Национальная самобытность и фольклорно-этнографический колорит в пьесе С.Николаева "Салика"
Оценка 4.7

Национальная самобытность и фольклорно-этнографический колорит в пьесе С.Николаева "Салика"

Оценка 4.7
docx
26.02.2021
Национальная самобытность и фольклорно-этнографический колорит в пьесе С.Николаева "Салика"
Реферат.docx

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

         Пояснительная записка………………………………………..       2       

         Введение…………………………………………………………       3   

         Основная часть. Национальная самобытность и фольклорно-    5

этнографический колорит в пьесе С.Николаева «Салика»...       

          1.Спектакль «Салика»: история народа мари на

 сцене театра.

          2.Новый взгляд на «Салику» и аншлаг в Горномарий-

ском драматическом театре.

          3.«Салика» ожила на экране.

         4.Презентация фильма.

         5.Главный режиссер-постановщик фильма «Салика»

 - Домрачев Василий Валерьянович.

        6.Легко ли быть актером?

        7.Творчество Строгановой Светланы – исполнительницы

главной роли в фильме «Салика».

         Заключение…………………………………………………..           13

         Список источников информаций…………………………..         14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

        Тема моего проекта «Национальная самобытность и фольклорно-этнографический колорит в пьесе С.Николаева «Салика».

        Впервые красивое слово «Салика» я слышал по местному телевидению. Речь шла о базе отдыха, которая находится в Кокшайске на живописном берегу Волги. (Это любимое место отдыха жителей нашей республики) А откуда это красивое название? Оказалось, это древнее марийское женское имя, которому аналога нет в русском языке. А марийский драматург Сергей Николаев написал пьесу «Салика». И в 1938 году в марийском театре состоялась премьера спектакля. «Салика»» не сходит со сцены и в наше время, вошел в золотой фонд марийской драматургии. А в 2010 году был снят одноименный фильм с участием актеров марийского национального театра драмы имени Шкетана. Что из себя представляет это произведение театрального искусства, я и пытался рассмотреть в своей работе.

      Цель моей работы - изучить вопросы о постановке спектакля и кинофильма «Салика», творчестве народной артистки РМЭ Светланы Строгановой, посмотреть фильм «Салика» и выразить свое отношение к этой постановке.

      Проектным продуктом является реферат и презентация.

      План моей работы состоит из нескольких этапов:

      1 этап – подготовительный (сбор информаций)

      2 этап -  основной (обработка, систематизация и анализ информаций)

      3 этап – заключительный (оформление работы)

      Сбор информации - это всегда утомительное и сложное занятие. Хорошо, что есть Интернет. Я искал сайты на данную тему, выбирал, читал информации и сравнивал, выбирал из них нужные и приводил их в систему. Оказалось, информаций на эту тему достаточно много. Они очень интересны и познавательны. Для меня они оказались важными и нужными для написания работы.

     Закончив свой проект, я могу сказать, что узнал много интересных фактов из истории создания спектакля и фильма «Салика». Но не все из того, что было задумано, получилось. Например, было желание встретиться с исполнительницей главной роли в фильме «Салика» со Светланой Строгановой и задать несколько вопросов, касающихся ее роли и актерской профессии.

       Работая над проектом я еще раз убедился в том, что «Салика» является одной из любимых постановок на сцене театра и в кино.

      Я оцениваю свой проект на «хорошо»

 

 

 

 

 

Введение.

 

        Мы, современное поколение, дети 21 века, являемся свидетелями внедрения и использования все новых и новых информационно-развлекательных технологий. Для нас в настоящее время предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения.

      А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности современной личности.       «Весь мир – театр, а люди в нем - актеры», - говорит классика. На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или косвенно.  И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.      

        У современного театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Познание окружающего мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, умение принимать решение и действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это в театре происходит через образы, краски, звуки, действие актеров. Ребенок, посетивший театр никогда не остается равнодушным к происходящему на сцене Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела».

      Из вышесказанного следует, что тема театра и его роли в жизни человека, действительно, очень актуальна.

