Описание природы по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"

  • docx
  • 08.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок развития речи для обучающихся 6 класса. Цели: познакомить с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера, обогатить речь оценочными прилагательными, учить различать правый, левый , передний, задний план, совершенствовать речевые умения.
Иконка файла материала УРОК зимний вечер.docx

Тема: «Описание природы по картине Николая Петровича  Крымова «Зимний вечер»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 6 КЛАСС

 

Цели: познакомить с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера, в произведениях русских поэтов и писателей; обогатить речь оценочными прилагательными, ввести в активный словарь понятия «пейзаж», «пейзажист»; учить различать в пейзаже правый план(то, что изображено справа),левый план( то, что изображено слева),передний план (то, что изображено близко к зрителю),задний план(то, что изображено вдали от зрителя); совершенствовать речевые умения, умения наблюдать и отмечать признаки зимы: снег ( тени, следы на снегу), цвет неба, поредевший лес, оголенные, запорошенные снегом деревья, замерзшая река(озеро, пруд).       

 

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе.

 

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план сочинения- описания.

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формировать  информационную компетенцию работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом.

 

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, репродукция картины Н.П.Крымова «Зимний вечер»,портрет художника, стихотворения о зиме.

 

 

Ход урока.

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙмомент. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок.

 

Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению- описанию по картине Николая Петровича Крымова. Отгадайте загадку:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

 

 

Скажите, о каком времени года мы будем говорить на уроке? (О зиме)

Но не просто о зиме, а сегодня мы познакомимся с  картиной  Николая Петровича Крымова «Зимний вечер», и вы напишете сочинения по этому прекрасному произведению живописи.

 

2. Рассказ о художнике и его картинах.

Николай Петрович Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, мастер пейзажа - родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.

Склонность к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал ее в тесной связи с человеком.

Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 году он создает свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь»,которые принесли ему известность. Ученик В.Серова, друг К.Коровина, он с юношеских лет впитал в себя все то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами нашего реалистического искусства, продолжал традиции А.Куинджи и И.Левитана.

В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к русской природе, к Родине. Мы ценим художника за правдивость, за тонкую лиричность передачи жизни, разнообразных состояний природы. В его солнечных картинах громко звучит радостное утверждение жизни, красоты нашей великой Родины, счастья жить на нашей земле.

Большое место в творчестве Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних      пейзажах с особой силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображенной на картине «Зимний вечер»(1913г). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию ее состояния: покой и умиротворенность, которые наступают в предвечерний час.                                                                      

 

Вопрос:

 Какие моменты жизни художника вы запомнили больше всего?

 

3. Словарная работа.

Николай Петрович Крымов - один из лучших русских пейзажистов XX столетия. Кто такой пейзажист( работа со словарем)

Пейзажист — художник, описывающий природу.

Пейзаж –  жанр живописи, изображающий природу.

 

 

 

 

4. Беседа по картине «Зимний вечер».

- Рассмотрите репродукцию  картины «Зимний вечер».

-Какое время года изобразил художник? (Зима)

-Какое время суток показал художник? (Вечер)

-Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину? (Хорошее, приятное настроение, от нее веет тишиной и спокойствием)

-Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?( Мы смотрим на картину и как будто ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, слышим скрип полозьев саней, нагруженных сеном).

-Что с первого взгляда привлекает в картине? (Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца)

-Опишите снег на картине. (Светлая полоска голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план)

-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это, прежде всего, длинные предвечерние тени)

-Что вы видите на переднем плане картины? (На переднем плане мы видим густую тень от холма( с него, очевидно, художник писал картину), в которой будто бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень. Скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам.)

-Что еще говорит о наступающем зимнем вечере? (Цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком)

-Каким художник изобразил небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами  розовато-лиловое)

-Почему Н.П.Крымов выбрал такой цвет для зимнего неба? (Такой цвет неба изображен потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает  зеленоватый оттенок.Этот цвет  хорошо сочетается с цветом деревьев.)

-Какими изобразил художник деревья? Какие деревья изображены справа? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной)

-Какие деревья изображены слева?( Слева вдали виднеется густой лиственный лес)

-Какие деревья изображены в центре картины? (Высокие куполообразные деревья, вероятно, хвойные)

-Опишите деревья.(Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца, и от этого имеют несколько неестественный вид.)

-В чем особенности построения картины? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины.Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.)

-Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? (В основном холодные цвета:голубой,серовато-голубой, серебристо-синий, лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

-Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? ( Этот пейзаж , изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега .)

5. Словарно- стилистическая

работа.

-Подберите оценочные прилагательные к слову «пейзаж».( Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, великолепный, чудесный, изумительный, прелестный.)

-Употребите подходящие прилагательные для описания снега, изображенного на картине.(Снег белый, голубой, голубовато-серый, серебристо-синий, фиолетово-серый, лилово-синеватый, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий)

 

6. Составление плана сочинения.

Сочинение – описание состоит из 3 частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

Вступление должно быть небольшим, но ярким, читатель должен заинтересоваться работой.

Основная часть – главная, в ней раскрывается тема сочинения.

В заключении опишите ваши мысли и чувства.

 

Примерный план:

I. Н.П. Крымов –замечательный  художник-пейзажист.

II. Зима в изображении художника Н. П. Крымова.

1) Признаки наступления зимнего вечера:

а) тени, б)снег, в) небо, воздух.

2)Особенности композиции пейзажа.

3)Цвета,  используемые художником.

III. Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж.

 

 

7. ИТОГ УРОК

-С каким произведением живописи вы познакомились?

-О чем рассказал художник в картине «Зимний вечер»?

8. РЕФЛЕКСия

-На доске прикреплены 3 кармашка. У вас на столе лежат карточки красного, желтого и зеленого  цвета. Если вы уверены, что готовы написать сочинение, положите красную карточку в первый кармашек, если сомневаетесь, не совсем уверены, то положите зеленую во второй кармашек, если не готовы к написанию сочинения, то положите желтую в третий кармашек.

 

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение по плану.

 

Литература:

Николай Петрович Крымов [Электронный ресурс]

О.П.Баландина, И.М. Семенова, Е.А.Казанцева, Н.Ю. Романова, Н.И. Горбенко «Обучение сочинению по картине.5-9 классы. Конспекты уроков»   

Издательство «Учитель»

Волгоград 2012