Как найти путь к бесконфликтной дисциплине (рекомендации для родителей)
Оценка 4.7

Как найти путь к бесконфликтной дисциплине (рекомендации для родителей)

Оценка 4.7
doc
27.04.2020
Как найти путь к бесконфликтной дисциплине (рекомендации для родителей)
Как найти путь к бесконфликтой дисциплине.doc

Как найти путь к бесконфликтной дисциплине

(рекомендации для родителей)

 

 

Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то, скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения».

 

Правила,

с помощью которых можно наладить

и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

 

Ø Правило первое.  

Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

Ø Правило второе.  

Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Ø Правило третье.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать, шумно играть. Все это и многое другое — проявление естественных и важных для развития детей потребностей.

Ø Правило четвертое.

Взрослые должны согласовать правила между собой.Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

Ø Правило пятое.

Тон предъявления требования или выражения запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложения лучше строить в безличной форме.  Лучше сказать «Конфеты едят после обеда», чем «Не смей есть конфеты!».

 

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:

-       четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле, и иметь конкретный характер).

-              ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту).

-              ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недейственно, его нужно изменить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для формирования у ребенка самооценки важно:

 

Ø безусловно, принимать его;

Ø активно слушать его;

Ø бывать (читать, играть, заниматься) вместе;

Ø не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;

Ø помогать, когда просит;

Ø поддерживать;

Ø делиться своими чувствами (доверять);

Ø конструктивно разрешать конфликты;

Ø использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Хорошо, что ты пришел», «Давай посидим (что-то сделаем) вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть»;

Ø обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.

 

 

Как формировать у ребенка ответственность.

 

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности у детей. Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с  годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

Послушание и ответственность — это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и ответственности.

Составляющие ответственности.

1.     Понимание задачи. Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.

2.     Согласие с поставленной задачей. У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

3.     Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Родители должны учить подрастающего ребенка не только слушаться старших (внешняя мотивировка), но и научить его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

Уровни воспитания ответственности.

1.     Первый уровень. Ребенок в качестве помощника. Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п.

2.     Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.

3.     Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно.

 

 

Условия воспитания ответственности.

-              Самоуважение.

-              Разумные ограничения.

-              Продолжительность и постепенность.

-             Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

-              Учет особенностей характера.

-              Учет личного опыта.

«Родителям о детях».

-       Детей учит то, что их окружает.

-       Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

-       Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

-       Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

-       Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

-       Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

-       Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

-       Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

-       Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

-       Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

-       Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

-       Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

 

 

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?

 

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

Ø Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

Ø Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).

Ø Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:

-       Что тебя может разозлить?

-       Как ты себя ведешь, когда злишься?

-       Что чувствуешь в состоянии гнева?

-       Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?

-       Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.

-       А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?

-       Какие слова для тебя самые обидные?

Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

 

Учите управлять ребенка своим эмоциями.

Ø  Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

Ø  Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»

Ø  Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».

Ø  Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

 

Рекомендации для родителей подростка

 

Ø Цените откровенность, искренне интересуйтесь проблемами подростка.

Ø Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

Ø Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

Ø Будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

Ø Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

Ø Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Ø Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Ø Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

Ø Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

Ø Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Ø Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Ø Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Ø Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Ø Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Ø Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

 

 

 Литература:

1.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРо, 1998.

2.  Материалы из газеты «Школьный психолог».

3.  Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы родителям. М.: Айрик-пресс, 1999

4.     Флейк-Добсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

5.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

6.     Руднянский Я. Как учиться? М., 1992.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Как найти путь к бесконфликтной дисциплине (рекомендации для родителей)

Как найти путь к бесконфликтной дисциплине (рекомендации для родителей)

Для формирования у ребенка самооценки важно: Ø безусловно, принимать его; Ø активно слушать его; Ø бывать (читать, играть, заниматься) вместе; Ø не вмешиваться в его…

Для формирования у ребенка самооценки важно: Ø безусловно, принимать его; Ø активно слушать его; Ø бывать (читать, играть, заниматься) вместе; Ø не вмешиваться в его…

Условия воспитания ответственности

Условия воспитания ответственности

Как ты себя ведешь, когда злишься? -

Как ты себя ведешь, когда злишься? -

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020