Кадетское движение
Оценка 4.9

Кадетское движение

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
26.02.2021
Кадетское движение
История и развитие кадетского движения в Марий Эл. Характеристика и создание кадетского класса в школах.
Referat_proekta_2020.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы

с углублённым изучением отдельных предметов»

 

 

 

Дата защиты ____________

Оценка_________________

 

 

Проект по предмету «История культуры народов Республики Марий Эл»

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта:

«Кадетское движение,

вчера и сегодня»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ученик 8 класса

Краснов Игнат

 

                                  Научный руководитель: учитель

Ямбаршева И.Ю.

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола,

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

Основная часть.

1 История возникновения кадетского движения в России и важней-

шие ступени его развития ………………………………………………

     1.1 Создание первых кадетских корпусов в 18 веке ………………

     1.2 Становление и развитие кадетских корпусов в 19 – начале

20 века ……………………………………………………………………

     1.3 Кто имел право поступать в кадетский корпус? ………………

     1.4 Какие предметы преподавались, чему обучались кадеты? …..

     1.5 Кадетские корпуса после октября 1917 года   …………………

     1.6 Объединение кадетских корпусов за рубежом   ………………

2 Возрождение кадетских корпусов до и после распада Советского

Союза ………………………………………………………………………

     2.1 Кадетское движение до распада Советского Союза   …………...

     2.2 Создание кадетских образовательных учреждений в начале

21 века …………………………………………………..............................

     2.3 Сегодняшние кадеты. Кто они такие?   ………………………… 

     2.4 Что дает образование в кадетском классе?   ……………………

     2.5 Выпускники кадетских корпусов? ………………………………

3  Кадетское движение в РМЭ …………………………………………

     3.1 Разновидности профилей кадетских классов   ………………….

     3.2 Программы обучения в кадетских классах   …………………….

     3.3 Участие кадетов в различных мероприятиях ……………………

4  Создание кадетского класса Росгвардии в общеобразовательной

школе№19 г. Йошкар-Олы ……………………………………………

     4.1 Как все начиналось? Первые шаги ………………………………

     4.2 Торжественное открытие кадетского класса ……………………

     4.3 Посвящение в кадеты учащихся 8Д класса   …………………….

     4.4 Сотрудничество кадетского класса с работниками Управления

Росгвардии по Республике Марий Эл   ………………………………….

     4.5 Участие кадетов в школьных и городских мероприятиях …….

5 Каковы цели и задачи патриотического воспитания и образова-

ния кадет? ……………………………………………………..

     5.1 Специфика патриотического воспитания  ......…………………

     5.2 Что такое кадетское образование? ………………………………….

     5.3 Кадеты – это звучит гордо! А легко ли быть кадетом? …………

Заключение   ………………………………………………………………

Список использованных источников   …………………………………

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

 

        Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: «…Истинную свою славу я видел в служении моему Отечеству». Нас всех объединяет одно – боль, тревога и ответственность за будущее России, долг каждого гражданина перед Отечеством – единственной, уникальной для человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками.

      Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время серьезным испытаниям. Изменилось Отечество – изменились и его идеалы. Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью будущее.

     В это сложное время возникла острая необходимость в патриотическом воспитании молодежи. В связи с этим с середины 90-х годов в России вновь начали создаваться кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты, кадетские классы.

      В стране, наряду с существовавшими ранее суворовскими училищами, расширяется сеть кадетских корпусов. Это связано с востребованностью такой формы организации работы с подростками. В сложных экономических условиях велико количество неполных семей, в которых мальчики не имеют перед собой примера мужского поведения.

       Создание кадетского класса так же не изобретение чего-либо нового, а просто возвращение к истокам. Являясь учеником, и командиром кадетского класса я поставил перед собой цель рассмотреть, как появилось и развивается кадетское движение в России, Марий Эл и в нашей школе, а так же найти сходства и различия между прошлым и современным кадетским движением.

      Тема исследования, я думаю, очень актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими идеями, а не в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному расчету.

       Но, а где же почерпнуть столь высокие идеи и принципы, как не в прошлом?

Целью моей работы является: изучить когда, как появилось и развивается кадетское движение в России, Марий Эл и в нашей школе, а так же найти сходства и различия между прошлым и настоящим. Узнать, какова была и есть его роль в воспитании подрастающего поколения, в подготовке военных кадров.

Поставленная цель научного исследования раскрывается через следующие задачи:

1. Провести исторический анализ, связанный с созданием и развитием кадетских корпусов в дореволюционной России, современных суворовских военных училищ, кадетских корпусов и кадетских классов.

2. Рассмотреть их место и роль в подготовке военных кадров на различных этапах истории России.

3. Изучить особенности, характерные черты и основные направления учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах прошлого и настоящего.

4.  Ознакомиться с историей и развитием кадетского движения в Марий Эл.

5. Охарактеризовать создание и деятельность кадетского класса на базе нашей школы №19.

Проблема исследования: каков исторический путь кадетского движения в России?

Объект и предмет исследования: кадетское движение, вчера и сегодня.

Гипотеза исследования: профессиональная ориентация и патриотическое воспитание учащихся современных кадетских классов будут успешными при следующих условиях:

- если трансформировать некоторые традиционные формы и методы работы кадетских корпусов прошлых времен для настоящих кадетских классов;

- если общеобразовательная и военная подготовка будут составлять единый образовательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Возникновение кадетского движения в России.

1.1 Создание первых кадетских корпусов в 18 веке.

История кадетов в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене.

