Аннотация
В статье рассмотрены отдельные проблемы интеграции образования, науки и бизнеса в контексте инновационного развития экономики России и принятия новых стандартов образования. В числе основных проблем эксперты выделяют формальный подход и несовершенство законодательства в данной сфере. Не меняет существенно данной оценки создание образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. Следует пересмотреть формы и методы интеграции образования и бизнеса в условиях экономического кризиса, переложив часть финансовой нагрузки государства по подготовке специалистов на бизнес.
Ключевые слова: образование, наука, бизнес, продукты интеллектуальной деятель-ности, инновации, интеграция, экономический кризис.
К ВОПРОСУ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА
Аннотация
В статье рассмотрены отдельные проблемы интеграции образования, науки и бизнеса в
контексте инновационного развития экономики России и принятия новых стандартов
образования. В числе основных проблем эксперты выделяют формальный подход и
несовершенство законодательства в данной сфере. Не меняет существенно данной
оценки создание образовательными организациями хозяйственных обществ и
хозяйственных партнерств. Следует пересмотреть формы и методы интеграции
образования и бизнеса в условиях экономического кризиса, переложив часть финансовой
нагрузки государства по подготовке специалистов на бизнес.
Ключевые слова: образование, наука, бизнес, продукты интеллектуальной деятель-ности,
инновации, интеграция, экономический кризис.
Сфера образования - это сфера особого интереса государства, затрагивающая жиз-ненно
важные интересы граждан и направленная на удовлетворение одной из основных его
потребностей. Предпринимаемые государством шаги в рамках реформирования обра-
зовательной сферы требуют особой продуманности не только с точки зрения
экономического эффекта, но и с точки зрения будущего социального результата,
социального эффекта. Законодательство как инструмент государственной политики,
безусловно, не может не учитывать данные факторы.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач
интеллектуального, культурного и профессионального развития человека. Его цель -
подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в
соответствии с потребностями общества и государства. В целом профессиональное
обучение направлено на приобретение профессиональной компетенции, в том числе для
работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными
профессиональными средствами, получение квалификационных разрядов, классов,
категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня
образования [6,331].
В условиях экономического кризиса интеграция образования и бизнеса в целях оп-
тимизации инновационного развития экономики России осуществляется сложно и весьма
противоречиво. С одной стороны, уделяется большое внимание этому ключевому направ-
лению развития страны, о чем свидетельствуют принятые в последние годы решения по
различным аспектам инновационного развития образования и науки как важного,
прорывного «направления модернизации общественного производства, кардинального
улучшения материального и духовного уровня жизни российских граждан»[5]. В числе
основных документов следует выделить Стратегию инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года [1] и Концепцию Федеральной целевой программы
развития образования на 2016 - 2020 годы [2]. С другой стороны, анализ правовых
документов, принятых для понимания сущности и перспектив интеграции сфер
образования и бизнеса, свидетельствует о том, что формы, методы, требования и условия
сотрудничества между собой субъектов данных отношений прописаны недостаточно. В
числе проанализированных нормативных документов стоит выделить Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"[3] и Закон о государственно-частном
партнерстве [4].
Так, по мнению к.ю.н. Винокуровой Н.С., в Законе об образовании [3] речь главным
образом идет об интеграции различных образовательных программ[5]. Непосредст-
венное кадровое обеспечение приоритетных направлений развития новых технологий,экономики, социальной сферы на сегодняшний день ограничено рамками нескольких на-
циональных исследовательских университетов. Такой подход означает, что интеграция
педагогического и предпринимательского потенциалов российского общества в основном
сконцентрирована в наиболее крупных федеральных и региональных центрах.
Татаркин А.И. считает, что «интеграция интеллектуальных ресурсов образования и науки
и реальных интересов бизнеса в инновационном развитии экономики России должна
осуществляться не точечно, а повсеместно»[7].