       Целью же моего проекта является изучение информаций и вопросов театрального искусства РМЭ. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

 - изучить вопросы о специфике театрального искусства РМЭ,

- провести опрос о значимости слова «Салика»;

-  проявить интерес к актерской профессии;

- проанализировать постановку музыкальной комедии «Салика» на сцене театра и в кино.

   

      В нашей небольшой Республике Марий Эл всего в настоящее время действует 6 театров. Из них 5 – в Йошкар-Оле. Это Марийский национальный театр драмы имени Шкетана, Русский академический театр имени Константинова, Государственный театр оперы и балета имени Сапаева, Республиканский кукольный театр и Театр юного зрителя (Мрийский республиканский театр-центр для детей и молодежи). А в Козьмодемьянске с 1994 года работает самый молодой Горномарийский драматический театр. Сами названия театров говорят за себя, какие постановки можно увидеть в том или ином театре. Если это национальный театр имени Шкетана, его миссия - сохранение и развитие богатых традиций народа мари. Другие еще более понятны по своей специфике.

      В настоящее время каждый из них имеет свое красивое современное здание и актерскую труппу из выпускников российских и республиканских театральных учебных заведений. Каждый имеет уникальную, богатую, интересную историю и свое лицо. О них, конечно, нужно знать и можно очень долго рассказывать. Все, без исключения, театры радуют постановками не только своих зрителей, но и ежегодно выезжают на гастроли, театральные конкурсы и фестивали по российским городам и за рубеж. Очень часто и сами приглашают в свои стены актерские коллективы из других регионов.

      У каждого театра – свои зрители и поклонники. И дети и взрослые в нашем городе, мне кажется, к театру не равнодушны. Нет такого человека, который ни разу не был в театре. Кто-то в детстве, кто-то, уже будучи школьником, не раз его посещал и получил массу впечатлений от просмотра какого-нибудь спектакля.

       Весь мир – театр, а люди в нем - актеры», - говорит классика.     На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или косвенно.  И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.      

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Национальная самобытность и фольклорно-этнографический колорит в пьесе С. Николаева «Салика».

 

1.Спектакль «Салика»: история народа мари на сцене театра.

 

      Спектакль «Салика» по одноименной пьесе марийского драматурга Сергея Николаева является одним из самых любимых постановок жителей нашей республики. Впервые он был поставлен в 1938 году талантливым режиссером-профессионалом из мари А.И. Маюк-Егоровым.

     Родился он 19 февраля 1905 г. в с. Малый Сундырь ныне Горномарийского р-на РМЭ в семье служителя церкви.

     После окончания местной школы в октябре 1927 г. поступил в Марийскую студию музыкально-драматического искусства в г. Краснококшайске.

      Будучи студийцем играл роли в спектаклях, переводил пьесы.  В период профессионального становления Марийского театра А.Маюк-Егоров был одним из ведущих его актеров. Толчком к дальнейшему совершенствованию профессионального мастерства для А.Маюк-Егорова стала поездка театра в Москву для участия в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР (1930). В том же году он поступил на драматическое отделение Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС) при Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского. Через год А.Маюк-Егоров перешел на режиссерское отделение ГИТИСа, на курс режиссера МХАТа И.Я.Судакова. 

         А в 1936 г. А.Маюк-Егоров с энтузиазмом приступил к работе над пьесой молодого драматурга С.Николаева «Полатовын суанже» («Свадьба Полатова»). Таково было первоначальное название пьесы «Салика» В результате доработки был уточнен жанр и хронотоп пьесы, система действующих лиц и т.д.   Режиссер создал на сцене яркое этнографическое зрелище, насыщенное народными песнями и плясками. Со временем пьеса вошла в классический фонд марийской драматургии под названием «Салика» и до настоящего времени входит в репертуар театра.