В России издавна существовала традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы кадетские корпуса. Большую роль в их создании сыграли известные в истории правители российской империи. Первые светские учебные заведения и кадетские корпуса стали создаваться еще в 18 веке во времена правления Петра 1-го и императрицы Анны Иоанновны Исторический путь кадетского движения не прост. Его историю развития можно разделить на 3 больших этапа:

1. Дореволюционный этап.

2. После событий 1917 года.

3. Кадетское движение в современной России.

И так, рассмотрим, как все это начиналось?

Царь Петр I был великим преобразователем России. Круг его интересов был необъятен – кораблестроение и артиллерия, форитифиация и дипломатия, военная наука и механика, медицина и астрономия. Его любовь к разным наукам стала причиной появления в России первого светского учебного заведения – “Школы математических и навигацких наук”, где впервые в России стали готовить учителей, которые рассылались по губерниям для преподавания математики в адмиралтейских и “цифирных школах”.

А первый кадетский корпус был основан в царствование Императрицы Анны Иоанновны. 3-го июля 1731 г. Императрица подписала указ об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов». Первым генерал-директором был назначен Фельдмаршал Миних. Особым указом было предложено дворянам присылать своих сыновей в корпус для получения здесь военного образования. Корпусу были отведены все постройки дворца Светлейшего Князя Меншикова на Васильевском острове с площадью земли ограниченной двумя с половиной верстами по периметру. Все имение было пожаловано корпусу в вечное владение.

В годы правления Екатерины II Россия упрочила свое положение на международной арене. В различных источниках можно встретить понятие «золотой век Екатерины», которая много сделала для развития просвещения в России.

Императорский Сухопутный шляхетский кадетский корпус, учрежденный Анной Иоанновной, находился под пристальным вниманием Екатерины. В декабре 1752 г. Академия Морской гвардии переименовывается в Морской шляхетский корпус. В октябре 1762 г. учреждается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус, ставший со временем 2-м Санкт-Петербургским кадетским корпусом. При Екатерине II кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России.

 

1.2  Становление и развитие кадетских корпусов в России

в 19 – начале 20 в.в.

Павел I внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в Русской армии. В декабре 1798 г. он учредил Военно-Сиротский Дом и его отделения при гарнизонных полках. Военно-Сиротский Дом состоял из двух отделений: первое предназначалось для 200 сыновей и 50 дочерей неимущих дворян и офицеров, а второе – для солдатских сыновей. В 1829 г. Императорский Сиротский Дом был превращен в Павловский кадетский корпус. 

В марте 1800 г. Императорский Сухопутный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус — во 2-й кадетский корпус. Сторонник прусской военной системы Павел Iввел в кадетских корпусах жесткую военную дисциплину.

При Императоре Александре I было открыто шесть кадетских корпусов (Пажеский, Московский, Финляндский, Калишский, Горный), создан Дворянский полк.  К концу царствования императора в России существовали следующие кадетские корпуса и военно-учебные заведения, по своим программам обучения и воспитания близкие к кадетским корпусам:

 - Пажеский корпус;

                   - 1-й кадетский корпус;

                   - 2-й кадетский корпус;

                   - Императорский военно-сиротский дом;

                   - Московский кадетский корпус;

                   - Дворянский полк с кавалерийским эскадроном;

                   - Тульское Александровское военное училище;

                   - Тамбовское военное училище;

                   - Финляндский кадетский корпус;

                   - Школа гвардейских подпрапорщиков;

                   - Оренбургское военное училище;

                   - Омское казачье училище.

 

Николай I в первые же дни своего правления повелел учредить Комитет под председательством Министра Народного Просвещения Л. Шишкова, дабы «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений Империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Такого же упорядочения требовали и военно-учебные заведения. Император Николай I с самого начала своего царствования изъявил непременную и твердую волю дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, поставив перед ними единую цель.

Для управления военно-учебными заведениями был учрежден Совет под непосредственным начальством брата императора — цесаревича Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г.) военно-учебные заведения находились под управлением другого брата Государя — великого князя Михаила Павловича, до его смерти в 1849 г.К 1855 г. было открыто 17 кадетских корпусов.

Со вступлением на престол принял на себя звание Шефа 1-го кадетского корпуса и распорядился именовать Штаб Главного начальника военно-учебных заведений – Главным Штабом Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям.

17 апреля 1855 г. Дворянский полк в память его первого шефа цесаревича Константина Павловича, был переименован в Константиновский кадетский корпус.

В 1857 г. во всех губернских кадетских корпусов, в которых были только общие классы, учреждаются первые и вторые специальные классы, по окончании которых кадеты выпускались прямо на службу прапорщиками в артиллерию, саперы, армию, линейные батальоны.

С 1863 г. по предложению Военного министра Д.А.Милютина в России начинается реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса, уже хорошо зарекомендовавшие себя выпусками в армию большого числа достойных офицеров, по инициативе военного министра были упразднены и обращены в полувоенные гимназии.

Генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин, видный русский военный и государственный деятель 60-70 гг. ХIХ в. В 1856-1859 гг. был одним из руководителей боевых действий на Кавказе. В 1861-1881 гг. – военный министр. С 1863 г. по предложению Д.А.Милютина в России стали осуществляться военные реформы, частью которых была реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса были упразднены и обращены в полувоенные гимназии, которые по внутреннему распорядку и учебному плану стояли гораздо ближе к гражданским средним учебным заведениям. Военные атрибуты были ликвидированы. С кадет сняты погоны – их гордость. Строевые занятия упразднены, отменено отдание чести.

