Кабанюк Л.П., Бабанова Т.В.
К этике через эстетику. (Опыт тематической интеграции курсов – «Этика и психология семейной жизни»+ «Литература») 10 класс.
Данный материал представляет собой общую для двух курсов программу 9 интегрированных уроков на целый год и рассчитан на работу в творческих группах учащихся.
Эти интегрированные уроки проводим только как итоговые занятия по теме, хотя вопросы-задания учащиеся получают заранее, чтобы на протяжении всего цикла изучения того или иного художественного произведения они могли работать целеустремленно, внимательно читать текст. Для одних – это толчок к чтению с первой до последней страницы (впервые), для других – эстетическое удовольствие самостоятельного поиска, углубленного, вдумчивого чтения. Одновременно и по литературе, и по этике ребята получают рекомендательные списки литературы, им предлагаются поэтические фрагменты, соответствующие данной теме. Интеграция этих двух предметов дает возможность поиска пути сближения литературы, этики и жизни. Чем наполнить свою жизнь, чтобы не быть одиноким? В чём счастье? Что такое дружба и что такое любовь? В чём долг каждого человека перед всеми остальными людьми?
Такие занятия позволяют как педагогам, так и детям найти точки соприкосновения, отметить общее и отличное в рассматриваемых явлениях. Например, «Характер и темперамент» (этика) + «Сравнительная характеристика героев трагедии В.Шекспира «Гамлет» (литература); «Товарищество и дружба» (этика) + «Обломовщина и проблемы дружбы на страницах гончаровского романа» (литература); «Любовь как высшее человеческое чувство» (этика) + «Психологизм тургеневского романа о любви «Накануне» (литература).
Этическое, как и эстетическое, - неотъемлемая часть литературного произведения. Поэтому углубленное изучение научных основ человеческих характеров и взаимоотношений содействует полному пониманию литературных текстов.
Программа интегрированного курса «Этика» + «Литература».
1. Что такое личность: характер и темперамент. ( Этика)
Сравнительная характеристика героев В.Шекспира «Гамлет» (Литература)
Сентябрь.
2. Товарищество и дружба. (Этика)
Обломовщина и проблемы дружбы на страницах романа И.А.Гончарова «Обломов». (Литература) ноябрь
3. Любовь как высшее человеческое чувство. (Этика).
Психологизм романа И.С.Тургенева «Накануне». (Литература) декабрь
4. Единство интересов, общность взглядов – это прочный и счастливый брак. (Этика)
Удивительный роман о любви Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (Литература)
Январь
5. Нравственные основы семьи. (Этика)
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», В.Тендряков «Расплата». (Литература)
Февраль
6. Идейные устои семьи. (Этика)
Путь героев от нравственного падения к возрождению. Л.Н.Толстой «Воскресенье» (Литература)
Март
7. Счастливая и несчастная любовь и семья. (Этика)
В чем истинная красота человека? Л.Толстой «Война и мир». (Литература)
Апрель
8. Психологический климат семьи. (Этика)
Листки из великой книги жизни по рассказу А.Чехова «Душечка». (Литература)
Апрель
9. Нравственные проблемы на страницах русской литературы Х1Х века.
(И.С.Тургенев «Первая любовь», Ф.М.Достоевский « Неточка Незванова», А.П.Чехов «Ионыч» ). Май
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.