      Действие спектакля происходит в 1912-1914 годы. Главными действующими лицами являются сироты Салика и Эчук, любящие друг друга. Оба батрачат на богача Ози Кузи. Казалось бы, ничто не мешает им объединить свои судьбы. Но деревенский богач Ози Кузи задолжал деньги другому богачу Акпаю Полату, а у него как раз умерла жена, и, увидев Салику, он не может остаться равнодушным к хорошенькой девушке. Салику насильно сватают за Акпая Полата. Но деревенская молодежь решает бороться за счастье Салики и Эчука. Здесь главную роль играют друг Эчука Чопай и подруга Салики Марина. Во время свадьбы они выкрадывают Салику.

       Спектакль музыкальный, в нем много интересного из быта марийского народа, национальные обычаи, обряды.

       «Салика» - это история любви и коварства. По-юношески робкая и в то же время пылкая любовь молодых подвергается нешуточным нападкам людей алчных, безжалостных и обуреваемых темными страстями. Победить их коварство юноше и девушке помогает сама любовь. Она раскрывает в них лучшие человеческие качества, придает силу духа, возвышает их. Немалую роль играют и верные друзья – люди веселые и озорные, свободолюбивые, готовые прийти на помощь по первому зову. Во многом озорство молодых, их веселый нрав придают развитию сюжета стремительность, делают его богатым на неожиданные повороты. Спектакль оправдывает заявленный жанр – музыкальная комедия. Здесь много песен и танцев, которые органично вплетаются в ткань спектакля, являются важной частью развития действия. Еще одна отличительная черта спектакля – юмор, ибо персонажи пьесы давно стали частью народного фольклора.

       «Салика» - дипломант фестиваля «Йошкар-Ола театральная - 2015» (номинация «Лучший актерский ансамбль»).

«Салика» вот уже в течение многих десятилетий не сходит со сцены театра имени Шкетана. Последний его показ состоялся 6 декабря 2017 года. А в 2018 году «Салика» будет отмечать свой 80-летний юбилей со дня первого выхода на сцену театра.

 

2.Новый взгляд на «Салику» и аншлаг в Горномарийском драматическом театре.

      

       По-новому взглянул на «Салику» режиссер Олег Иркабаев, поставив спектакль в Горномарийском драмтеатре в канун его 20-летнего юбилея. Идея этой постановки зрела давно, а воплотить мечту в реальность получилось только сейчас. И, может быть, неспроста: символично, что в начале следующего года исполняется 110 лет со дня рождения Алексея Маюк-Егорова, первого профессионального режиссера из горных мари, в чьей постановке впервые «Салика» ожила на сцене в 1938 году.

        Удивительно, что до сих пор не угасает интерес к этому произведению с незамысловатым, но трогательным сюжетом. В первый премьерный день в театре спектакль прошел с аншлагом. Среди зрителей было много говорящих только по-русски – в театре не хватило аппаратов синхроперевода. Но с этой проблемой, к счастью, удалось справиться.

       Артисты играли на одном дыхании, у Иркабаева нет пауз, все очень органично переплетено. Пьеса может показаться архаичной сегодня, все-таки действие в ней происходит в 1912-14 годах, столетие назад. Чтобы ее осовременить Олег Геннадьевич поработал над ней и как сценарист, что-то поменял композиционно, отчего диалоги стали сочнее, а сам спектакль динамичнее. Зрители выходили из зала завороженные. Может быть, люди действительно соскучились по чистой, юношеской любви, - рассказала завлит Горномарийского драмтеатра Светлана Васканова.

        Если кого-то из театралов и напугала разбушевавшаяся в тот день непогода, то таких было немного. Вот и Светлана Ильина, учитель марийского языка и литературы Емешевской СОШ, приехала в Козьмодемьянск вместе со своими учениками на рейсовом автобусе, так как школьный водитель не рискнул отправиться в путь в гололед. И ни на минуту об этом не пожалела.

Игра актеров была такой естественной, правдоподобной, что зрители так искренне сопереживали всему, что происходило на сцене. Очень удачно в спектакле подобрана музыка. А во время исполнения финальной песни ощущалось настоящее единение народного духа, - поделилась впечатлениями Светлана Васильевна.