В 1882 г., с приходом к власти императора Александра III, было решено приступить к новому преобразованию военно-учебных заведений, так как направление воспитания в них, а особенно в военных гимназиях, признавалось слишком либеральным, не соответствующим требованиям военной службы. В докладе генерала П.С. Ванновского от 30 мая 1882 г. указывалось, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения».

22 июля 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. В 1883 г. были организованы роты из двух старших классов; в 1885 г. в строевых ротах кадетских корпусов были учреждены должности вице- фельдфебеля и вице-унтер-офицеров. 14 февраля 1886 г. было Высочайше утверждено «Положение о кадетских корпусах».

При новом начальнике военно-учебных заведений генерале Н.А. Махотине были изданы «Инструкции по воспитательной части кадетских корпусов», «Инструкция должностным кадетам», «Наставление для ведения внеклассных занятий», «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов».

В Царствование Николая II были учреждены 9 кадетских корпусов:

- 1896 г. 5 июля – Ярославский кадетский корпус;

- 1899 г. 20 июня – Варшавский (Суворовский) кадетский          корпус;

- 1899 г. 26 августа – Одесский кадетский корпус;

- 1900 г. 18 января – Сумский кадетский корпус;

- 1900 г. 1 сентября – Хабаровский кадетский корпус;

- 1902 г. 26 сентября – Владикавказский кадетский корпус;

- 1904 г. 20 июня – Ташкентский кадетский корпус;

- 1908 г. 7 октября – Вольский кадетский корпус;

- 1913 г. 28 июня – Иркутский кадетский корпус;

 

Великий князь Константин Константинович родился 10 августа 1858 г. Получил домашнее образование. С 1870 г. начал ежегодно плавать на судах учебной эскадры Морского кадетского корпуса. В 1876 г. в возрасте 16 лет произведен в гардемарины. В 1882 г. зачислен в лейб-гвардии Измайловский полк, где в течение семи лет командовал ротой Его Величества. Имея хорошее музыкальное образование и будучи неплохим пианистом, возглавлял Российское музыкальное общество. Под псевдонимом «К.Р.» (Константин Романов) писал стихи и издал несколько сборников.

В 1900 г. назначен на должность Главного начальника военно-учебных заведений. За время пребывания в должности неоднократно посещал все кадетские корпуса Российской империи. При нем были открыты педагогические курсы для подготовки воспитателей. Энергично руководил делом развития и усовершенствования кадетских корпусов. Кадеты искренне любили великого князя. При жизни получил прозвище «отец всех кадет». Скончался в июне 1915 г. Похоронен в Петропавловской крепости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Кто имел право поступать в кадетский корпус?

1. Сыновья офицеров, проведших на действительной военной службе или морской военной службе десять лет или имеющих ордена «за боевые заслуги». Сыновья отставных офицеров, военных или морских врачей, военных священников и лиц, состоявших или состоящих на действительной учебно-воспитательной службе при Военно-воспитательном ведомстве, в том числе, ассистентов при кафедрах и клиниках, госпиталях и Академиях, врачей клиник нервных и душевных болезней и Императорской Военной Медицинской Академии. В обязательном порядке:

а) круглые сироты тех же лиц, умерших на службе;

           б) сыновья тех же лиц и, кроме того, классных чиновников всех ведомств, если эти лица и чиновники были убиты на войне, умерли от ранений и контузий, полученных на войне, состоят или состояли под покровительством Александровского комитета о раненых, по первому и по второму классу.

2. Сыновья тех лиц (кроме чиновников Гражданского ведомства), которые внезапно погибли или лишились ума или зрения на службе.

3. Сыновья кавалеров Ордена Святого Георгия всех степеней.

4. Сыновья лиц, участвовавших в боях и награжденных Знаком Отличия Военного Ордена или состоящих под покровительством Александровского комитета о раненных, по первому или второму классу.

            5.Сыновья прапорщиков, зауряд-прапорщиков и состоящих в унтер-офицерском звании роты Дворцовых гренадер.

          6. Малолетние, числящиеся пажами Высочайшего Двора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Какие предметы преподавались, чему обучались кадеты?

В корпусах преподавались: Закон Божий, русский, немецкий и французский языки, русская и всеобщая история, география, математика (арифметика, алгебра, геометрия, аналитическая геометрия, тригонометрия, приложение алгебры к геометрии), космография, физика, химия, механика, зоология, ботаника, минералогия, физиология, законоведение, рисование, проекционное черчение, черчение и чистописание.

В 1890 г. в кадетских корпусах было введено обязательное обучение танцам, где изучались изящные манеры, Красота и приличие жестов, походки и осанки.

С 1905 г. военная подготовка предусматривала в полном объеме курс одиночного и взводного обучения. Вводилось внеклассное чтение на французском и немецком языках, курс риторики. Для преподавания курса риторики приглашались известные артисты и режиссеры. В курс законоведения в старших классах вводится раздел о различных нравственно-философских системах, расширена программа основ научной этики. В программу физического развития вошли обязательные экскурсии и военные походы продолжительностью до 5-7 суток. На время походов кадеты получали сухой паек, котелок, походные сапоги. Экипировку довершали шинель, свернутая в скатку, винтовка, подсумок, вещевой ранец. Во время походов кадеты ночевали в палатках в полевых условиях, каждый из кадет выполнял какие-либо обязанности: кто разводил костер, кто готовил пищу, кто уходил в полевое охранение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Кадетские корпуса после октября 1917 года

К началу 1917 г. в Российской империи действовал 31 кадетский (включая Морской) корпус. В феврале 1917 г. в соответствии с решением Временного правительства кадетские корпуса были переименованы в гимназии Военного ведомства; выпущено распоряжение, отменявшее воинские звания, отдание чести и погоны. Все без исключения кадетские корпуса не приняли отречение царя от престола. Кадеты отказывались снимать погоны, демонстративно игнорировали шествия по случаю новых революционных торжеств. Из корпусов стали увольняться старые заслуженные офицеры и преподаватели. Покидали корпуса и директора корпусов.

