Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"
Оценка 4.8

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Оценка 4.8
Документация +3
doc
русская литература +1
17.12.2019
Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"
Методическая рекомендация
Методическая рекомендация.doc

Ташкентская область Чиназский район посёлок Алмазар

 

 

 

Методическая рекомендация.

«Как подготовить учащихся к   решению тестов PISA».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Свешникова О.Н., учитель русского языка и литературы средней школы №5.

               

 

 

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA.

                    В  настоящее  время  меняется  взгляд  на  то,  какой  должна  быть  подготовка  выпускника   школы.  Наряду  с  формированием  предметных  знаний  и  умений, школа  должна  обеспечивать  развитие  у  учащихся   умений  использовать  свои  знания в  разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут  способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование  PISA  ставит своей целью  проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что отличает  его  от  других  международных  исследований,  основной  целью  которых  являлась  проверка  определенных  школьными  программами  предметных  знаний  и  умений,  в  основном,  с  помощью   выполнения  учебных  заданий  мало  или  совсем  не  связанных с реальной жизнью.

      Одно из направлений исследования PISA – грамотность чтения. Грамотность  чтения  -  способность  человека  к  пониманию  письменных текстов  и  рефлексии  на  них,  к  использованию  их  содержания  для  достижения  собственных  целей,  развития  знаний  и  возможностей,  для  активного  участия  в  жизни общества.  Таким  образом,  термин  "грамотность  чтения"  имеет  широкий  смысл.  Не  предполагается  в  явном  виде  проверять  технику  чтения.  Цели  исследования  отражают  современное  представление  об  умении  "грамотно  читать".   Согласно  этому  представлению, выпускник  школы должен понимать тексты, размышлять над  их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.  Основное  внимание  уделяется  проверке  умения  "грамотно  читать"  в  различных  ситуациях. Учащимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных произведений,  биографии,  тексты  развлекательного  характера,  личные  письма, документы,  статьи  из  газет  и  журналов,  инструкции,  рекламные  объявления, географические  карты  и  др.  В  них   используются  различные  формы  представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики .

              Какие же методы и приёмы можно использовать, чтобы подготовить учащихся к «грамотному чтению»?  Например, учащимся задано на дом прочитать рассказ И.С.Тургенева «Муму».  На следующем уроке я провожу опрос домашнего задания  не только в форме пересказа текста. Обязательно – литературный диктант. Причём вопросы стараюсь составлять как можно более каверзные : 1) Какого цвета была собачка, которую нашёл Герасим?, 2)Какой породы была Муму?, 3) По какой причине Герасим не смог жениться на Татьяне?, 4) Какой был рост  у Герасима?   и  т.д.  Если ученик невнимательно прочитал рассказ, он не сможет ответить на эти вопросы.  В следующий раз, читая текст, учащиеся будут обязательно обращать внимание на любые детали произведения , на описание , на характеры…

Далее я использую метод «Ромашка Блума».  Рисуем ромашку из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый вид вопросов:

1.     Простые вопросы (Где происходит действие рассказа? Кто главный герой? и т.д)

2.     Уточняющие вопросы (То есть, ты говоришь, что Герасим не умел говорить и не слышал? Если я правильно понял, барыня не приказывала убить собачку? )

3.     Вопросы- интерпретации (Почему Герасим утопил Муму? Почему Герасим ушёл от барыни?)

4.     Оценивающие вопросы ( Какое чувство вызвал у вас поступок Герасима? )

5.     Творческие вопросы (Что изменилось бы, если бы Герасим не утопил Муму? Что будет, если Герасим не уйдёт от барыни?)

6.     Практические вопросы.  (Как бы вы поступили на месте героя рассказа? Где в нашей жизни можно наблюдать похожую ситуацию?)

Вопросы могу составить я сама. А можно попросить сделать это ребят.

Следующий метод – «Шесть шляп». Шесть шляп мышления – система организации мышления , разработанная Эдвардом де Боно, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп.

1.     Белая шляпа (Какая информация доступна? Каковы факты?)