       Создатели спектакля немало потрудились над тем, чтобы в деталях отразить максимально подлинную атмосферу времен столетней давности. Режиссер театра Ольга Искоскина подбирала костюмы, изучала деревенский быт и обряды тех лет в музеях, даже песни в постановке все дореволюционные. С миру по нитке собирали вещи из бабушкиных сундуков. Большой вклад внесли сотрудники Козьмодемьянского музейного комплекса и отдела культуры администрации Горномарийского района.

      Чтобы убедительнее вжиться в роль, актеры, игравшие деревенских богачей, специально отрастили бороды. Вообще, надо отдать должное режиссеру, который сумел настроить артистов на безупречную, правдоподобную игру. Дело в том, что в труппе театра состоит всего лишь 12 человек, тогда как действующих лиц в спектакле гораздо больше. Поэтому пришлось распределять роли и среди технических и других работников театра, а в массовку привлекать опять же сотрудников этнографического музея и районного отдела культуры. Но со своей задачей все успешно справились, главное свидетельство тому – восторженные отзывы зрителей.

 

3. «Салика» ожила на экране.

 

       Музыкальная комедия «Салика» по пьесе Сергея Николаева, как уже было сказано, давно вошла в золотой фонд национальной драматургии. Существует более 10 постановок разных лет этого спектакля.

       «Салика» действительно очень любима марийскими зрителями. Это красочный, яркий спектакль, музыкальная комедия, жанр очень популярный в народе. Наконец, это узнаваемый по языку материал, ведь цитаты из пьесы до сих пор передаются из поколения в поколение, из уст в уста. И актерам это произведение близко и знакомо. Там есть что играть, очень выразительные характеры. В спектакле много музыки, танцев, народных обрядов. А все это - неотъемлемая часть жизни марийского народа во все времена.

       Весной 2010 года Василий Домрачев выступил с ценной инициативой по созданию телефильма «Салика» по пьесе народного писателя республики С.Николаева. В течение лета совместно с ООО «Творчество» г.Казани коллектив театра успешно завершил этот проект, осуществив съемки в живописной местности Моркинского района и пригороде Йошкар-Олы, режиссером фильма, естественно, был Василий Домрачев. Эту творческую работу театр посвятил 90-летию образования Республики Марий Эл.

     Предполагалось все сделать одним махом, в один заезд на натуру. Но в итоге времени потребовалось больше, хотя съемочных дней оказалось всего четыре.

     Изначально, когда вся эта история с созданием телефильма только затевалась, хотели снять «Салику» в театре на сцене, в привычных декорациях. Но вскоре поняли, что этого делать не следует: раз выпала такая удача, то снимать фильм решили на природе. Тем более что место для съемок оказалось очень живописным и выигрышным. В итоге все действие стало более достоверным.
        Осуществила техническую сторону работы Казанская студия «Творчество», самостоятельная организация, у которой уже накоплен большой опыт подобной работы с казанскими театрами. В этой студии хорошие профессионалы и добрые, отзывчивые люди. Финансировало съемки Министерство культуры Марий Эл, помогли в этом плане и меценаты - предприятия нашей республики. Большую помощь на месте оказали моркинцы - глава администрации района Сергей Харитонович Григорьев, руководитель сельхозпредприятия «Передовик» Геннадий Савельевич Григорьев. И, конечно, местные жители тоже не остались в стороне. Для съемок нужен был дом, желательно построенный давно - все-таки архитектура построек даже на селе со временем терпит определенные изменения. Такой дом в конце концов нашли, в нем уже никто не жил. Но строение почти столетней давности требовало ремонта. И тогда на помощь съемочной группе пришли местные строители: заново перекрыли крышу, расчистили двор, поставили новые ворота - в общем, внесли свою лепту в нашу работу. А в массовой сцене свадьбы большую помощь оказали моркинские самодеятельные артисты из районного отдела культуры. И сцены свадьбы получились в фильме очень колоритными.

