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма ­  не  ранее чем за 5­10 минут до окончания урока. 18 Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям  относятся: • неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»; • отсутствие времени на вопросы учащихся; • необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. Все это ­ ненужный стресс как для школьников, так и для учителя.  Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на  перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся  имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог  прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. 19  Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно  считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе ­  спокойно­деловое, удовлетворенное, умеренно­возбужденное состояние  школьников; на другом ­ утомленное, растерянное, агрессивное,  фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние  учителя. Схема анализа урока по ФГОС. Класс__________________________________________________________ Предмет________________________________________________________ Автор учебника__________________________________________________ Тема урока______________________________________________________ Этапы анализа Баллы 1 2 3 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 5.4 6 Основные цели урока: образовательная, развивающая,  воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных  учителем целей урока? Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их  логическая последовательность и дозировка во времени,  соответствие построения урока его содержанию и поставленной  цели. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию  изучения  данной темы (учебный материал) Соответствие урока требованиям ФГОС: Ориентация на новые образовательные стандарты. Нацеленность деятельности на формирование   УУД Использование современных технологий: проектная,  исследовательская, ИКТ, др. Содержание урока: Научная правильность освещения материала на уроке, его  соответствие возрастным особенностям Соответствие содержания урока требованиям программы. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта  учеников с целью развития  познавательной активности и  самостоятельности. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом,  межпредметные связи. Методика проведения урока: 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 7 7.1 7.2 7.3 7.4 8 9 Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.  Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Какие методы использовались учителем. Какова доля  репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности?  Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного  характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и  примерное число заданий поискового характера( «докажи»,  «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.  Объем и характер самостоятельной работы. Какие из перечисленных методов познания использует учитель  (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) Применение диалоговых форм общения. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний  учащихся. Осуществление обратной связи: ученик­учитель. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для  детей разного уровня обученности. Средства обучения. Целесообразность их использования в  соответствии с темой, этапом обучения. Использование наглядного материала: в качестве  иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения  обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен,  уместен, недостаточен. Формирование навыков самоконтроля и самооценки. Психологические основы урока: Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их  ближайшего развития. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств:  восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. Ритмичность урока: чередование материала разной степени  трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы  урока. Домашнее задание: оптимальный объём, доступность  инструктажа, дифференциация, представление права выбора. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя  (отсутствия шаблона) Итого: За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует,  1 – проявляется частично,  2­ в полном объёме.

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»

Методическая разработка: «Типы и формы урока»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018