Октябрьский переворот и первые декреты новой власти встретили в кадетских корпусах непримиримую оппозицию. В начале 1918 г. практически все кадетские корпуса были ликвидированы. В силу сложившихся обстоятельств кадетские корпуса восстанавливались и продолжали действовать на территории, находившейся под контролем Белой армии.

 В конце 1917 – начале 1918 г. кадеты старших классов всех кадетских корпусов стали примыкать к белому движению и активно участвовать в борьбе против советской власти. Большинство воспитанников 6-х и 7-х классов, принявших участие в первых схватках с новой властью, погибли. Начался исход кадетских корпусов из России.

 В 1922 г. за границей оказалось примерно 2000 тысячи кадет, сведенных в корпуса: Донской в Египте (Исмаилия), Русский в Сараеве (Корлевство Сербов, хорватов и Словенцев), Крымский в Белой Церкви (Королевство С.Х.С.), 2-й Донской в Билече (Королевство С.Х.С.), Морской в Бизерте (Тунис), Сибирский и Хабаровский в Шанхае (Китай).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Объединения российских кадетских корпусов за рубежом

Важную роль в жизни выпускников кадетских корпусов после их исхода из России играли объединения кадет.

Старейшим кадетским объединением по праву принято считать Союз Российских кадетских корпусов в Париже, возникший в 1923 г. В то время во Франции в эмиграции находились сотни кадет практически всех императорских кадетских корпусов. Жизнь данного Союза активно продолжалась до начала Второй мировой войны, когда Союз прекратил существование.

После войны одним из первых в 1950 г. появилось Общекадетское объединение в Париже, председателем которого стал А.А.Геринг. В конце 1990-х гг. Объединение возглавил выпускник Корпуса-лицея Императора Николая II Андрей Дмитриевич Шмеман.

После окончания Второй мировой войны кадеты разъехались по всему свету. Их объединения были созданы в Аргентине, Австралии, Бельгии, Бразилии, США, Франции, Чили, Югославии. Во всех местах проживания кадет высказывалось пожелание об организации встречи представителей всех объединений для выработки единой политики в кадетском движении.

Так возникла идея организации съездов кадет. Первый съезд кадет Версальского, Донского, Крымского и Первого Русского кадетских корпусов состоялся 19 августа 1967 г. в г. Монреале в Канаде. Последующие съезды проходили в Нью-Йорке, Монреале, Каракасе, Лос-Анджелесе, Париже, Сан-Франциско. XVI съезд проходил в России, в Санкт-Петербурге и Москве.

С 1950 по 1974 г. в Париже А.А.Герингом издавался журнал “Военная быль”, с 1971 г. в Нью-Йорке издается журнал “Кадетская переклика”. В этих изданиях освещалась и освещается жизнь кадетских корпусов Российской империи и русского зарубежья.

В конце XX-начале XXI вв. действуют следующие кадетские объединения:

- Объединение российских кадетских корпусов вАргентине;

- Венесуэльское объединение;

- Сан-Францисское объединение;

- Южнокалифорнийское объединении;

- Чикагское объединение кадет;

- Монреальское объединение;

- Общекадетское объединение в Австралии;

- Нью-Йоркское объединение;

- Вашингтонское объединение;

 

 

 

 

 

 

 

2 Возрождение кадетских корпусов до и после распада Советского Союза

 

2.1  Кадетское движение до распада Советского Союза

С началом Гражданской войны в России кадетские корпуса были закрыты. Но и новая Советская армия нуждалась в хорошей подготовке красных командиров. И с конца 30-х гг. начали создаваться спецшколы для подготовки подростков к поступлению в военные училища. За четыре года обучения школы давали законченное среднее образование, знакомили с техникой и основами ее боевого применения. Эти спецшколы напоминали прежние кадетские корпуса, и путь многих военачальников начинался именно здесь.

По-настоящему же кадетские корпуса стали возрождаться во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Основанные в 1943 году суворовские военные училища создавались по типу старых кадетских корпусов и в этом традиционном для России виде они просуществовали до 1956 года.

Сначала в училищах обучались преимущественно дети-сироты, но позднее порядок приема был пересмотрен – стали приниматься дети военнослужащих и те ребята, кто решил посвятить свою жизнь военному делу. Но с 60-х гг. начали сокращаться вооруженные силы, уменьшилась численность офицерского корпуса, и училища стали расформировываться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  После распада Советского Союза

После распада Советского Союза в России остались действующими шесть суворовских военных училищ, одно нахимовское военно-морское военное училище и одно военно-музыкальное. В последующие годы к ним добавились суворовское военное училище в городе Ульяновске и новые кадетские корпуса в Санкт-Петербурге: Ракетно-артиллерийский кадетский корпус, Военно-космический кадетский корпус, Кадетский корпус федеральной пограничной стражи в Царском Селе, Кадетский корпус железнодорожных войск в Петродворце, Морской кадетский корпус в Кронштадте. Осенью 2002 года открылся кадетский корпус МВД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Возрождение кадетских образовательных учреждений

 в современной России

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, офицеры запаса, бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами зарубежных российских корпусов.

Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали робко появляться сначала в Новочеркасске и Новосибирске, затем в Воронеже и Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. К 2000 году кадетские корпуса уже были воссозданы в Краснодаре, Кронштадте, Оренбурге, Омске, Калининграде, Кемерово, Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Мурманске, Твери, Орле, Волгограде, Екатеринбурге.

Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высокая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Сегодняшние кадеты. Кто они такие?

В начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных учреждений, направленных на решение потребностей общества в 21 веке, то есть идет процесс выработки новой системы национального образования. И от правильного решения этой задачи будет в значительной мере зависеть будущее России. Совершенно новым в этом процессе является то, что кадетские учебные учреждения создаются также при Министерстве Обороны РФ и при других силовых структурах, а в своем большинстве образуются, прежде всего, в системе Министерства Образования Российской Федерации, хотя ранее подобные учебные учреждения создавались только при военных ведомствах. 

Сегодняшние кадеты – это завтрашние защитники нашего Отечества, ученые, строители, юристы, экономисты, врачи, учителя и предприниматели.

 

2.5 Что дает образование в кадетском учреждении?

История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству, которые, в дальнейшем, смогут воплотиться в принципиальном, честном, качественном служении своему отечеству.

Получение образования в кадетском учреждении любого типа дает возможность для мальчиков в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех.

Ведь помимо серьезного и глубокого изучения предметов обязательной школьной программы учащиеся изучают историю военного искусства, занимаются бальными танцами, строевой подготовкой, осваивают приемы рукопашного боя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Выпускники-кадетских корпусов

На протяжении более 250-летней истории кадетов, воспитанники кадетских классов и корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. 

Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Нахимов и Корнилов, поэты Лермонтов и Тютчев, композиторы Римский-Корсаков и Рахманинов, художники Верещагин и Боголюбов, писатели Радищев и Куприн, ученые Яблочков и Мосин - далеко не полный список выпускников кадетских корпусов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кадетское движение в Марий Эл.

 

3.1.Разные направления кадетских классов.

        В 1996 году в йошкар-олинской средней школе N 21 открылся первый в республике специализированный военный класс. Цели были вполне определенные - повысить престиж профессии кадрового военного и подготовить учащихся к сознательному выбору профессии офицера. Двухгодичная подготовка в специализированном пограничном классе давала возможность юношам, окончившим школу на "хорошо" и "отлично", без конкурса поступить в Голицинский военный институт пограничных войск.

       С 2000 года созданы кадетские и специализированные классы с начальной военной подготовкой появились в йошкар-олинской гимназии N4 им. А.С.Пушкина, гимназии г. Козьмодемьянска, лицее - интернате п. Ургакш Советского района", др.

 

3.2.Кадетский класс МЧС Россиив йошкар-олинской школе №24 существует с 2008 года. Кадеты принимают активное участие в спортивных и патриотических мероприятиях различного уровня, в движении «Школа безопасности». Многие выпускники кадетского класса после окончания школы поступают в ведомственные вузы МЧС России и других силовых структур. Среди личного состава республиканского главка МЧС и его подразделений есть сотрудники, которые в школьные годы учились в кадетском классе этой школы.

        Каждый год в Йошкар-Оле пополняется кадетское движение. Ребята, с большим интересом выбирают профессии, связанные с военным делом. В йошкар-олинских школах уже не первый год открыты классы, которые курирует МВД.

 

3.3.Программа обучения в кадетских классахкак в обычной школе плюс изучение таких предметов как "Основы общей культуры" и дополнительных дисциплин в зависимости от профиля кадетского класса. Интересно, что военные дисциплины изучают и девочки. Их немного: по 5-9 человек в классе, но все они мечтают стать профессиональными военными.

     Кадеты участвуют в смотрах, парадах, соревнуются в учебе и спорте. Дважды принимали участие во Всероссийских слетах кадетских классов общеобразовательных школ. 4 декабря 2006 года прошел первый республиканский слет кадетских классов. Приглашались на IV сбор воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации в г. Москву 26-30 марта 2007 г.

 

4. Создание кадетского класса Росгвардии в МБОУ «СОШ №19 г. Йошкар-Олы».

 

4.1. Как все начиналось? Первые шаги.

21 августа 2019 года Сотрудники Управления Росгвардии по Республике Марий Эл совместно c педагогическим коллективом и представителями Марийского республиканского отделения Всероссийской организации «Боевое братство» провели мероприятия по профессионально-психологическому отбору с учениками 8-й параллели, желающими стать юными кадетами-росгвардейцами.

 Первая часть испытания проводилась в форме теста. Затем каждому ученику необходимо было пройти личное собеседование. Учитывалось состояние здоровья и уровень физической подготовки учащихся, средний балл успеваемости. По результатам комиссионного решения учеников, прошедших отбор, зачислили в кадетский класс Росгвардии.

 

4.2. Торжественное открытие кадетского класса.

2 сентября 2019 года на базе общеобразовательной школы № 19 состоялось торжественное открытие нового профильного кадетского класса Росгвардии, основная цель которого формирование у молодого поколения благоприятных условий для разностороннего развития личности, выработки высоких нравственных качеств, воспитание истинных патриотов страны и будущих защитников Отечества.

      На торжественной линейке, посвященной Дню знаний, приняли участие представители городской администрации, преподавательский состав, приглашенные гости, а также заместитель начальника Управления Росгвардии по Республике Марий Эл подполковник РамильАюпов.

   От лица руководства территориального управления РамильРашитович поздравил юных росгвардейцев и преподавателей с началом нового учебного года, пожелав им оптимизма и больших высот в учебе.

 

4.3.Торжественное посвящение в кадеты учащихся 8Д класса.