        В работе актеров театра и кино разница есть. Фильм снимается с перерывами, с остановками, есть возможность дублей. А спектакль - это как будто единый живой организм, который каждый раз живет по-новому - и для зрителей, и для нас, актеров. И не бывает ни одного спектакля, похожего на другой, - в этом и сложность, и в то же время особенная радость. Конечно, у каждой из них свои особенности. В театре есть так называемая четвертая стена - зрительный зал, на который актер и ориентирован. А в кино камера перемещается, и поначалу невольно начинаешь следить за ней, ловишь ее взглядом, и тебя оператор и режиссер мгновенно останавливают, дескать, делать этого ни в коем случае не следует, это работа оператора, и только его, а актеру надо работать с партнером. Ну и, конечно, голос: в театре требуется его форсирование, чтобы слова дошли до самых дальних зрителей. В кино же дело другое: там очень чуткие направленные микрофоны, которые дают возможность ловить шепот актеров на расстоянии нескольких десятков метров. И к этому приходилось привыкать, перестраиваться. Снимался в фильме весь без исключения коллектив Марийской драмы, все 27 актеров, дело нашлось каждому. И работали все с воодушевлением и большим творческим подъемом: хотелось порадовать наших зрителей чем-то новым.

   

 

4.Презентация фильма.

 

      24 октября 2010 года у любимого народом произведения появилась другая жизнь, уже в принципиально новом качестве: на суд зрителей был представлен телевизионный фильм Василия Домрачева «Салика», снятый в деревне Шоруньжа Моркинского района Республики Марий Эл.

      Устроители презентации фильма приятно ошиблись в своих расчетах. Они хотели дать лишь один сеанс «Салики» в зале театра им. М. Шкетана. Но ажиотажный спрос на билеты превзошел все ожидания, и пришлось, что называется, на ходу менять планы и дать в один день два сеанса - в 16 и в 18 часов. И на обоих был аншлаг.

        При этом в зеркальном фойе театра бойко шла торговля дисками с записью телефильма и яркими, красочными календарями, посвященными все тому же событию - очередному рождению «Салики» на технически новом, современном уровне. Продолжительность фильма - 1 ч. 39 мин.

        Презентация телефильма, вызвала большой общественный резонанс, билеты были проданы за месяц до назначенной даты. В 2011 году В.В. Домрачев стал лауреатом Государственной премии Республики Марий Эл.

 

5.Главный режиссер-постановщик фильма «Салика» -Домрачев Василий Валерьянович

      

        Домрачев Василий Валерианович родился 6 июня 1963 года в д.Татарэнер Новоторъяльского района. Его творческое дарование проявилось уже в раннем возрасте, и по окончании средней школы сразу поступил в ГИТИС. После театрального института был призван в ряды Вооруженных сил. С 1986 по 1997 год – актер Марийского национального театра имени М.Шкетана; с 1997 по 2001 год – актер Марийского театра юного зрителя. Работал также в Республиканском русском драматическом театре. С 2002 по 2004 год работал главным режиссером Марийского национального театра драмы имени М.Шкетана. 
        За годы актерской жизни В.В.Домрачевым создано более двадцати интересных ролей на сценах республиканских театров.

         Наряду с насыщенной актерской деятельностью Василий Домрачев ярко заявил о себе, как драматург и режиссер.

         Начиная со студенческих лет, В.В. Домрачев снимается в кино. Созданные им яркие типажные роли надолго остаются в памяти зрителей. К должности режиссера театра В.Домрачев приступил, имея за плечами большой творческий и жизненный опыт. Он постоянно в новаторском поиске.

        За многолетний плодотворный труд и вклад в развитие театрального искусства В.Домрачев в 1998 году награжден Почетной грамотой Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. В 1999 г. Василий Домрачев был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РМЭ», а в 2004 г. – «Народный артист РМЭ». В 2000 году стал лауреатом театральной премии им. Й.Кырли. За успешную работу по организации и проведению IV Международного фестиваля театров финно-угорских народов в 2002 году ему объявлена благодарность Президента Республики Марий Эл; в 2009 г. награжден памятной медалью «Йыван Кырля 1909-2009», за большой личный вклад в развитие марийского драматического искусства в республике, в 2010 году награжден Почетной грамотой Государственного Собрания Республики Марий Эл. В 2011 году - лауреат Государственной премии Республики Марий Эл им. М.Шкетана.

