КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Как появились деньги?»
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с историей возникновения денег, названий некоторых денежных знаков; формирование представления об экономических причинах возникновения денег; ознакомление с понятиями «бартер», «деньги».
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: значение понятий «деньги», «бартер»; о товарно-денежных отношениях, об истории появления денег;
Уметь: соотносить денежные средства со временами их использования.
Личностные: умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебная презентация, раздаточный материал, «Толковый» словарь им. Ожегова, металлические деньги.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя |
1-2 мин |
Фронтальная форма работы: - Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Садитесь. - Девизом нашего занятия «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Верно. - Сегодня у нас на занятии будет система оценивая «карта успеха», в которой прописаны задания и их оценивание виде монет. За каждое верно выполненное задание, вы должна будете закрасить 3 монетки, если присутствует 1-2 ошибки – 2 монетки, если более 2 ошибок – 1 монетка. |
Приветствуют учителя. Садятся.
- Если ты уверен в своих знаниях – подними руку и ответь, если не знаешь – не перебивай, послушай говорящего. |
Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика». |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: работа с кроссвордом |
4-5 мин |
Парная форма работы: - Начнем наше занятие с повторения. Для этого я предлагаю вам отгадать кроссворд в парах. Ключевым словом кроссворда будет подсказкой для определения темы урока. 1) Работник налоговой службы. ( инспектор) 2) Та сумма, что заплатит покупатель, Та сумма, что устроит продавца; Как мера для обмена всех товаров, На рынке называется…(цена) 3) Что собирали татаро-монголы? ( дань) 4) Специалист, начисляющий зарплату? (бухгалтер) 5) Человек, который выдает деньги? (кассир)
- Какое слово у вас получилось? - Оцените себя в «картах успеха». |
Дети разгадывают кроссворд и узнают тему урока.
- Деньги. |
К: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи. Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
|
III. Постановка учебной задачи
Словесный: постановка цели и составление плана урока |
2-3 мин |
- Зная ключевое слово нашего занятия, сформулируйте тему. Подумайте, чего вы не знаете о деньгах. - Какую цель мы поставим перед собой? - На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы. План Ø Что такое деньги? Ø Как появились первые деньги? Ø Как деньги величают? |
- Как появились деньги.
- Узнать историю появления денег. |
П: построение речевого высказывания Р: целеполагание
|
IV. Открытие нового знания
Практический: работа со словарем
Словесный: беседа
Наглядный: видеофрагмент
Словесный: опрос
Практический: игра «Найди и обменяй»
Практический: работа с текстом
Наглядный: работа с монетами
|
7-10 мин |
Фронтальная форма работы: Работа со словарем - Как вы думаете, с чего мы начнем изучение по новой теме? Ребята, так что же такое деньги? - Давайте найдем в толковом словаре определение слова «деньги». Соотнесите ваше определение с тем, что нашли в словаре.
- Сколько значений у слова «деньги»? - Для чего людям нужны деньги? - Деньги определяют меру стоимости вещей, являются средством платежа и одним из средств накопления. - Какую из данных функций вы можете объяснить? Цены, выраженные в деньгах, позволяют нам сравнить: насколько одни товары дороже других, сколько мы можем позволить себе на те деньги, которые зарабатываем и накопили. Рубль – универсальная денежная единица. Куда бы мы ни пришли в России, везде с его помощью можно расплатиться. При этом в современном мире деньги могут быть не только наличными, но и безналичными. Есть крупные покупки, которые невозможно сделать на одну зарплату – например, автомобиль или жилье. Есть ситуации, когда зарабатываешь сейчас, а тратить придется потом. - Какие виды денег вы знаете? - Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и узнать что-то новое. Внимательно смотрите и слушайте, после я задам вам вопросы. - Какие предметы служили деньгами в древности? - Ещё одной из самых распространённых форм денег до появления монет был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги. Для обмена использовали и такие вещи как: меха, зерно, табак, куски материи и многое другое. - Ребята! Как вы думаете, удобны ли такие деньги? Объясните почему.
- Что пришло на замену таким деньгам? Какой драгоценный металл использовали в Древней Руси? Какое у него было название? - Что делали, если надо было отдать не весь кусок, а только часть? Чему послужило это действие? - Как называются деньги в Казахстане? Откуда происходит это название? - Какое еще название произошло от слова «таньга»? - Про название каких еще монет было рассказано в видеофрагменте? - Как переводится это слово?
- Молодцы! Ребята, мы с вами узнали, что в древности, чтобы заполучить необходимый товар, люди производили обмен. В наше время существует обмен товарами? Кто-нибудь знает, как это называется? - Обмен товара на товар называется «бартер». - Сейчас я вам предлагаю представить себе, что мы живем в давние времена и нам нужно что-то приобрести. Поиграем в игру «Найди и обменяй».
