К ВОПРОСУ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аннотация В статье рассмотрены отдельные проблемы интеграции образования, науки и бизнеса в контексте инновационного развития экономики России и принятия новых стандартов образования. В числе основных проблем эксперты выделяют формальный подход и несовершенство законодательства в данной сфере. Не меняет существенно данной оценки создание образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. Следует пересмотреть формы и методы интеграции образования и бизнеса в условиях экономического кризиса, переложив часть финансовой нагрузки государства по подготовке специалистов на бизнес. Ключевые слова: образование, наука, бизнес, продукты интеллектуальной деятель-ности, инновации, интеграция, экономический кризис.
Иконка файла материала конспект.docx
К ВОПРОСУ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА Аннотация В статье рассмотрены отдельные проблемы интеграции образования, науки и бизнеса в контексте инновационного развития экономики России и принятия новых стандартов образования. В числе основных проблем эксперты выделяют формальный подход и несовершенство законодательства в данной сфере. Не меняет существенно данной оценки создание образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. Следует пересмотреть формы и методы интеграции образования и бизнеса в условиях экономического кризиса, переложив часть финансовой нагрузки государства по подготовке специалистов на бизнес. Ключевые слова: образование, наука, бизнес, продукты интеллектуальной деятель-ности, инновации, интеграция, экономический кризис. Сфера образования - это сфера особого интереса государства, затрагивающая жиз-ненно важные интересы граждан и направленная на удовлетворение одной из основных его потребностей. Предпринимаемые государством шаги в рамках реформирования обра- зовательной сферы требуют особой продуманности не только с точки зрения экономического эффекта, но и с точки зрения будущего социального результата, социального эффекта. Законодательство как инструмент государственной политики, безусловно, не может не учитывать данные факторы. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека. Его цель - подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства. В целом профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования [6,331]. В условиях экономического кризиса интеграция образования и бизнеса в целях оп- тимизации инновационного развития экономики России осуществляется сложно и весьма противоречиво. С одной стороны, уделяется большое внимание этому ключевому направ- лению развития страны, о чем свидетельствуют принятые в последние годы решения по различным аспектам инновационного развития образования и науки как важного, прорывного «направления модернизации общественного производства, кардинального улучшения материального и духовного уровня жизни российских граждан»[5]. В числе основных документов следует выделить Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] и Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [2]. С другой стороны, анализ правовых документов, принятых для понимания сущности и перспектив интеграции сфер образования и бизнеса, свидетельствует о том, что формы, методы, требования и условия сотрудничества между собой субъектов данных отношений прописаны недостаточно. В числе проанализированных нормативных документов стоит выделить Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"[3] и Закон о государственно-частном партнерстве [4]. Так, по мнению к.ю.н. Винокуровой Н.С., в Законе об образовании [3] речь главным образом идет об интеграции различных образовательных программ[5]. Непосредст- венное кадровое обеспечение приоритетных направлений развития новых технологий,экономики, социальной сферы на сегодняшний день ограничено рамками нескольких на- циональных исследовательских университетов. Такой подход означает, что интеграция педагогического и предпринимательского потенциалов российского общества в основном сконцентрирована в наиболее крупных федеральных и региональных центрах. Татаркин А.И. считает, что «интеграция интеллектуальных ресурсов образования и науки и реальных интересов бизнеса в инновационном развитии экономики России должна осуществляться не точечно, а повсеместно»[7]. Статья 72 Закона об образовании в Российской Федерации регламентирует формы интеграции образовательной и научной деятельности, однако цели такой интеграции не выходят за рамки самой образовательной деятельности. «Тесная» интеграция образовательной сферы с инновационной составляющей экономики, с предпринимательским сообществом существует формально. Не меняет существенно данной оценки и то обстоя-тельство, что ст.103 рассматриваемого Закона регламентирует создание образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом внедрении результатов интеллектуальной деятельно-сти. Многие эксперты считают, что данный вид инновационной деятельности может быть весьма полезен применительно к малому бизнесу. Однако для эффективного использования прорывных инновационных научных разработок на стратегических направлениях развития российской экономики этого явно недостаточно. Формально прописано инновационное сотрудничество образования с бизнес - сообществом и в Законе огосударственно-частном партнерстве. В качестве существенного недостатка данного Закона следует отметить, что в нем государственно- частное партнерство рассматривается применительно к имущественным (материальным) образованиям. Важность реализации инновационного подхода применительно к сфере образова-ния диктует необходимость выделения в качестве самостоятельного объекта государственно-частного партнерства инновационных продуктов интеллектуальной деятельности в сфере образования и науки (изобретений; инновационных технологий, разработок, методик и т.п.), которые могут со значительно большей отдачей использоваться в модернизации всего экономического, социального и культурного потенциала России [5,26]. Отсутствие в Законе о государственно-частном партнерстве четкой регламентации интеллектуального аспекта в качестве самостоятельного и важного элемента является, по мнению специалистов, существенным недостатком правового документа, который необходимо исправить. Наряду с недоработками норм регулирования государственно-частного партнерства в сфере интеграции потенциальных возможностей образования и бизнеса эксперты вы- деляют и другие весьма сложные и острые проблемы. Одной из ключевых проблем является низкий спрос на инновации в экономике России. Как показывает анализ практики социально-экономического развития страны, ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий в России значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере (Швеция, Япония, Великобритания). Серьезным негативным фактором современного развития России является ее кризисное финансово-экономическое положение, не позволяющее государству в полной мере тянуть нагрузку в части расходов на образование, науку, инновационное развитие эконо- мики. Нужна активная помощь российского бизнеса, который является основным потре- 2бителей выпускников образовательных организаций, из которых формируется кадровый состав производственных структур предпринимательского сообщества. Ежегодно сотни тысяч выпускников вузов и средних профессиональных образовательных организаций поступают на работу в различные предпринимательские структуры, в том числе на крупные предприятия частного сектора. При этом важно учитывать, что подготовка большей части такого рода специалистов осуществляется на бюджетной основе, т.е. государство вкладывает в подготовку специалистов, в том числе и для бизнеса, весьма значительные финансовые ресурсы[5,28]. Считаю справедливым предложение, чтобы и предпринимательское сообщество вносило существенный вклад в инновационное развитие образования и науки. О необходимости тесного взаимодействия государства и бизнеса в инновационном развитии образовательной и научной сфер свидетельствует и зарубежный опыт. Он пока- зывает, что даже государства с развитой и успешной рыночной экономикой (США, Япония, ФРГ) не в состоянии реализовать весь комплекс глобальных задач только на основе государственного финансирования инновационного развития различных отраслей эконо-мики, сферы образования и науки. В этой связи необходимо значительно активизировать взаимодействие государства и бизнеса в рамках публично-частного партнерства. Литература: 1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжениемПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227- р // СПС "КонсультантПлюс". 2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // СПС "КонсультантПлюс". 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". 4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 5. Винокурова Н.С. Интеграция образования, науки и бизнеса в контексте инновационного развития экономики России // Безопасность бизнеса. 2016. №2.- С. 25 -28 6. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Вол-ковой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015. - 480 с. 7. Татаркин А.И. Пространственные факторы системной модернизации Российской Федерации // Бизнес, менеджмент и право. 2012. №1.- С. 17. 3