 

6.Легко ли быть актером?

 

       Актёр — это профессиональный исполнитель различных ролей в театре, опере, балете, а также в цирке и на эстраде. Иногда слово «актер» ассоциируется с артистом, хотя значение его немного шире. Артистом обычно называют человека, который достиг определённого уровня мастерства в какой-либо деятельности, не связанной с театром или другим видом зрелищного искусства.

      Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о карьере актёра. Кому-то это удаётся, а для кого-то остаётся мечтой.

      Сегодня профессия актёра играет большую роль в культурной жизни каждого человека. Мы все любим смотреть кинофильмы, посещаем театры. Стать актёром дано не каждому, поэтому профессиональные актёры хорошо востребованы и имеют хорошие гонорары. Профессиональный актёр должен уметь работать как самостоятельно, так и в команде, быть ответственным в работе, а также реализовывать то, что задумал режиссёр.

       Для того чтобы стать актёром, необходимо иметь артистические навыки, быть склонным к творческой деятельности, а также иметь сценическое обаяние. Профессиональные актёры хорошо востребованы на сценах театров и съёмочных площадках.

       Профессия актёра очень интересная, но одновременно трудная и ответственная. Так, профессия каскадёров зачастую связана с риском для жизни, поэтому требует максимальной внимательности и сосредоточенности на съёмочной площадке или сцене театра.

        Сегодня в нашей стране актёрскому искусству обучают в специализированных учебных заведениях. Для начала необходимо будет пройти предварительное прослушивание, где могут потребовать зачитать какой-либо отрывок из стихотворения или же изобразить какой-нибудь номер. Актёрскому делу можно обучаться бесконечно, так как нет предела своему совершенству.

       Специальность "Актерское искусство" имеет одну квалификацию - "артист драматического театра и кино". А сколько там будет "театра", и сколько - "кино", зависит от вуза. 

       Единственный государственный вуз, который готовит киноактеров — Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Если цель — театральная сцена, то тут выбор вузов шире. В Москве театральных актеров готовят в четырех государственных вузах. Но в последнее десятилетие за подготовку актеров театра и кино активно взялись коммерческие вузы. 

      

7.О творчестве Строгановой Светланы – исполнительницы главной роли в спектакле и фильме «Салика»

 

      Заслуженная артистка РМЭ Светлана Строганова, исполнительница роли Салики вспоминает: «Мой дебют в спектакле «Салика» состоялся в 1999 году, хотя мечта сыграть главную роль в этом произведении жила во мне задолго до этого. И когда я поехала учиться, то дала себе слово: по возвращении в театр непременно сыграю Салику. Так, к моему счастью, и получилось: режиссер Василий Александрович Пектеев доверил мне эту роль, которая является моей до сих пор. Роль, с которой я сроднилась за эти 11 лет. В образе Салики на сцену выходила раз сто, не меньше. И на улице при встрече и знакомые, и даже незнакомые люди меня нередко называют именно так - Салика. И на сцену выходить всегда радостно и тревожно. Повторяю: каждый спектакль играется как в первый раз, и каждый спектакль - это новые ощущения от работы, от встречи со зрителями. Так было и так будет»

          Заслуженная артистка Республики Марий Эл (2006),
 лауреат Государственной премии РМЭ имени М.Шкетана (2007), народная артистка Республики Марий Эл (2014) Строганова Светлана Васильевна родилась 21 мая 1976 года в деревне Большой Шуйбеляк Новоторъяльского района. 10 классов проучилась в Новоторъяльской средней школе, а 11 класс окончила в Староторъяльской средней школе. С 1993 по 1994 занималась в театральной студии под руководством О.Г.Иркабаева при Марийском ТЮЗе. В 1994 г. поступила в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, при Государственном Академическом Малом театре России в г. Москве. В 1998 году, окончив училице с отличием, поступает на работу в Марийский национальный театр драмы им.М.Шкетана.