2.     Чёрная шляпа (Выявляются негативные моменты)

3.     Жёлтая шляпа (Выявляются преимущества, плюсы, положительные моменты)

4.     Красная щляпа (Эмоции и чувства. Здесь я прошу высказать не только свои чувства, но и показать чувства героев произведения)

5.     Зелёная шляпа ( Креативность.  А что было бы, если ….)

6.     Синяя шляпа  ( Цели, задачи – и выводы. И обязательно прошу ответить на вопрос , чему научил этот текст, что полезного из него взято для реальной жизни ).

Используя эти методы, я добиваюсь того, что учащиеся читают текст более внимательно, стараются подмечать все нюансы и тонкости. Кроме того, ребята рассуждают, обдумывают ситуацию, оценивают. То есть читают грамотно. Систематическое использование этих методов должно выработать у учащихся привычку воспринимать, анализировать  так любой прочитанный текст.  Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

-  общая  ориентация  в  содержании  текста  и  понимание  его  целостного  смысла  (20% заданий);

- выявление информации(20% заданий);

- интерпретация текста (30% заданий);

- рефлексия на содержание текста (15% заданий);

- рефлексия на форму текста (15% заданий);

Задания,  направленные  на  выявление  общего  понимания  текста,  могут предложить  учащимся  обнаружить  соответствие  между  частью  текста  и сформулированной  вопросом  общей  идеей  его,  частью  текста  и  специфической  сноской,  данной  автором  к  ней.  Возможно  предложить  из  сформулированных  идей  текста  выбрать  наиболее  общую,  доминирующую,  что  покажет  умение  ученика  отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать ее в заголовке текста и  формулировке его главной темы. Для  выявления  умения  находить  информацию  в  тексте  уместно  направить  внимание  на  нее  формулировкой  вопроса,  для  чего  учащемуся  потребуется  «пробежать»  текст  глазами, определить его  основные элементы и заняться поисками  необходимой  единицы  информации,  порой  в  самом  тексте  выраженной  в  иной  (синонимической) форме, чем в вопросе. Для  выявления  умения  интерпретировать  текст,  развивать  его  концептуальный  смысл  целесообразно  предложить  учащимся  сравнить   и  противопоставить  заключенную  в  тексте  информацию,  обнаружить  в  нем  доводы  в  подтверждение  выдвинутых  тезисов,  сделать  выводы  из сформулированных  посылок,  вывести заключение о намерении автора или концепте текста. Для выявления рефлексии на содержание текста  необходимо, чтобы читатель,  выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других  источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о  мире,  нашел  доводы  в  защиту  своей  точки  зрения.  Ясно,  что  этот  аспект  понимания  текста  подразумевает  достаточно  высокий  уровень  умственных  способностей  учащихся, нравственного и эстетического развития. Для  выявления  рефлексии  на  форму  текста  важно,  чтобы  читатель,  выполняя  задания, оценивал не только содержание текста, но его форму, а в целом  -  качество его  исполнения.  Этот  аспект  понимания  текста  подразумевает  достаточное  развитие  критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений. Для  выполнения  заданий  учащийся  должен  владеть  знаниями  о  структуре  текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки  мысли,  выражаемые  словом,  способности  слышать  авторский  голос  и  различать  авторские оценки изображенного. Задания, характеризующие осмысление формы текста, стимулируют такие виды  деятельности,  как  критический  анализ,  как  оценка  адекватности  изображенного  замыслу  автора  или  соответствия  текста  его  назначению,  как  стилистический  комментарий и некоторые другие.

                     В заключение хотелось бы отметить, что перед такой серьёзной мыслительной работой, а иногда и во время неё необходим эмоциональный настрой учащихся. Для этого мы с ребятами выучили несколько речёвок,  которые в хоровом «исполнении» заряжают положительной энергией:

1.     Мы внимательные,

Мы старательные,

Мы умные.

Мы добрые.

Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

2.     Старайтесь жить без злобы и без зависти

И не искать причины для обид.

Вы лучше улыбнитесь – так, для радости .

Улыбка никому не повредит!

3.     Я способен!

Мне нравится учиться!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!  

      

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"

Как подготовить учащихся к решению тестов PISA"
Скачать файл