Статья 72 Закона об образовании в Российской Федерации регламентирует формы
интеграции образовательной и научной деятельности, однако цели такой интеграции не
выходят за рамки самой образовательной деятельности. «Тесная» интеграция
образовательной сферы с инновационной составляющей экономики, с
предпринимательским сообществом существует формально. Не меняет существенно
данной оценки и то обстоя-тельство, что ст.103 рассматриваемого Закона
регламентирует создание образовательными организациями хозяйственных обществ и
хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом
внедрении результатов интеллектуальной деятельно-сти. Многие эксперты считают, что
данный вид инновационной деятельности может быть весьма полезен применительно к
малому бизнесу. Однако для эффективного использования прорывных инновационных
научных разработок на стратегических направлениях развития российской экономики
этого явно недостаточно.
Формально прописано инновационное сотрудничество образования с бизнес -
сообществом и в Законе огосударственно-частном партнерстве. В качестве
существенного недостатка данного Закона следует отметить, что в нем государственно-
частное партнерство рассматривается применительно к имущественным (материальным)
образованиям.
Важность реализации инновационного подхода применительно к сфере образова-ния
диктует необходимость выделения в качестве самостоятельного объекта
государственно-частного партнерства инновационных продуктов интеллектуальной
деятельности в сфере образования и науки (изобретений; инновационных технологий,
разработок, методик и т.п.), которые могут со значительно большей отдачей
использоваться в модернизации всего экономического, социального и культурного
потенциала России [5,26]. Отсутствие в Законе о государственно-частном партнерстве
четкой регламентации интеллектуального аспекта в качестве самостоятельного и
важного элемента является, по мнению специалистов, существенным недостатком
правового документа, который необходимо исправить.
Наряду с недоработками норм регулирования государственно-частного партнерства в
сфере интеграции потенциальных возможностей образования и бизнеса эксперты вы-
деляют и другие весьма сложные и острые проблемы. Одной из ключевых проблем
является низкий спрос на инновации в экономике России. Как показывает анализ
практики социально-экономического развития страны, ни частный, ни государственный
сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень
инновационной активности предприятий в России значительно уступает показателям
стран - лидеров в этой сфере (Швеция, Япония, Великобритания).
Серьезным негативным фактором современного развития России является ее кризисное
финансово-экономическое положение, не позволяющее государству в полной мере
тянуть нагрузку в части расходов на образование, науку, инновационное развитие эконо-
мики. Нужна активная помощь российского бизнеса, который является основным потре-
2бителей выпускников образовательных организаций, из которых формируется кадровый
состав производственных структур предпринимательского сообщества. Ежегодно сотни
тысяч выпускников вузов и средних профессиональных образовательных организаций
поступают на работу в различные предпринимательские структуры, в том числе на
крупные предприятия частного сектора. При этом важно учитывать, что подготовка
большей части такого рода специалистов осуществляется на бюджетной основе, т.е.
государство вкладывает в подготовку специалистов, в том числе и для бизнеса, весьма
значительные финансовые ресурсы[5,28]. Считаю справедливым предложение, чтобы и
предпринимательское сообщество вносило существенный вклад в инновационное
развитие образования и науки.
О необходимости тесного взаимодействия государства и бизнеса в инновационном
развитии образовательной и научной сфер свидетельствует и зарубежный опыт. Он пока-
зывает, что даже государства с развитой и успешной рыночной экономикой (США,
Япония, ФРГ) не в состоянии реализовать весь комплекс глобальных задач только на
основе государственного финансирования инновационного развития различных отраслей
эконо-мики, сферы образования и науки. В этой связи необходимо значительно
активизировать взаимодействие государства и бизнеса в рамках публично-частного
партнерства.
Литература:
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Утв. распоряжениемПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-
р // СПС "КонсультантПлюс".
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020
годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №
2765-р // СПС "КонсультантПлюс".
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 "Об образовании в Российской
Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ "О государственно-частном
партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. Винокурова Н.С. Интеграция образования, науки и бизнеса в контексте инновационного
развития экономики России // Безопасность бизнеса. 2016. №2.- С. 25 -28
6. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В.
Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Вол-ковой.
М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
РФ, Юриспруденция, 2015. - 480 с.
7. Татаркин А.И. Пространственные факторы системной модернизации Российской
Федерации // Бизнес, менеджмент и право. 2012. №1.- С. 17.
3