Фронтальная форма работы: Игра «Найди и обменяй» (детям раздается по одной карточке, на которой на одной стороне нарисована картинка-предмет, то есть тот товар, который принадлежит игроку, а на другой стороне написано слово-название, которое необходимо получить в обмен на этот товар, далее дети начинают искать у игроков товар, который им нужен). - Оцените себя в «картах успеха». - А теперь поговорим о том, как же появились монеты. Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как появились монеты, или есть какие-то предположения?
Деньги нужны были для торговли. В древнем
мире их заменяли сливками металла различной формы. Чаще всего использовали
железо и медь. Но из-за частой подделки куски металла стали клеймить. Так
появились первые деньги. Парная форма работы: - Ребята, я приготовила для вас задание. Работаем в парах. У вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. - Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? Сравните их. - Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах (пример на слайде). - Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? - Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». - Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок - лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда». |
- С изучения понятия «деньги». Ответы детей. 1. - 1. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. 2. 2. Капитал, средства. - 2 значения. - Для покупки товаров.
Ответы детей.
- Бумажные, монеты, безналичные.
- Ракушки, шкурки животных, пищевая соль, куски драгоценных металлов.
- Нет. Такие деньги со временем портились, некоторые из них были тяжелыми. - Драгоценные металлы. Кусок серебра – гривна.
- Рубили топором. Появлению названия – рубль от слова «рубить». - Тенге. От тюркских монет «таньга».
- Название русских монет «деньга» и слово «деньги». - Про название денег в Армении – «драм». - Деньги и происходит от греческого слова «драхма». - Да. Бартер.
Играют в игру «Найди и обменяй».
Ответы детей.
Рассматривают монеты в парах.
|
П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; П: структурирование знания; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов
|
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический: составление пословиц |
3-4 мин |
Групповая форма работы: Задание «Собери пословицу» - Для следующего задания вам необходимо будет поделиться на группы по 5 человек. Каждой группе я раздам конверт, в котором находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, вам необходимо составить из них пословицы. 1 группа: Нелегко деньги нажить, а легко прожить. Тот без нужды живет, кто деньги бережет. Уговор дороже денег. Деньги счет любят. 2 группа: На деньги ума не купишь. Монета карман не тянет. Здоров буду — и денег добуду. На деньги друга не купить. 3 группа: Вовремя копейка дороже рубля. Деньги не грибы – можно и зимой найти. Деньги – что галки, все в стаю сбиваются. Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин. 4 группа: Из чужого кошелька легко платить. Как деньги при бедре, так помогут при беде. Когда деньги говорят, тогда правда молчит. Когда кошелек легок – на душе тяжело. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Оцените себя в картах успеха. |
Читают полученные пословицы. |
Р: планируют и контролируют учебные действия. Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический: составление синквейна |
3 мин |
Индивидуальная форма работы: - Сейчас у нас с вами будет творческая работа. Ваша задача: составить синквейн по новой теме. 1. строка – имя существительное, обозначающее тему урока 2.строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета 3.строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета 4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот) 5 строка – имя существительное, как итог, вывод
Например: Деньги! Хрустящие и звенящие. Заработать, вложить, приумножить. Деньги любят счет.
- Работаем самостоятельно. - Заканчиваем работу, кто хочет прочитать, что у него получилось? - Мне очень понравились ваши синквейны. Вы молодцы, ребята! Поэтому, каждому из вас, я предлагаю закрасить по 3 монеты в «карте успеха». |
Составляют синквейн. Читают синквейны.
Самооценивание. |
Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа |
VII. Включение в систему знаний
Практический: филворд |
4-5 мин |
Парная форма работы: - Мы с вами поработали, узнали много нового, и хотелось бы узнать, кто же лучше усвоил новый материал. Вы будете выполнять задание филворд. Кто знает, что это такое филворд? -
Филворд – это разновидность кроссворда. Филворд имеет поле без черных клеток
и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав
только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют
«крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического
кроссворда. (пример на слайде)
- У вас на партах лежат листочки с филвордом. Работать будете в парах. Приступайте. - Заканчиваем работу. Давайте проверим, сколько вы нашли слов. - Оцените себя в «картах успеха». |
Озвучивают ответы. |
К.: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции. П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: подведение итогов
|
2-3 мин |
Фронтальная форма работы: - Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Как тему на занятии мы сегодня изучали? - Мы с вами ставили цель и составляли план занятия. Как вы считаете, всего ли мы смогли достичь? - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Какие трудности у вас возникали? - На протяжении всего урока мы с вами оценивали себя закрашиванием монет. Посчитайте, сколько всего монет у вас получилось. |
- Как появились деньги. Ответы детей.
Ответы детей.
Подсчитывают монеты. |
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: построение рассуждения. Р: анализ собственной работы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.