5 ноября в нашей школе состоялось торжественное посвящение в кадеты учеников 8 «Д» класса. 27 новоиспеченных кадетов в присутствии руководства регионального управления Росгвардии, старших наставников, преподавателей, своих родных и близких принесли торжественную клятву, взяв на себя обязательства за выполнение кадетских заповедей, быть честными, дисциплинированными и верными выбранному пути.

   Перед началом церемонии с напутственными словами к юным кадетам обратились директор школы Гребнева И.В. и заместитель начальника Управления Росгвардии по Республике Марий Эл полковник РамильАюпов.

 С неподдельной гордостью и честью юные кадеты продемонстрировали четкое выполнение всех воинских ритуалов торжественной клятвы и с особой ответственностью произнесли важную в их жизни клятву, а старшие наставники Росгвардии вручили им удостоверение кадетов

 

4.4 Сотрудничество кадетского класса с представителями Управления

Росгвардии по Республике Марий Эл.

 

 Так как сотрудники Управления Росгвардии по РМЭ были инициаторами создания и формирования кадетского класса на базе общеобразовательной школы №19, с первых дней его существования оказывают неоценимую помощь и поддержку, активно участвуют в жизни новоиспеченных кадетов.

     Они присутствовали и на торжественном открытии кадетского класса, где обратились к ребятам со словами напутствия и пожелания. Были гостями и участниками церемонии торжественного вручения удостоверения кадета.

    Совместно с педагогическим коллективом школы они проводят большую патриотическую работу по воспитании подрастающего поколения. Они частые гости кадетского класса. Принимают участие во всех значительных мероприятиях школы. Занимаются организацией различных встреч, бесед на военно-патриотическую тему.

    В день безопасности 4 сентября сотрудники Управления Росгвардии по Республике Марий Эл провели тематическую встречу и профилактические занятия «Безопасное детство» с учащимися школы, направленные на соблюдение мер безопасности в общественных местах.

      Сотрудники ОМОН и СОБРРосгвардии продемонстрировали экипировку, вооружение и специальные средства из арсенала спецподразделений Росгвардии.

    Специалисты инженерно-технического отдела Росгвардии вместе со своими служебными собаками показали учащимся слаженную работу по выявлению взрывчатых веществ и взрывных устройств. Так же, сотрудники Росгвардии напомнили ребятам о действиях в экстремальной обстановке и при обнаружении подозрительного предмета.

Продемонстрировали документальный фильм о спецподразделениях Росгвардии, осуществляющих борьбу с терроризмом и экстремизмом. В рамках мероприятия стражи правопорядка рассказали о жертвах, погибших во время терактов, разъяснили меры предосторожности, которые необходимо соблюдать во время пребывания в местах массового скопления людей.

В преддверии 67-летней годовщины со дня образования службы вневедомственной охраны сотрудники Управления Росгвардии по Республике Марий Эл в рамках дня открытых дверей провели для кадетов нашей школы Урок мужества.

    На встрече присутствовали командир роты батальона полиции ОВО по г. Йошкар-Оле майор полиции Сергей Шабадаров и инструктор по профессионально-служебной и физической подготовке группы кадров батальона полиции ОВО по г. Йошкар-Оле капитан полиции Андрей Плотников.

  Ребята узнали о важных вехах становления службы вневедомственной охраны, обычаях, целях, задачах и о героических подвигах сослуживцев. Остановились на отмечаемой в этом году знаменательной дате – 250-летии генерала Комаровского.

А 22 ноября Сотрудники Управления Росгвардии по Республике Марий Эл провели для учеников профильных ведомственных классов гимназии № 14 и школы № 19 города Йошкар-Олы урок истории, посвященный 250-летию со дня рождения первого командующего внутренней стражи России генерала Евграфа Комаровского. Посмотрели о нем документальный фильм.

 

В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в общеобразовательной школе №19 г. Йошкар-Олы 13 февраля состоялся смотр песни и строясреди учащихся 8 классов, приуроченный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне. 

     Почетным гостем и председателем жюри мероприятия стал замначальника Управления Росгвардии по Республике Марий Эл полковник РамильАюпов. 

Перед определением лучшей команды заместитель начальника регионального управления Росгвардии полковник РамильАюпов поблагодарил учащихся за ответственную подготовку. Лидером стал и кадетский класс.

     Впереди еще немало мероприятий у кадетов школы, где в месте с ними будут присутствовать и поддерживать их старшие товарищи - сотрудники Управления Росгвардии по Республике Марий Эл.

Будущее страныво многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами патриотического становления подростков

 

4.5.Участие кадетов в школьных и городских мероприятиях

Кадеты школы №19 как и другие кадеты школ города участвуют в различных мероприятиях, соревнуются в учебе и спорте.

      3 октября в День образования ОМОН в России в учебном центре ОМОН РМЭ состоялась экскурсия для кадетских классов СОШ № 19 и гимназии № 14. Заместитель командира ОМОН полковник полиции Олег Полевщиков рассказал школьникам о создании и формировании марийского ОМОНа, о повседневной жизни сотрудников, о том какие задачи решают спецназовцы на всей территории Северо-Кавказскогорегиона, и бойцах, получивших государственные боевые награды. 

   Ребята с большим интересом рассматривали первую форму, архивные фотографии бойцов, вооружение спецназа, также все желающие смогли почувствовать на себе, сколько весит боевая экипировка омоновца, примерив ее. Взрывотехник инженерно-технического отделения ОМОН рассказал ребятам о работе саперов, показал образцы мин и гранат, которые когда-то во время работы ими были обезврежены, а инспектор-кинолог показал, как служебные собаки умеют определять места, где заложены взрывные устройства. В спортивном комплексе спецназовцы продемонстрировали ребятам основные виды повседневных спортивных тренировок.

