Тема: «Описание природы по картине Николая Петровича Крымова «Зимний вечер»
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 6 КЛАСС
Цели: познакомить с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера, в произведениях русских поэтов и писателей; обогатить речь оценочными прилагательными, ввести в активный словарь понятия «пейзаж», «пейзажист»; учить различать в пейзаже правый план(то, что изображено справа),левый план( то, что изображено слева),передний план (то, что изображено близко к зрителю),задний план(то, что изображено вдали от зрителя); совершенствовать речевые умения, умения наблюдать и отмечать признаки зимы: снег ( тени, следы на снегу), цвет неба, поредевший лес, оголенные, запорошенные снегом деревья, замерзшая река(озеро, пруд).
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к родной природе.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план сочинения- описания.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формировать информационную компетенцию работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, репродукция картины Н.П.Крымова «Зимний вечер»,портрет художника, стихотворения о зиме.
Ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙмомент. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок.
Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению- описанию по картине Николая Петровича Крымова. Отгадайте загадку:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
Скажите, о каком времени года мы будем говорить на уроке? (О зиме)
Но не просто о зиме, а сегодня мы познакомимся с картиной Николая Петровича Крымова «Зимний вечер», и вы напишете сочинения по этому прекрасному произведению живописи.
2. Рассказ о художнике и его картинах.
Николай Петрович Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, мастер пейзажа - родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.
Склонность к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал ее в тесной связи с человеком.
Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 году он создает свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь»,которые принесли ему известность. Ученик В.Серова, друг К.Коровина, он с юношеских лет впитал в себя все то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами нашего реалистического искусства, продолжал традиции А.Куинджи и И.Левитана.
В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к русской природе, к Родине. Мы ценим художника за правдивость, за тонкую лиричность передачи жизни, разнообразных состояний природы. В его солнечных картинах громко звучит радостное утверждение жизни, красоты нашей великой Родины, счастья жить на нашей земле.
Большое место в творчестве Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особой силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображенной на картине «Зимний вечер»(1913г). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию ее состояния: покой и умиротворенность, которые наступают в предвечерний час.
Вопрос:
• Какие моменты жизни художника вы запомнили больше всего?
3. Словарная работа.
Николай Петрович Крымов - один из лучших русских пейзажистов XX столетия. Кто такой пейзажист( работа со словарем)
Пейзажист — художник, описывающий природу.
Пейзаж – жанр живописи, изображающий природу.
4. Беседа по картине «Зимний вечер».
- Рассмотрите репродукцию картины «Зимний вечер».
-Какое время года изобразил художник? (Зима)
-Какое время суток показал художник? (Вечер)
-Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину? (Хорошее, приятное настроение, от нее веет тишиной и спокойствием)
-Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?( Мы смотрим на картину и как будто ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, слышим скрип полозьев саней, нагруженных сеном).
-Что с первого взгляда привлекает в картине? (Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца)
-Опишите снег на картине. (Светлая полоска голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план)
-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это, прежде всего, длинные предвечерние тени)
-Что вы видите на переднем плане картины? (На переднем плане мы видим густую тень от холма( с него, очевидно, художник писал картину), в которой будто бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень. Скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам.)
-Что еще говорит о наступающем зимнем вечере? (Цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком)
-Каким художник изобразил небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое)
-Почему Н.П.Крымов выбрал такой цвет для зимнего неба? (Такой цвет неба изображен потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.Этот цвет хорошо сочетается с цветом деревьев.)
-Какими изобразил художник деревья? Какие деревья изображены справа? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной)
-Какие деревья изображены слева?( Слева вдали виднеется густой лиственный лес)
-Какие деревья изображены в центре картины? (Высокие куполообразные деревья, вероятно, хвойные)
-Опишите деревья.(Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца, и от этого имеют несколько неестественный вид.)
-В чем особенности построения картины? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины.Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.)
-Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? (В основном холодные цвета:голубой,серовато-голубой, серебристо-синий, лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.
-Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? ( Этот пейзаж , изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега .)
5. Словарно- стилистическая
работа.
-Подберите оценочные прилагательные к слову «пейзаж».( Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, великолепный, чудесный, изумительный, прелестный.)
-Употребите подходящие прилагательные для описания снега, изображенного на картине.(Снег белый, голубой, голубовато-серый, серебристо-синий, фиолетово-серый, лилово-синеватый, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий)
6. Составление плана сочинения.
Сочинение – описание состоит из 3 частей:
1) вступление;
2) основная часть;
3) заключение.
Вступление должно быть небольшим, но ярким, читатель должен заинтересоваться работой.
Основная часть – главная, в ней раскрывается тема сочинения.
В заключении опишите ваши мысли и чувства.
Примерный план:
I. Н.П. Крымов –замечательный художник-пейзажист.
II. Зима в изображении художника Н. П. Крымова.
1) Признаки наступления зимнего вечера:
а) тени, б)снег, в) небо, воздух.
2)Особенности композиции пейзажа.
3)Цвета, используемые художником.
III. Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж.
7. ИТОГ УРОК
-С каким произведением живописи вы познакомились?
-О чем рассказал художник в картине «Зимний вечер»?
8. РЕФЛЕКСия
-На доске прикреплены 3 кармашка. У вас на столе лежат карточки красного, желтого и зеленого цвета. Если вы уверены, что готовы написать сочинение, положите красную карточку в первый кармашек, если сомневаетесь, не совсем уверены, то положите зеленую во второй кармашек, если не готовы к написанию сочинения, то положите желтую в третий кармашек.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение по плану.
Литература:
Николай Петрович Крымов [Электронный ресурс]
О.П.Баландина, И.М. Семенова, Е.А.Казанцева, Н.Ю. Романова, Н.И. Горбенко «Обучение сочинению по картине.5-9 классы. Конспекты уроков»
Издательство «Учитель»
Волгоград 2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.