Организация методической работы в условиях дистанционного обучения в МБОУ Приморская СШ имени Героя Советского Союза М.А.Юшкова
Автор: Зотова Елена Васильевна, заместитель директора по УВР МБОУ Приморская СШ имени Героя Советского Союза М.А.Юшкова
В школе созданы условия, необходимые для профессионального роста педагогических работников: разработана Карта профессионального развития педагогов в которой отражаются курсы повышения квалификации, тема; мастер-классы, обобщение опыта; публикации; открытые уроки; предметные и дистанционные олимпиады; работа в НОУ, подготовка к НПК и т.д. Карта разрабатывается с помощью Табло учета образовательных потребностей и возможностей педагогов. Работают Школьные методические объединения учителей математики, русского языка, начальных классов, коррекционного обучения, классных руководителей, методический совет, в который входят все руководители ШМО. ШМО работало по различным проблемам: Совершенствовалось качество преподавания через приемы, обеспечивающие качественное обучение учащихся – ВОЗ, ВПТ, маршрутно-логические схемы, смысловое чтение, применение предписаний при решении заданий определенного типа. Организовывалось нарешивание вариантов заданий итоговой аттестации. Разработка шкалы самооценивания, разработка заданий по развитию УУД. Происходил обмен опытом, разработка и проведение открытых уроков. Консультирование молодых педагогов. Разработка и организация работы «Умных каникул» для всех обучающихся школы по ИОМ, Школы допонимания «Пифагор» по русскому языку и математике в 9 и 11 классах. Ежегодно проводится Мониторинг методической работы. Созданы временные рабочие группы по различным проблемам. Рабочими группами разрабатываются и проводятся семинары по проблематике. При проведении семинаров используются инструменты проблемы, так при работе по проблеме КСО использовались их методики, при проблеме дистанционного обучения, пользовались инструментами дистанционного обучения.
Обсуждая опыт работы в условиях дистанционного обучения в школе в период распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Красноярского края, мы должны понимать, что изменилось и должно измениться в организации методической работы и процессов повышения квалификации в дальнейшем. Попытаться понять, какой сложился опыт в нашей школе, какой мы возьмем с собой, а что еще нужно постигать.
Структура дистанционного обучения включает ряд категорий средств деятельности:
1. аппаратные средства, обеспечивающие передачу сигнала – определено наличие техники с выходом в интернет как у педагогов, так и обучающихся; Зафиксированы телефоны детей, родителей, педагогов, администрации; определены места для консультирования обучающихся классными руководителями и учителями-предметниками (через ватсап, вайбер, группы ВК, в телефонном режиме, через обменник («почтовые ящики»); как будет осуществляться обратная связь
2. определенный уровень информационной и коммуникативной компетентности всех участников процесса – проверен теоретически, по вопросам; из опыта участия обучающихся в дистанционных опросах, конкурсах и олимпиадах (58%), педагогов – опыт дистанционного обучения (64%); проведена первичная апробация работы на отдельных занятиях
3. возможное разделение задач учебно-воспитательного процесса на задачи, решаемые преимущественно в рамках непосредственного общения, и задачи, решение которых возможно в общении, опосредованном техническими средствами коммуникации, и др. – разработаны нормативно-правовые документы, Положение об организации дистанционного обучения, применения форм электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МБОУ «Приморская СШ им. Героя Советского Союза М.А. Юшкова», Регламент организации дистанционного обучения, определен Порядок текущего контроля при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий, внесены изменения в Положение о формах и сроках проведения промежуточной аттестации по всем предметам, Календарный учебный график, расписание занятий. Очень сложной в условиях дистанционного обучения оказалась процедура и объективность промежуточного оценивания.
4. информационные средства (содержательные материалы) – переработаны рабочие программы по предметам, календарно-тематическое планирование, планы уроков. В содержательной части самым сложным оказалась проблема объема домашних задания для обучающихся. С одной стороны, необходимо выполнить необходимый объем заданий по теме, выдержать содержание темы, с другой стороны не допустить перегрузки обучающихся.