         Ее первая роль на сцене Марийского национального театра им. М.Шкетана – роль Маюк в спектакле «Ачийжат-авийжат», по пьесе марийского классика Майорова-Шкетана. А совсем скоро осуществляется ее заветная мечта – ей доверили роль Салики по одноименной пьесе С.Николаева (С.Строганова уже на протяжении 10 лет играет роль Салики на сцене театра). И еще много-много новых образов. По итогам театрального сезона 1999-2000 года актриса была отмечена специальной премией «Надежда».
         Многие зрители знают о том, что Светлана обладает прекрасным голосом. В 2001 году она становится дипломантом 7-го фестиваля «Поют актеры драматических театров» в г.Нижний Новгород и становится участником международного фестиваля актерской песни им.А.Миронова в г.Москве.

         В 2005 году Светлана была приглашена знаменитым Российским кинорежиссером Александром Рогожкиным на съемки в картине «Перегон». В 2006 году этот фильм стал участником Международного фестиваля актеров кино «Созвездие». И за свою роль Валентины, по итогам фестиваля, Светлане присужден диплом в номинации «За лучшую женскую роль второго плана».

        Работая в театре, Светлана поступила в Марийский государственный технический университет, факультет управления и права, по специальности «Менеджмент организации» и окончила его в 2007 г.

20 октября 2006 года Указом Президента Республики Марий Эл Светлане Строгановой присвоено почетное звание «Заслуженная артистка Республики Марий Эл». В декабре 2007 года ей присуждена Государственная премия Республики Марий Эл и присвоено звание «Лауреата Государственной премии им. М.Шкетана».

        Театральная премия имени Йывана Кырли в 2005 году в номинации «Лучшая женская роль» за роль Салики в спектакле «Салика» по пьесе С.Николаева, в 2007 г. в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за роль Ошвики (Гермия) в спектакле «Кожла кокласе омо» («Сон в летнюю ночь») по пьесе В.Шекспира.

         В 2007 году Светлана Строганова становится лауреатом Государственной премии Республики Марий Эл имени М.Шкетана в области театрального искусства за роль в спектакле В. Шекспира "Кожла кокласе омо" ("Сон в летнюю ночь")

       Стать актёром дано не каждому, поэтому профессиональные актёры хорошо востребованы. Профессиональный актёр должен уметь работать как самостоятельно, так и в команде, быть ответственным в работе, а также реализовывать то, что задумал режиссёр. Именно такая наша Светлана Строганова – неутомимая труженица на сцене театра и в кино.

 

Заключение

 

     Ознакомившись в ходе работы с содержанием пьесы, решил и я посмотреть постановку этого фильма с субтитрами на диске, слушал по-марийски все диалоги, песни героев. Поэтому увиденное и услышанное в кино меня очень впечатлило, хотя для моего возраста эта тема новая и сложная.  Раскрывается здесь вечная тема любви, которая преодолев все препятствия, воссоединяет героев. И традиционное «и жили они долго и счастливо», как послесловие, так и рвется с языка в конце постановки.

        Перед глазами красивая река, в ней шумит вода. Рядом с ней стоит мельница. Из нее выходит Терей и пьет воду, немного отдохнув, вновь возвращается на рабочее место. Выбегает из мельницы испачканный мукой высокий красивый молодой человек, это Эчук. Он, оперевшись о столб, начинает петь марийскую задушевную песню, в его сердце живет любовь, но все равно в ней слышатся грустные нотки» - так начинается сюжет фильма «Салика», который создали работники театра им. Шкетана совместно с Казанским ООО «Творчество».

      А история действительно красивая. В одной из марийских деревень полюбили друг друга Эчук и Салика. Но дядя девушки Ози Кузи, воспитывавший сироту с детства, решил выдать Салику замуж за зажиточного Сармаева. Руководствовался дядя совсем не благими мотивами. Получив в жены красивую и молодую Салику, Сармаев, который ей в отцы годился, должен был списать долг Ози Кузи. А Эчук, влюбленный в девушку был бедным работягой, поэтому никакой ценности для дяди не представлял.

