Описание природы по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Оценка 4.6

Описание природы по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Оценка 4.6
docx
08.06.2020
Описание природы по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Урок развития речи для обучающихся 6 класса. Цели: познакомить с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера, обогатить речь оценочными прилагательными, учить различать правый, левый , передний, задний план, совершенствовать речевые умения.
УРОК зимний вечер.docx

Тема: «Описание природы по картине Николая Петровича  Крымова «Зимний вечер»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 6 КЛАСС

 

Цели: познакомить с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера, в произведениях русских поэтов и писателей; обогатить речь оценочными прилагательными, ввести в активный словарь понятия «пейзаж», «пейзажист»; учить различать в пейзаже правый план(то, что изображено справа),левый план( то, что изображено слева),передний план (то, что изображено близко к зрителю),задний план(то, что изображено вдали от зрителя); совершенствовать речевые умения, умения наблюдать и отмечать признаки зимы: снег ( тени, следы на снегу), цвет неба, поредевший лес, оголенные, запорошенные снегом деревья, замерзшая река(озеро, пруд).       

 

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе.

 

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план сочинения- описания.

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формировать  информационную компетенцию работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом.

 

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, репродукция картины Н.П.Крымова «Зимний вечер»,портрет художника, стихотворения о зиме.

 

 

Ход урока.

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙмомент. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок.

 

Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению- описанию по картине Николая Петровича Крымова. Отгадайте загадку:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

 

 

Скажите, о каком времени года мы будем говорить на уроке? (О зиме)

Но не просто о зиме, а сегодня мы познакомимся с  картиной  Николая Петровича Крымова «Зимний вечер», и вы напишете сочинения по этому прекрасному произведению живописи.

 

2. Рассказ о художнике и его картинах.

Николай Петрович Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, мастер пейзажа - родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.

Склонность к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал ее в тесной связи с человеком.

Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 году он создает свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь»,которые принесли ему известность. Ученик В.Серова, друг К.Коровина, он с юношеских лет впитал в себя все то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами нашего реалистического искусства, продолжал традиции А.Куинджи и И.Левитана.

В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к русской природе, к Родине. Мы ценим художника за правдивость, за тонкую лиричность передачи жизни, разнообразных состояний природы. В его солнечных картинах громко звучит радостное утверждение жизни, красоты нашей великой Родины, счастья жить на нашей земле.

Большое место в творчестве Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних      пейзажах с особой силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображенной на картине «Зимний вечер»(1913г). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию ее состояния: покой и умиротворенность, которые наступают в предвечерний час.                                                                      

 

Вопрос:

 Какие моменты жизни художника вы запомнили больше всего?

 

3. Словарная работа.

Николай Петрович Крымов - один из лучших русских пейзажистов XX столетия. Кто такой пейзажист( работа со словарем)

Пейзажист — художник, описывающий природу.

Пейзаж –  жанр живописи, изображающий природу.

 

 

 

 

4. Беседа по картине «Зимний вечер».

- Рассмотрите репродукцию  картины «Зимний вечер».

-Какое время года изобразил художник? (Зима)

-Какое время суток показал художник? (Вечер)

-Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину? (Хорошее, приятное настроение, от нее веет тишиной и спокойствием)

-Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?( Мы смотрим на картину и как будто ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, слышим скрип полозьев саней, нагруженных сеном).

-Что с первого взгляда привлекает в картине? (Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца)

-Опишите снег на картине. (Светлая полоска голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план)

-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это, прежде всего, длинные предвечерние тени)

-Что вы видите на переднем плане картины? (На переднем плане мы видим густую тень от холма( с него, очевидно, художник писал картину), в которой будто бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень. Скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам.)

-Что еще говорит о наступающем зимнем вечере? (Цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком)

-Каким художник изобразил небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами  розовато-лиловое)

-Почему Н.П.Крымов выбрал такой цвет для зимнего неба? (Такой цвет неба изображен потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает  зеленоватый оттенок.Этот цвет  хорошо сочетается с цветом деревьев.)

-Какими изобразил художник деревья? Какие деревья изображены справа? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной)

-Какие деревья изображены слева?( Слева вдали виднеется густой лиственный лес)

-Какие деревья изображены в центре картины? (Высокие куполообразные деревья, вероятно, хвойные)

-Опишите деревья.(Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца, и от этого имеют несколько неестественный вид.)

-В чем особенности построения картины? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины.Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.)

-Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? (В основном холодные цвета:голубой,серовато-голубой, серебристо-синий, лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

-Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? ( Этот пейзаж , изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега .)

5. Словарно- стилистическая

работа.

-Подберите оценочные прилагательные к слову «пейзаж».( Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, великолепный, чудесный, изумительный, прелестный.)

-Употребите подходящие прилагательные для описания снега, изображенного на картине.(Снег белый, голубой, голубовато-серый, серебристо-синий, фиолетово-серый, лилово-синеватый, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий)

 

6. Составление плана сочинения.

Сочинение – описание состоит из 3 частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

Вступление должно быть небольшим, но ярким, читатель должен заинтересоваться работой.

Основная часть – главная, в ней раскрывается тема сочинения.

В заключении опишите ваши мысли и чувства.

 

Примерный план:

I. Н.П. Крымов –замечательный  художник-пейзажист.

II. Зима в изображении художника Н. П. Крымова.

1) Признаки наступления зимнего вечера:

а) тени, б)снег, в) небо, воздух.

2)Особенности композиции пейзажа.

3)Цвета,  используемые художником.

III. Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж.

 

 

7. ИТОГ УРОК

-С каким произведением живописи вы познакомились?

-О чем рассказал художник в картине «Зимний вечер»?

8. РЕФЛЕКСия

-На доске прикреплены 3 кармашка. У вас на столе лежат карточки красного, желтого и зеленого  цвета. Если вы уверены, что готовы написать сочинение, положите красную карточку в первый кармашек, если сомневаетесь, не совсем уверены, то положите зеленую во второй кармашек, если не готовы к написанию сочинения, то положите желтую в третий кармашек.

 

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение по плану.

 

Литература:

Николай Петрович Крымов [Электронный ресурс]

О.П.Баландина, И.М. Семенова, Е.А.Казанцева, Н.Ю. Романова, Н.И. Горбенко «Обучение сочинению по картине.5-9 классы. Конспекты уроков»   

Издательство «Учитель»

Волгоград 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: «Описание природы по картине

Тема: «Описание природы по картине

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок

Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображенной на картине «Зимний вечер»(1913г)

Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображенной на картине «Зимний вечер»(1913г)

Каким художник изобразил небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое) -Почему

Каким художник изобразил небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое) -Почему

Вступление должно быть небольшим, но ярким, читатель должен заинтересоваться работой

Вступление должно быть небольшим, но ярким, читатель должен заинтересоваться работой

Описание природы по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Описание природы по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020