5. алгоритмические средства (операционные системы, программные продукты и др.) - изучены сначала индивидуально, затем коллективно платформы для дистанционного обучения; проведен педагогический совет, на котором определили платформы на образовательных платформах в 1-4 классах на портале Учи.ру, в 5-11 классах Российская электронная школа, на платформе edu.skyeng.ru по английскому языку
6. методические средства (инструкции по пользованию информационно-образовательной системой) – заместителем директора по УВР и техническим специалистом школы разработаны и проведены обучающие практико-теоретические семинары по работе педагогов с обучающимися на образовательных платформах, разработаны инструкции для педагогов и обучающихся
7. контролирующие средства – разработан еженедельный мониторинг для учителей-предметников и классных руководителей по дистанционному обучению, который включает в себя: ФИО педагога; предмет, класс, количество обучающихся зарегистрированных на образовательных платформах и, имеющих пароли к ним (чел.); сколько из них работают на платформе; где еще дублируются эти же или аналогичные задания для детей без ПК; как реализовывается РП по предмету; как осуществляется обратная связь; как оцениваются обучающиеся; как ликвидировать за должности, чтобы не было неуспевающих, какие затруднения возникли при организации ДО.
В процессе дистанционного обучения пришло понимание, что изменилась роль педагога:
- он проектирует не только образовательный процесс, но и сетевое взаимодействие с обучающимися, управляет им
- формирует среду дистанционного обучения, конструирует электронные учебно-методические комплексы
- управляет совместной дистанционной учебной деятельностью, мобильно корректируя её под изменяющиеся особые образовательные потребности учеников
- во время обучения школьников обучается сам.
Возник дефицит педагогических компетентностей разного плана - работа с обучающимися на образовательных платформах, организация и проведение онлайн-занятия.
Организация методической работы в дистанционном обучении школьников – это индивидуализированный поэтапный процесс оказания методической помощи педагогам, представляющий собой взаимодействие педагога (сопровождаемого) и заместителя директора по УВР (сопровождающего), направленное на содействие преодолению педагогом возникающих профессиональных затруднений (проектируемое с учетом готовности и опыта педагога по осуществлению профессиональной деятельности в дистанционном обучении школьников). Этапы процесса методической работы обусловлены логикой преодоления профессионального затруднения. Методическая помощь педагогам школы оказывалась пошагово:
- Осознание и озвучивание проблемы педагогом
- Планирование мероприятий, способствующих преодолению трудностей
- Преодоление педагогом затруднения с использованием запланированных мероприятий
- Осознание эффективности деятельности по преодолению профессионального затруднения.
Последний шаг приводил, как к положительному разрешению вопроса педагогом, так и к осознанию им нового профессионального затруднения и дальнейшему поиску путей его преодоления. Поиска решения таких вопросов, как оценивание учебных достижений, нормирование домашнего задания, проведение онлайн-конференций для обучения.
По разрешению дефицита педагогов по работе с обучающимися на образовательных платформах были организованы практико-теоретические семинары в школе, то по возникшему новому профессиональному затруднению организации и проведения онлайн-занятий учителям школы были указаны только места в ИПК. Все учителя-предметники на разном уровне владеют педагогическими компетентностями дистанционного обучения, поэтому данная тема отразится в индивидуальных образовательных программах педагогов и может быть востребована в профессиональном развитии педагогов в следующем учебном году. Будет скорректирована карта профессионального развития педагогов школы.
Результативность методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в процессе дистанционного обучения школьников будем рассматривать как:
- готовность педагога к реализации профессиональной деятельности в среде дистанционного обучения, проявляемая в его потребности в профессиональном совершенствовании для преодоления возникающих затруднений и в самообразовании в области дистанционного обучения
- востребованность педагогами ресурсов информационно-методической среды сопровождения в осознании и преодолении ими возникающих в процессе дистанционного обучения школьников профессиональных затруднений
- продуктивность преодоления педагогом профессионального затруднения, проявляющаяся в результатах образовательной деятельности обучающихся и направленности созданных педагогом в информационно-методической среде дидактических и методических материалов (продукты деятельности) на преодоление выявленного и осознанного профессионального затруднения.
В дальнейшей деятельности школы при реализации ООП и ДОП необходимо планировать применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания, выражать своё отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций. ОУ планирует принять участие в апробации учебного модуля «Информатика» для 7 класса сервиса Яндекс.Учебник с сентября 2020 года реализуемой в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.