       И вот началась борьба за любовь и свободу, в которую оказалась втянута почти вся деревня. Переживание, сочувствие, боль, радость, злость – такие чувства я испытывал во время просмотра фильма.

     И еще, можно сказать, что постановка «Салика» очень познавательна в плане жизни и традиций народа мари. Какие, оказывается, интересные и красивые имена были у представителей марийского народа раньше. Сейчас такие в нашей республике редко можно услышать. Мы всё, в этом плане, стремимся к Западу, а у нас, оказывается, вон какое наследие.

        В «Салике» как и чем жила деревенская молодежь, во что они одевались, в зависимости от ситуации и, конечно же, видим национальные колоритные танцы и песни, и слышим уникальное музыкальное их сопровождение. А еще, что немаловажно, постановки театра имени М. Шкетана дают нам возможность насладиться звучанием грамотно построенных диалогов на марийском языке.

      Все это, кстати, привлекательно и для туристов, которые интересуются самобытной жизнью республики.

     Здесь отражается все многообразие жизни марийского народа. Это так интересно.  Фильм «Салика» - это марийская классика, она будет жить всегда. Ее всегда будут смотреть и вместе с героями переживать. Ее можно считать достижением марийского кинематографа.

Список источника информаций

 

shketan.ru ›Люди театра› Строганова Светлана Васильевна

ndex.ru/images ›Светлана Строганова биография

shketan.ru› Люди театра ›Вне сцены› Домрачев Василий Валерианович

shketan.ru ›Люди театра› Ветераны› Маюк-Егоров Алексей Иванович

Яндекс.Видео›фильм салика о жизни марийской деревни

Спектакль "Салика": история народа мари на...

Съемки фильма "Салика" – 62 фотографии |Вконтакте vk.com›photo2508972_174968897

Театры Республики Марий Эл | mincult12.ru


 

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ………………………………………

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Введение. Мы, современное поколение, дети 21 века, являемся свидетелями внедрения и использования все новых и новых информационно-развлекательных технологий

Введение. Мы, современное поколение, дети 21 века, являемся свидетелями внедрения и использования все новых и новых информационно-развлекательных технологий

Сами названия театров говорят за себя, какие постановки можно увидеть в том или ином театре

Сами названия театров говорят за себя, какие постановки можно увидеть в том или ином театре

Основная часть Национальная самобытность и фольклорно-этнографический колорит в пьесе

Основная часть Национальная самобытность и фольклорно-этнографический колорит в пьесе

Спектакль музыкальный, в нем много интересного из быта марийского народа, национальные обычаи, обряды

Спектакль музыкальный, в нем много интересного из быта марийского народа, национальные обычаи, обряды

Горномарийского драмтеатра Светлана

Горномарийского драмтеатра Светлана

Весной 2010 года Василий Домрачев выступил с ценной инициативой по созданию телефильма «Салика» по пьесе народного писателя республики

Весной 2010 года Василий Домрачев выступил с ценной инициативой по созданию телефильма «Салика» по пьесе народного писателя республики

Ну и, конечно, голос: в театре требуется его форсирование, чтобы слова дошли до самых дальних зрителей

Ну и, конечно, голос: в театре требуется его форсирование, чтобы слова дошли до самых дальних зрителей

Наряду с насыщенной актерской деятельностью

Наряду с насыщенной актерской деятельностью

Сегодня в нашей стране актёрскому искусству обучают в специализированных учебных заведениях

Сегодня в нашей стране актёрскому искусству обучают в специализированных учебных заведениях

Марийский национальный театр драмы им

Марийский национальный театр драмы им

Заключение Ознакомившись в ходе работы с содержанием пьесы, решил и я посмотреть постановку этого фильма с субтитрами на диске, слушал по-марийски все диалоги, песни героев

Заключение Ознакомившись в ходе работы с содержанием пьесы, решил и я посмотреть постановку этого фильма с субтитрами на диске, слушал по-марийски все диалоги, песни героев

Список источника информаций shketan

Список источника информаций shketan
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021