 А4 октября 2019 года в стрелковом тире школы №19 состоялись открытые городские соревнования среди школ города по пулевой стрельбе.

  В соревнованиях приняло участие десять команд. Нашу школу представляли две команды.  Первая (старшая) была составлена из учащихся 9 и 10-х классов. Вторую команду составляли ребята из кадетского класса. В каждой команде по три мальчика и две девочки.

    По итогам соревнований наши кадеты набрали 228 очков и заняли третье место, уступив школам №20 и №23. Старшая команда набрала 218 очков и заняла 4 место. Награждение проходило в праздничной обстановке в Администрации Городского округа «Город Йошкар-Ола».

   А29 октября в торжественной обстановке были подведены итоги 1-й четверти. За инициативу, усердие и примерное поведение командиру кадетского класса Росгвардии Игнату Краснову присвоено первое специальное звание «вице-младший сержант», а кадет Елизавета Осипова награждена грамотой за отличные показатели в учебном процессе, образцовое поведение и усердие.

В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в общеобразовательной школе №19 г. Йошкар-Олы 13 февраля состоялся смотр песни и строя среди учащихся 8 классов, приуроченный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне. 

В начале праздника директор школы Ирина Гребнева поздравила мальчишек с наступающим праздником Днём защитника Отечества и пожелала ребятам удачи в конкурсе.

Строгое жюри при оценке строевых приемов и элементов конкурса учитывали не только правильность и чёткость их выполнения, но и внешний вид участников, умение командиров отрядов отдавать рапорт, правильность выполнения команд, прохождение торжественным маршем, а также качество исполнения песни. Почетный гость и председатель жюри мероприятия заместитель начальника регионального управления Росгвардии полковник РамильАюповвысоко оценил ответственную подготовку всех участников смотра. Лидером стал и кадетский класс.

        Кадетам не дают скучать. Их приглашают на разные мероприятия. Впереди их ждут новые интересные встречи и дела.

 

5. Каковы цели и задачи патриотического воспитания и обрзования кадет?

 

5.1. Специфика патриотического воспитания.

Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Поэтому одним из приоритетных направлений работы школы является патриотическое воспитание обучающихся: воспитание патриотизма и любви к Родине; приобщение кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, корпуса, школы; осмысление себя как гражданина общества.

Здесь есть своя специфика, которую отлично сформулировал А.В. Суворов. Он писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!»

Патриотическое воспитаниев условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.    

     Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемую стратегию образования, исходя из накопленного опыта, традиций и приоритетов. И не случайно и то, что во многих школах в последнее время открываются кадетские классы.

 

     5.2. Что такое кадетское образование?

В настоящее время создана рабочая группа Совета Министерства образования и науки РФ по кадетскому образованию, разработан проект концепции кадетского образования в Российской Федерации.

В концепции раскрыты основные понятия кадетского образования:

кадет – историческое, единое (обобщенное) наименование всех воспитанников и выпускников общеобразовательных организаций кадетского типа (ООКТ), независимо от типа, ведомственной подчиненности и специального наименования образовательной организации;

кадетское образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних обучающихся в ООКТ в условиях и исторических традициях старых русских кадетских корпусов, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки несовершеннолетних обучающихся к  государственной службе;

кадетское движение России – сообщество общественных объединений выпускников ООКТ, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами общественной деятельности на благо России. 

 

5.3. Кадет – это звучит гордо! А легко ли быть кадетом?

Служение Родине - трудное ремесло: надо втянуться в него долгой выучкой и воспитать в себе личные качества: и телесные, и душевные; надо сродниться с оружием, одеждою, амуницией. В процессе обучения в кадетском классе у кадет воспитывается уважение к военной службе, к людям в военной форме, формируется правовая культура. Увеличивается среди них число выпускников, выбирающих целью в своей жизни служение Родине. Учет социального заказа общества к образованию и воспитанию, запросов родителей и потребностей учеников позволяет сделать вывод, что кадетское образование востребовано. Главная его задача – не только подготовка ребят к армии или военной профессии, а воспитание гражданина, развитие лидерских качеств у воспитанников, подготовка их к государственной службе. А что он выберет: военный или гражданский вуз – дело самого кадета.

      День 5 ноября 2019 года на всю жизнь останется и в моей памяти, я принял клятву кадета в росгвардейском классе. Это мой осознанный выбор, его я сделал сам и понимаю куда иду. Здесь нас учат, прежде всего, дисциплинированности, ответственности и умению преодолевать любые трудности.

     Уже сегодня я могу с уверенностью сказать, что стать кадетом не сложно, а быть им – не легко. Будучи кадетом и командиром кадетского класса я понял, что на мне лежит большая ответственность не только за себя, но и за моих товарищей. Нас знает вся школа. Мы выделяемся в толпе своей военной формой, экипировкой. На нас смотрят младшие школьники. И мы должны всегда выглядеть здоровыми, подтянутыми, дисциплинированными. Нельзя опаздывать на утренние построения. После школы нужно оставаться на дополнительные занятия по военной подготовке. Мы все не должны подводить друг друга. Должны быть всегда дружными, сплоченными. Мы должны везде и всюду успевать. Должны принимать участие в различных мероприятиях, хорошо учиться, заниматься спортом. Быть кадетом, я бы сказал, это очень ответственно.

      Звание кадета ко многому нас обязывает.Кадеты - это элита образовательного учреждения. Поэтому нам, кадетам, всегда нужно быть на высоте, необходимо повышать уровень своих знаний и физической подготовки.

