Уровни реагирования родителей детей с ОВЗ
1. Психологический. | 2. Социальный. | 3. Соматический. |
Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы. | Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения. | Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам. |
Учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.
Страхи родителей
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Страх обострения или рецидива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка. | Страх невозможности интеграции ребенка в социум. | Страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии. | Страх вынести за пределы семьи свою проблему. | Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспомощности. |
Учитель выстраивает партнерство, учитывая страхи родителей,
сформированные ими стереотипы семейного поведения и
особенности личности ребенка.
Стратегии поведения родителей
1. Гиперопека: | 2. Гипопротекция | 3. Репрессивное поведение: | 4. Сотрудничество: |
сверх-заботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. | (холодное общение): | родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. | конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны |
Детей отличает психологическая незрелость, инфантилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение. | Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов. | У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины. | Дети с ОВЗ в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием. |
Индивидуальные методы работы учителя с родителями (помогают нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе)
а) | Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей |
б) | Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами. |
в) | Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач. |
г) | Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх. |
Установление доверительных отношений с родителями.
Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку:
Индивидуальные методы работы учителя с родителями 3. Посещение семьи. (Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность к совместной со школой работе. Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей )
Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.
Общая сбалансированная система требований и поощрений.
Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.
Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.
Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.
Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.
Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.
Индивидуальные методы работы учителя с родителями
4. Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима.
5. Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам.
6. Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель.
7. Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор.
(Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.)
Формы работы учителя с родителями детей с ОВЗ
Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям.
Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий
Введение родителей в состав родительского комитета.
Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.
Проведение тематических классных родительских собрания и семинаров.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.