КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Реалии современной жизни актуализируют вопросы не только качественного образования, но и дальнейшего трудоустройства выпускников. В решении этой проблемы важное место занимает профессиональное сотрудничество выпускающих кафедр и практических работников.
Развитие связей с потенциальными работодателями, предполагающее совместные проекты по практической подготовке студентов, работу филиалов кафедр, чтение лекций ведущими специалистами-практиками, выездные защиты выпускных квалификационных работ, проведение конференций, семинаров, круглых столов, позволяет обратить внимание на необходимость усиления работы по формированию и развитию профессиональных компетенций, необходимых навыков и умений обучающихся. При этом особый акцент при обучении делается на следующих ключевых профессиональных компетенциях в сфере контроля:
- осуществление документальных проверок состояния учета и отчетности, целевого использования государственных ресурсов;
- проведение аудита эффективности использования государственных ресурсов;
- проведение стратегического аудита;
- проведение аудита государственных программ;
- проведение аудита государственных информационных систем и проектов;
- проведение государственного аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Реализация компетентностного подхода предполагает не только высокую квалификацию научно-педагогических работников, но и новые, высокоэффективные технологии обучения. В учебном процессе должны широко использоваться методы интенсивного интерактивного обучения, направленные на формирование и развитие навыков и умений, которых не хватает нашим выпускникам, а именно: активная лекция, групповая дискуссия, погружение, кейс-технологии, ролевые и деловые игры, групповое проектирование, тренинги и интерактивные упражнения и т.д.
Эффективность перечисленных выше методов и техник обучения для формирования компетентностей выпускников подтверждают результаты исследований, проведенные американским педагогом Эдгаром Дейлом (так называемый «Конус опыта») [1] и национальной тренинговой лабораторией в США (концепция «пирамиды обучения»), в соответствии с которыми эффективность традиционной лекции составляет 5%, чтения - 10%, аудиовизуализации - 20%, презентации (демонстрации) - 30%, группового обсуждения - 50%, выполнения конкретной практики - 75%, обучения других - 90%.
Данные исследования свидетельствуют, как использование различных средств обучения влияет на результаты и качество образовательной деятельности.
В этом контексте представляет интерес опрос руководителей аналитических департаментов, бухгалтерий, финансовых отделов различных бизнес-структур и государственных учреждений (где наши студенты проходили практику). Так, в числе основных умений и навыков, требуемых современными работодателями от выпускников высших учебных заведений, отмечены: способность работать в команде - 64,2%; общаться на иностранном языке - 52,1%; самостоятельно принимать решения - 50,7%; знать профессиональную этику - 47,5%; иметь лидерский потенциал - 45,9%; аналитические навыки - 42,2%. Вместе с тем, нашим выпускникам не хватает таких умений и навыков, как: общаться на иностранном языке; способность работать в команде; самостоятельно принимать решения; эффективно общаться (навыки презентации); компьютерных навыков работы с профильными программами.
Подготовка слушателей в ведущих европейских бизнес-школах по программам Executive MBA осуществляется с использованием, как правило, 6 методов обучения: лекции - в среднем 15% учебного времени проходит в
форме лекций; case-study (разбор конкретных ситуаций) - 42% учебного времени; team projects (групповые проекты, нацеленные на решение реальных проблем группой студентов) - 18% учебного времени; simulations (имитации/симуляции) -8% учебного времени; experiential learning (получение нового опыта, например, за счет участия в выездных мероприятиях в различных городах и странах мира) - 6%; distance learning (дистанционное обучение) - 7%.
Широкую популярность программы EMBA завоевали тем, что до 50% учебного времени, отводимого на практические занятия, студенты разбирают кейсы. Важно заметить, что кейсы ориентированы на использование конкретного практического опыта реальных предприятий, бизнес-структур и материалов работы контрольно-счетных органов. Приобретенный таким образом опыт и практические навыки позволят нашим выпускникам успешно пройти собеседования, выдержать тестовые и выполнить ситуационные задания при устройстве на работу после окончания университета.
Таким образом, научно-педагогическим работникам университета необходимо развивать и использовать в аудиториях методы интенсивного интерактивного обучения. При этом следует опираться на новейшие информационно-коммуникационные технологии, которые в настоящее время активно используются на практике.
Литература
1. Конус опыта Эдгара Дейла. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hrland.org/konus-opyita-edgara-deyla-i-piramida-obucheniya/
2. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.