В наше время мы пользовались такими понятиями как педагогика, методика, дидактика. Теперь я не слышу даже и слов-то таких на педагогических тусовках. Это были дисциплины, которые удивительным образом сочетали в себе науку, искусство и педагогические верования. Они никогда не были нацелены на конечный результат, их цель в бесконечном процессе совершенствования. Педагогика Сотрудничества, методика Зайцева, дидактика Занкова, метод Шаталова... Это достижения мирового уровня. А еще наследие. Наследие А.С.Макаренко в Германии изучают четыре специальных института, а в России ни одного! Даже ни одной кафедры! Ни одного кабинета! Нам это не надо? Совсем?...
Технология превращается в примитив, как только она пытается заместить педагогику, методику, дидактику..docx (17 kB)
К вопросу о технологиях.docx
Педагогика Сотрудничества,
Мне пишут многие и о решении задач, и о своих раздумьях о нынешней
школе. Как-то одна из студенток попросила помочь в написании дипломной
работы по теме "Использование игровых технологий на уроках физики". Вот,
что я ответил.
Игра, я понимаю, что это, а вот игровые технологии?...
Технология - последовательность действий, ведущая к определенному
результату. По-моему образование, обучение и воспитание в принципе не
могут иметь "определенного результата"! Нет, если мы, конечно, не хотим
создать робота, заводную игрушку, винтика с навыками для чьих-то нужд.
В наше время мы пользовались такими понятиями как педагогика, методика,
дидактика. Теперь я не слышу даже и слов-то таких на педагогических
тусовках. Это были дисциплины, которые удивительным образом сочетали в
себе науку, искусство и педагогические верования. Они никогда не были
нацелены на конечный результат, их цель в бесконечном процессе
совершенствования.
методика Зайцева,
дидактика Занкова, метод Шаталова... Это достижения мирового уровня. А
еще наследие. Наследие А.С.Макаренко в Германии изучают четыре
специальных института, а в России ни одного! Даже ни одной кафедры! Ни
одного кабинета! Нам это не надо? Совсем?...
Технология превращается в примитив, как только она пытается заместить
педагогику, методику, дидактику.
А если все-таки взять не технологию, а "использование игр на уроках
физики"?
Здесь игра игре рознь. Есть игра как забава, как пустое время
препровождения. Таких игр на разных уроках я видел не мало. Всегда
задаешься вопросом, а зачем? Что в этом ребенку полезного,
познавательного?
Другое дело дидактическая игра, ролевая и т.п., когда есть четкая
педагогическая цель (а значит смысл).
Чтобы игру приняли дети, необходимо заранее выработать четкие правила,
лучше всего в обсуждении с детьми. Тогда они будут приняты всеми (вы сами
так хотели!). И правила эти должны касаться и распространяться на всех,
включая организаторов. Тогда игра будет восприниматься всерьез! А правила
нужны для того, чтобы обозначить степень условности. Игра есть условность,
где стул может быть и креслом космического корабля, и пещерой - укрытием
для путников, и чем угодно. Дети это воспринимают легко. Правила и есть
педагогика! Правила должны учить детей. Тогда будет польза.
Во всякой игре должен быть увлекательный сюжет. Только это вовлекает
детей в процесс игры, а вовсе не строгие указания учителя!
Ведущий должен быть особым человеком, он непременно должен уметь
играть. Он должен быть всегда весел, изобретателен, находчив, азартен, но
строг в соблюдении правил, в том числе и по отношению к себе. Не мыслимо в
игровой ситуации сказать: "Петров не ори, выйди из класса!" Ведущий здесь
потерял игровую ситуацию, и она быстро перестанет быть таковой и для
учеников. Нет, играть, так играть! Есть ведь выработанные всеми вместе
правила, которые должны решать все вопросы, а кроме них нет в игре ничего!
На уроках физики мы играли, например, следующим образом. При входе в
кабинет у нас стояли игровые автоматы, сделанные нашими же руками, еще
до всяких компьютеров. Только вместо "стрелялок" там были вопросы к уроку
физики. можно было пройти тренинг перед уроком, чтобы увереннее
чувствовать себя на самом уроке. Желающих было всегда много.
При изучении Архимедовой силы мы играли в конструкторов плавсредств.
Сейчас бы это назвали методом проектов. Каждый ребенок выбирал себе, что
он будет изобретать: лодку, корабль, плот и пр. затем надо было
определиться с весом груза, который мы готовы взять с собой, размерами
плавсредства (водоизмещением), запасом плавучести и пр.и пр. Каждую неделю дети приносили мне кусочек проделанной работы, я писал им свои
пожелания, а они, как умели, дорабатывали свой проект. Многие до сих пор
помнят свои опусы!
В следующем году мы проектировали электросеть в квартире, количество и
расположение электроприборов, их мощность, сечение проводов на разных
участках, ток защиты и пр. потом космическую ракету, конечную скорость при
запуске, объемы баков для горючего, вес ракеты и космического корабля и
т.д. Много инженерных задач по согласованию веса, прочности, запаса
топлива и пр.
Играли мы и за пределами уроков. Проводили весело-серьезные конкурсы по
решению задач на вечере физики. С танцами, любимыми песнями под гитару,
с шутками и розыгрышами, и, конечно призами.
Еще одна игра - в туристов скорее была мероприятием воспитательным.
Каждый в походе имел зону лично его ответственности, должность.
«Инженер» нес ремнабор для лыж, «фельдшер» аптеку, «штурман»
прокладывал маршрут по карте, «метеоролог» отвечал за прогноз погоды по
характеру облаков, цвету заката, ветру и пр. Каждый без исключения был при
деле. Шло 15 человек, было 15 должностей, шло 30, было 30. И каждый
учился помогать другому, забывать домашний эгоизм, приходить без
промедления на выручку. Выросли славные дети. Мы все встречаемся до сих
пор, и самое сильное в их жизни была школа. Потому что все было по
настоящему, а не по технологии.
Кто-то скажет: «Каменный век! Сейчас всё требуют по другому!»
А я скажу: «Учитесь обращать внимание на конечный результат, а не на
словесные кружева!»
К вопросу о технологиях.
К вопросу о технологиях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.