 

Заключение.

 

Работая над данной темой я узнал много интересных фактов из истории кадетского движения не только в России в разные периоды времени, но и о кадетском движении в Марий Эл. В процессе работы над проектом пользовался богатыми ресурсами интернета, изучал большое количество текстового материала, смотрел презентации. Большое внимание было мной уделено анализу и систематизации собранной информации.

     Выбранная тема мне очень близка. Обучаясь в кадетском классе, я начал серьезно задумываться о своей будущей профессии. В ходе работы я просмотрел множество фотографий с кадетами прошлых времен и сравнивал их с современными. Ознакомился с материалом о современныхдействующих кадетских корпусах и школах России. Для меня было интересно узнать, в какое учебное заведение можно поступить после окончания кадетского класса.

      Конечно же, таких учебных заведений в нашей стране очень много. Конкурс при поступлении в кадетские учебные заведения Минобороны составляет несколько человек на место.

Кроме того, для поступления в кадетское учебное заведение необходимо собрать множество справок от врачей, учителей и психологов. Проверка проводится серьезная, и если есть какие-то проблемы со здоровьем или результатами ЕГЭ, это становится ясно при поступлении. Дисциплина у кадет строгая, распорядок дня жесткий.

Ясно одно, что в России всегда будет востребована профессия военного.

Служба в Вооруженных силах, высокооплачиваемая работа в МЧС, престижная государственная служба – все эти дороги открыты для выпускников военных вузов.А к поступлению в них готовят кадетские корпуса и школы.

 

Главная цель кадетского образования, как подчеркивают руководители школ и педагоги, – воспитать у детей и подростков патриотизм и вырастить их в стремлении служить Отечеству.

Первый Московский кадетский Корпус дает обобщенный портрет своего выпускника: «Это - юноша, свободно и красиво общающийся на родном языке, социально и физически развитый, способный грамотно оценить окружающую действительность, делать обоснованные выводы, принимать оптимальные решения и действовать в соответствии с заданными жизненными целями в интересах своих, своей семьи и своего Отечества».

Кадеты учебных заведений Минобороны, например, обязательно изучают историю родов войск, к которым относится училище или корпус.

Но на первое место для них выходит образование в современных его формах, отвечающих вызовам времени.

Например, кадеты Екатеринбургского суворовского училища помимо английского и немецкого изучают китайский язык. В структуре Минобороны существует Кадетская школа IT технологий Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

      Еще в 2010-х годах в стране были созданы Президентские кадетские училища (ПКУ), оборудованные по последнему слову техники.

Некоторые из них оснащены 3D центрами, лабораториями робототехники и программного обеспечения.

В ПКУ Владивостока и Севастополя делается упор на изучение иностранных языков, технические дисциплины и естественные науки. В Краснодарском Президентском кадетском училище в приоритете физико-математическое направление подготовки, лингвистика и спорт.

Кадеты Оренбургского президентского училища могут заниматься в конструкторском бюро, секции робототехники, фото- и видеостудиях, специализированных классах-лабораториях физики, химии, биологии.

Разнообразны и формы занятий современных кадет: лекции, научные семинары, интеллектуальные игры.Кстати, во всех ПКУ подросткам на время учебы выдают личный ноутбук.

 Поэтомув случае успешной учебы более половины выпускников кадетских классов поступают в выбранные военные или гражданские вузы.

 

Список использованных источников


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 г

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Основная часть

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Основная часть

Введение Великий полководец

Введение Великий полководец

Изучить особенности, характерные черты и основные направления учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах прошлого и настоящего

Изучить особенности, характерные черты и основные направления учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах прошлого и настоящего

Возникновение кадетского движения в

Возникновение кадетского движения в

Становление и развитие кадетских корпусов в

Становление и развитие кадетских корпусов в

Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г

Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г

Инструкция должностным кадетам», «Наставление для ведения внеклассных занятий», «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов»

Инструкция должностным кадетам», «Наставление для ведения внеклассных занятий», «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов»

Кто имел право поступать в кадетский корпус? 1

Кто имел право поступать в кадетский корпус? 1

Какие предметы преподавались, чему обучались кадеты?

Какие предметы преподавались, чему обучались кадеты?

Кадетские корпуса после октября 1917 года

Кадетские корпуса после октября 1917 года

Объединения российских кадетских корпусов за рубежом

Объединения российских кадетских корпусов за рубежом

Возрождение кадетских корпусов до и после распада

Возрождение кадетских корпусов до и после распада

После распада Советского Союза

После распада Советского Союза

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной

Сегодняшние кадеты. Кто они такие?

Сегодняшние кадеты. Кто они такие?

Выпускники-кадетских корпусов

Выпускники-кадетских корпусов

Кадетское движение в Марий Эл. 3

Кадетское движение в Марий Эл. 3

Сотрудники Управления Росгвардии по

Сотрудники Управления Росгвардии по

Так как сотрудники Управления Росгвардии по

Так как сотрудники Управления Росгвардии по

России генерала Евграфа Комаровского

России генерала Евграфа Комаровского

По итогам соревнований наши кадеты набрали 228 очков и заняли третье место, уступив школам №20 и №23

По итогам соревнований наши кадеты набрали 228 очков и заняли третье место, уступив школам №20 и №23

Патриотическое воспитание в условиях современной

Патриотическое воспитание в условиях современной

А что он выберет: военный или гражданский вуз – дело самого кадета

А что он выберет: военный или гражданский вуз – дело самого кадета

ЕГЭ, это становится ясно при поступлении

ЕГЭ, это становится ясно при поступлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021